Горы, авиаперелеты, горная болезнь и аспирин

Владислав Тележко
Довольно часто в средствах массовой информации рассказывается о случаях резкого ухудшения самочувствия авиапассажиров, приводивших к летальным исходам.

Например:
«На борту самолета Airbus, летевшего из Шанхая в Мюнхен, умерла девятилетняя гражданка Италии. Во время полета командир сообщил о резком ухудшении самочувствия пассажира. Было принято решение совершить вынужденную посадку в Красноярске, однако к моменту приземления ребенок скончался.»

Причины подобного резкого ухудшения состояния здоровья могут быть самыми разнообразными, но есть, может быть, среди них одна главная — горная  болезнь. Дело в том, что на борту авиалайнера при наборе высоты до крейсерской -  около 10 километров, в салоне давление снижают до 0,8 атмосферного на уровне моря.  Такое понижение давления воздуха в салоне заложено в конструкцию всех самолетов с целью уменьшения прочности и, соответственно, массы корпуса, который должен противодействовать разнице давлений внутри и снаружи салона  самолета на высоте 10 км.

Это пониженное давление внутри салона  соответствует атмосферному давлению на высоте приблизительно 2 километра. Получается, что при подъеме авиалайнера на высоту 10 км, физиологически пассажиры подымаются всего-лишь, на 2 км. Для здорового человека такой быстрый двухкилометровый подъем в гору и пребывание там в течение нескольких часов остается практически незаметным. Но это для здорового. А для для человека с легочными или сердечно-сосудистыми проблемами такой подъем может вызвать горную болезнь и иметь печальные последствия.

Есть, однако, простой способ избежать подобных неприятностей. Это — прием аспирина. Достаточно принять 0,5 грамма (1 таблетку) АСПИРИНА для взрослого и 0,25 грамма (половина таблетки) для ребенка, разжевать и запить достаточным количеством воды.  Неприятные ощущения, вызванные уменьшением давления в салоне самолета, будут в значительной степени снижены.

Об этом способе профилактики и лечения горной болезни я узнал случайно в 2008 году на Кавказе.  Перед восхождением на Эльбрус я ночевал в домиках, которые сейчас построены несколько выше сгоревшего «Приюта 11» на высоте приблизительно 4200 метров. Это довольно большая высота для всех людей только что приехавших в горы независимо от их спортивной формы. Без высотной акклиматизации в течение хотя бы нескольких дней, а лучше недели,  находиться на этой высоте некомфортно. Для только что приехавших в горы и поднявшихся на 4200 метров с нижней станции подъемника Азау (2400 метров) горная болезнь или, как ласково называют ее альпинисты - «горняшка», гарантирована в той или иной степени. Симптомы «горняшки» — ватные ноги, головокружение, одышка, потеря аппетита вплоть до рвоты, головная боль, поверхностный и неглубокий сон или бессоница. Надо сказать, что эти домики на высоте 4200 набиты множеством клиентов коммерческих туров на Эльбрус, испытывающих в разной форме горную болезнь. Можно сказать, что эти домики представляют собой живую энциклопедию горной болезни.

Так вот, в то время, как я отсиживался на высоте 4200 метров без особых надежд совершить восхождение на Эльбрус  ближайшей ночью ввиду непогоды,  в домик ввалилась группа поляков. Их было человек пять участников плюс инструктор. Поздоровались. Разговорились - поляки неплохо говорили по-русски. Они только что приехали в горы и собирались проводить высотную акклиматизацию в течение нескольких дней перед тем, как попытаться выйти на вершину.
 
Я обратил внимание на то, что почти сразу же по их приходу в домик инструктор раздал полякам какие-то таблетки, которые они тут же приняли, запив водой. На мой вопрос, что за «колеса» они пьют, был получен ответ — АСПИРИН. На вопрос — а зачем? Ответ — от «горняшки».

Гениально просто! Я вспомнил объяснение причины горной болезни, данное советским физиологом Константином Павловичем Бутейко. Причина горной болезни по К.П.Бутейко заключалась в защелачивании крови, вызванном быстрым подъемом на высоту.

Здесь  надо  остановиться  немного на физиологии.
Разреженный воздух на высоте содержит меньше кислорода, что вызывает уменьшение продукции организмом углекислого газа, который, как это видно просто даже из его названия, превращается при растворении в угольную кислоту. Чем меньше углекислого газа растворено в крови, тем менее кислой, более щелочной она становится. Кислотность крови выражают индексом рН.  Чем меньше рН — тем выше кислотность. И, наоборот, чем больше рН — тем более щелочной является любая жидкость, в том числе и кровь. Нормальный рН крови равен 7,4.

Как известно, переносчиком кислорода в ткани является белок гемоглобин. Гемоглобин может связать 4 молекулы кислорода и превратиться в оксигемоглобин. Оксигемоглобин отдает кислород тканям, а сам при этом превращается (диссоциирует) в дезоксигемоглобин.  Изменение рН крови в ту или иную сторону приводит к изменению степени диссоциации оксигемоглобина на дезоксигемоглобин и кислород. Это явление называется эффектом Вериго — Бора (см. Рис.1).
http://www.zdravosil.ru/normalnaya-fiziologiya/page/92/

 Из рисунка видно, что увеличение рН крови (защелачивание) приводит к повышенному содержанию оксигемоглобина в венозной крови, поскольку  в более щелочной крови оксигемоглобин хуже отдает кислород (диссоциирует) , а это приводит к снижению потока кислорода в ткани.  И, наоборот, более кислая кровь приводит к большей диссоциации оксигемоглобина и, соответственно, к увеличению потока кислорода в ткани. Это проиллюстрировано на Рис.2.
http://www.zdravosil.ru/normalnaya-fiziologiya/page/92/

Зачем природа придумала такой механизм?
 
Ответ простой. Если организм не работает физически, т. е. не производит достаточное количество углекислого газа, образующегося в тканях (мышцах) при выполнении физической работы за счет окисления глюкозы, то и кислород в ткани (мышцы) не следует поставлять в большом количестве. Усиленная работа приводит к большей выработке углекислого газа и к понижению рН крови, что вызывает ускорение диссоциации оксигемоглобина и, следовательно, к большему потоку кислорода в ткани (мышцы), который и должен обеспечить выполнение этой усиленной работы.
 
При подъеме на высоту этот прекрасный механизм дает сбой. Недостаток кислорода в окружающем воздухе приводит к недостатку углекислого газа в крови, к ее защелачиванию, а это приводит к уменьшению потока кислорода в ткани. Кислорода становится итак меньше, а тут еще и поток кислорода уменьшается из-за того, что становится прочно связанным с гемоглобином. Возникает кислородная недостаточность. Если пытаться компенсировать эту недостаточность при помощи увеличения частоты дыхания (одышка), то становится еще хуже, поскольку усиленная вентиляция легких приводит к дополнительному вымыванию углекислого газа из организма. Возникает острая кислородная недостаточность, действующая, прежде всего, на головной мозг, т. е. горная болезнь. Поскольку страдает головной мозг, то и проявления горной болезни соответствующие — головокружение, головная боль, потеря равновесия, тошнота и рвота, расстройство сна. Приступы горной болезни наиболее остро наступают ночью, когда организм обездвижен и продукция углекислого газа снижается до минимума.

Какие есть способы справиться с горной болезнью?
 
Самый простой способ — заставить себя выполнять какую-либо легкую работу для того, чтобы повысить уровень углекислого газа в крови и привести рН крови к норме. В горах это сделать достаточно просто, но сидя в авиационном кресле практически невозможно.
Можно также попробовать снизить частоту дыхания, немного его попридержав. Это тоже приводит к улучшению состояния.
И, наконец, можно принять таблетку АСПИРИНА. Дело в том, что аспирин — это сильная ацетилсалицилловая  кислота. Прием аспирина в обычных условиях вызывает закисление крови, что приводит к усиленному потоотделению в точности также, как это происходит при выполнении усиленной физической работы, когда закисление крови вызывается выработкой большего количества углекислого газа. А на высоте во время акклиматизации, когда кровь имеет щелочную рН, прием аспирина вызывает нормализацию кислотности крови и нормализацию потока кислорода в ткани. Никакого потоотделения после приема аспирина при этом не происходит. А, если после приема аспирина, вы начали потеть, то принимать его больше не нужно, поскольку кровь, и так, уже имеет нормальную кислотность.

Это теоретические предпосылки, которые я проверил на собственном опыте. В 2008 году после памятного вечера с польскими альпинистами, мне удалось подняться на Западную вершину Эльбруса 5642 метра, не прибегая, правда,  к помощи аспирина. Проведенная акклиматизация оказалась достаточной. Ночью распогодилось и Эльбрус открылся от облаков, которые закрывали его в течение всей предыдущей недели. В 3 часа ночи я вышел из спящего домика, надел кошки и обогнав по пути, человек 200 восходителей и не сделав ни одной остановки в 9 часов утра был на Западной вершине Эльбруса. Остановки не делал, именно, из тех соображений, чтобы не уменьшать содержание углекислоты в организме.  На высоте лучше медленнее передвигаться, чем бежать и потом усиленно пыхтеть, хватая ртом разреженный воздух. На вершине мела легкая метель, температура минус 10 С. Видимость была не более 100 метров. Погодное окно закрылось. Оно просуществовало всего 3-4 часа.

В 2011 году в сентябре мы подымались в Италии на четырехтысячник Гран-Парадизо.
Тут пришлось прибегнуть к АСПИРИНУ.
Времени было мало. Высокогорный приют "Витторио Эммануэле" закрывался через два дня, к тому же портилась погода, поэтому времени на акклиматизацию не было вовсе.  Первая ночевка была в кемпинге на высоте 2000 метров, вторая ночевка была на приюте на высоте 2700 метров. На следующий день мы поднялись  на Гран-Парадизо 4061 метров  без всяких осложнений в плане «горняшки».  АСПИРИН принимали в течение первых двух дней пребывания в горах по 3 таблетки в день — утром, днем и вечером. В день восхождения приняли по 1 таблетке аспирина утром. Самочувствие было замечательное — никаких проявлений горной болезни!

В 2012 году также в Италии мы провели при помощи АСПИРИНА ускоренную высотную акклиматизацию и на третий день пребывания в горах поднялись в массиве Монте-Розы на пик Брайтхорн 4164 метра и на шестой день были на пике Кастор 4228 метра. И тоже - никаких проявлений «горняшки»!

В 2013 году с другой стороны Монте-Розы опять же на третий день пребывания в горах мы прошли траверс  под названием «Traversata dei Camosci», в течение которого пришлось достаточно долго работать на высоте порядка 3500 метров.  Здесь пришлось принимать АСПИРИН прямо по ходу восхождения и надо сказать, что его действие было удивительным и восхитительным. На фоне накопившейся усталости  через 15 минут после приема аспирина возникло ощущение необыкновенного прилива сил.

В этом году  мы с семьей катались на горных лыжах на склонах Эльбруса. Подъемник сейчас подымает там на Гара-баши на высоту 3840 метров. Высота более чем достаточная для «горняшки» или по крайней мере для ощущения ватных ног. В пути надо сделать 2 пересадки, так вот при каждой пересадке ноги становятся все тяжелее, так что наверху в первый день просто наливаются  свинцом. Прием аспирина снял у меня все эти негативные симптомы. Жена пару дней сопротивлялась под лозунгом, мол, организм сам должен все перестрадать, но на третий день сломалась и перешла на аспирин.

Испытав действие аспирина в горах, я теперь применяю его и при длительных авиаперелетах. Прием аспирина сильно улучшает мое самочувствие.  Жене - таблетку и детям по половине тоже даю. Никакого вреда, кроме пользы не замечаем.

Может быть, я и не стал бы писать эту статью, если бы не смерть итальянской девочки, произошедшая на борту самолета. Причиной этой трагедии могла быть и другой, но, тем не менее желание поделиться свои опытом в письменной форме приняло характер непреодолимой силы.

По моим наблюдениям подавляющее большинство людей, посещающих горы  и десятки лет занимающихся горным туризмом, альпинизмом и горными лыжами не имеют ни малейшего представления о причинах горной болезни и не знают о чудодейственном  АСПИРИНЕ, позволяющим легко справиться с этой напастью. Надеюсь, что им эта статья будет полезна.

P.S. Для подготовки к жизни и путешествиям в высоких горах очень полезны анаэробные тренировки в межсезонье. Лучшая из них - бег с ускореньем в гору.
Обычный аэробный бег, даже и очень долгий, для для этого мало полезен. Нужны тренировки, которые бы вызывали гипоксию.

P.P.S. В августе 2020 в Безенги на 4-ый день пребывания в горах вдвоем с женой поднялись на пик Семеновского 4040 (4086 ?) метров по южному гребню 1Б. Маршрут этот технически несложный, скально-осыпной и очень утомительный, поскольку осыпи мелкие и частично лежат на некрутых скалках. Скалки к тому же местами сильно разрушенные. Особенно утомительна при подъеме рыжая осыпь, по которой надо лезть , чтобы выйти ны южный гребень. Шаг вперед, два шага назад вместе с осыпью . Первые 3 дня аспирин принимали по 3 таблетки в день. На четвертый день в процессе восхождения ели аспирин по 500 мг  на каждом привале, т.е. каждый час. Итого: в этот день съедено было каждым по 5 таблеток, т.е. по 2,5 грамма.

P.P.P.S. Продолжаем ежегодно в августе месяце посещать альплагерь Безенги. Приезжаем туда на 7 - 8 дней и совершаем несложные восхождения на пик Саратова, 1Б - 2 раза и пик Брно, 2А (в августе опасен из-за камнепадов). Времени для акклиматизации мало, поэтому аспирин принимаем первые 3-4 дня.
Один раз перед поездкой в горы прошел 20-ти дневный курс гипокситерапии (см. статью "Митохондриальная медицина", http://proza.ru/2021/12/26/1162). Результатом остался доволен. Самочувствие и работоспособность в горах были значительно лучше, чем обычно.