Факты и мысли. Как вернуться домой?

Полина Ребенина
Крым вернулся домой, и тысячи украинцев переселились в Россию, и израильтянам, выехавшим из Союза, пообещал наш президент возможность возвращения, и русские немцы обратились с письмом к Аксёнову с просьбой о переселении в Крым... Все возвращаются домой, но для нашей семьи это представляется несбыточной мечтой.

Двадцать лет назад встретила я достойного шведского мужчину, вышла за него замуж, и после долгих колебаний переехала на постоянное место жительства в Швецию. Нужно было работать, чтобы содержать своих детей и помочь своему избраннику, а для этого нужно было получить шведское гражданство. В то время Швеция не признавала двойного гражданства, и чтобы получить гражданство этой страны, нужно было выйти из предыдущего гражданства. После долгих сомнений вынуждена я была пойти на этот шаг, ведь работать было необходимо. При подписании документов в российском консульстве услышали мы утешительные слова: "Да не расстраивайтесь вы так, вернётесь, когда будет желание, опять в российское гражданство".

И вот уже сколько лет мы безрезультатно бьёмся, чтобы вернуть наше русское гражданство, но на практике осуществить это оказалось совершенно невозможным. Сколько писем я написала, сколько запросов сделала, и все безрезультатно, воз и ныне там.

Лет десять назад вышел долгожданный указ президента В.В.Путина "О возвращении соотечественников в Россию". Как мы тогда обрадовались, забрезжил свет надежды, но русская бюрократическая машина перекрыла все пути возвращения, и похоронила все благие намерения нашего президента.

Через некоторое время после выхода вышеназванного указа отправилась я с детьми в русское посольство в Стокгольме с просьбой о возвращении в Россию. В начале сотрудники посольства как будто не понимали, о чём я прошу. Но после того, как я показала им указ нашего президента в распечатанном виде они наконец-то осознали, о чём идёт речь. Но всё равно посмотрели на меня очень странно и пригласили на собеседование.

Собеседование со мной проводили двое сотрудников консульства. Разговор был "с пристрастием". Началось все с вопросов типа: "Вам что жить в Швеции негде?" или "У вас что нет средств к существованию?". И когда я ответила отрицательно на оба вопроса, то последовал недоумённый следующий вопрос: "Так чего же это вам тогда здесь не живётся, в благополучной Швеции? Для чего вам возвращаться? Чего вам вообще от нас надо?".  Похоже, что напрягаться и прилагать усилия к тому, чтобы исполнить президентский указ, и помочь нам вернуться в Россию у сотрудников консульства желания большого не было. Не ясно, не хотели сотрудники посольства в принципе перенапрягаться и что-то делать, чтобы нам помочь, или же было им искренне непонятно, как можно желать вернуться на Родину, в Россию. Похоже, что мы говорили на разных языках и здесь нас совершенно не понимали.

Я им терпеливо объяснила, что работаю врачом в Швеции, зарплата у меня достойная, и живу я в вполне нормальных условиях, даже в собственном доме. Но я хочу жить и работать на Родине. Ну, чужое здесь для меня всё, и люди здесь совершенно иного менталитета, не хочу я здесь больше оставаться. Тут терпение сотрудников консульства начало истощаться и они на меня, непонятливую, начали даже сердиться: "Вам что очень хочется в Сибири сапогами грязь месить? Если уж вы сама такая странная, то ваши дети этого поступка никогда вам не простят!". Стало вообще непонятно в интересах кого эти сотрудники посольства работают, стараются они помочь соотечественникам вернуться домой или же прилагают все возможные усилия, чтобы не допустить этого и заставить их оставаться за границей. Даже возникли крамольные мысли, что возможно сами эти сотрудники только и мечтают, как бы ноги из России сделать и где-нибудь на Западе пристроиться. Ведь так и поступил бывший советский посол в Швеции Борис Панкин, ярый сторонник преобразований Горбачёва, и потому личность весьма популярная на Западе. Он теперь постоянно проживает в Стокгольме, пишет мемуары, дает интервью "Радио свобода" и "Эхо Москвы". Вообщем, так ничем и закончилось это мое первое обращение в русское консульство с целью возвращения на Родину.

Несколько месяцев назад возобновила я мои попытки. В русском посольстве сменился посол, теперь эти обязанности выполняет опытный дипломат Виктор Татаринцев, и его высказывания в шведской прессе свидетельствуют о нём, как о человеке умном, патриотически настроенном, действительно стоящем на страже интересов нашей страны и русских соотечественников. Я опять отправилась в консульство всё с той же моей неизменной просьбой. И теперь уже другой сотрудник, назовем его Марат, сидит напротив меня, но реакция его остаётся неизменной. "А зачем вам это надо? Ну живете в благополучной стране, и живите себе. Да у нас за всё это время только один голодный узбек обратился с подобной просьбой о возвращении в Россию! И вам это незачем!".

Но я теперь чувствовую себя значительно более сильной и закалённой и так легко не сдаюсь: "И напрасно! А вот нам это действительно нужно!"- отвечаю я ему. И задаю ему встречный вопрос. "Как давно вы находитесь в Швеции? Ах, всего один год?! И что вы об этой стране узнали за это время, сидя за высокими стенами и окружённые охранниками? А я живу здесь двадцать лет, работаю врачом и встречаю множество пациентов, как шведов, так и наших соотечественников. Мне представляется, что я узнала эту страну достаточно хорошо." И в доказательство сказанному подаю я ему мою книгу "Шведский рай": "Прочтите, пожалуйста, может быть вы узнаете что-то новое о стране, в которой работаете!".

Через две недели, побегав и собрав кучу документов: перевод паспорта, копии врачебного диплома, диплома кандидата наук, свидетельство о месте проживания, свидетельство о разводе, я вернулась к тому же сотруднику. Марат без всякого интереса мои документы принял и тут же добавил, что ничего обещать не может. На вопрос, прочёл ли он мою книжку, он ответил, что пролистал главу о лоботомии, и что чтение это показалось ему неприятным. "Честно говоря, мне и самому не всё здесь нравится! Не нравятся, например, все эти шведские гомосексуалисты, разного рода "голубые" и "розовые", которые бегают периодически вокруг русского посольства. Заколебали уже, раз за разом устраивают протесты в поддержку русских, якобы, угнетённых сексуальных меньшинств!"- вздохнув, добавляет он.

Ну, как и следовало ожидать, через два месяца позвонил мне тот же сотрудник Марат и сообщил, что моя просьба о возвращении в Россию была отклонена. И причина этому та, что мне больше, чем пятьдесят четыре года, и поэтому по русским законам я являюсь нетрудоспособной и, по-видимому, меня рассматривают, как ненужный балласт для страны. Я, конечно, удивлена такому ответу, я знаю о нехватке врачей в России, и мне хоть и больше пятидесяти четырёх лет, но я продолжаю работать в Швеции и при желании имею возможность работать в любой европейской стране. Ведь у меня не только русский, но и европейский врачебный диплом. Но я хочу работать в России!
 
На мой встречный комментарий, что в Швеции у меня нет отбоя от предложений о работе, ведь я являюсь высококвалифицированным специалистом, Марат мне отвечает лишь: "Ну и что, ведь то Швеция, а это Россия!". Удивительно, что в России так легко разбрасываются врачами, специалистами высокой квалификации.

Я еще раз стараюсь объяснить сотруднику посольства, что я не пособий в России ищу, и не бесплатного жилья, у меня есть сбережения, и жилье я могу себе сама купить, но мне нужна помощь в возвращении русского гражданства. Я прошу возможности работать для родных русских людей и вкладывать мои накопления в русские банки, чтобы они работали на пользу моей родной страны, а не Швеции. Странно и непонятно мне, почему я могу работать в любой европейской стране, но не в России, только по той причине, что в России до сих пор сохраняется необоснованно низкий пенсионнный возраст. И почему-то в России человек даже если хочет, то не может работать после определенного возраста, то есть людей сознательно или бессознательно превращают в иждивенцев и тунеядцев...

Так что мой воз и ныне там, и возвращение на Родину представляется в очень далекой и неясной перспективе. Как хотелось бы, чтобы прочёл эту заметку хоть кто-нибудь из понимающих и ответственных сотрудников русского посольства или же Министерства иностранных дел и смог нам помочь...