Диалоги за чайным столом. Вечер четвертый

Альберт Горошко
- Одиноки ли мы во Вселенной? Есть ли они – братья по разуму? Я не ошибусь, если скажу, что каждый из нас, и ты тоже, задавался этими вопросами, по сути своей, риторическими. Так что ты об этом думаешь?
- Трудно сказать, а почему ты спрашиваешь меня, ведь они же риторические, то есть не требуют ответа?
- Потому, что мне кажется, ответ на них связан напрямую с другим вопросом – сотворен ли мир, или возник сам по себе.
- Интересно, объясни.
- Хорошо. Предположим, где-то там, за миллионами парсеков, есть наша близняшка-Земля, и живут на ней, среди прочих, два философа, ну, такие, как мы, и рассуждают о сотворении мира или о его внезапном рождении из точки. Если это так, то можно допустить наличие и третей, и четвертой, и n в степени n – ной Земли, где так же сидят двое любителей чая за интересной беседой. В таком случае, Господь, сотворивший наш мир и, по своему образу и подобию, нас с тобой, начиная от Адама, сделал то же самое для всех n в n – ной степени миров. Допустим, что это так. Всемогущий Бог “поработал” на славу, увидел, что все хорошо, и… оставил нас наедине с нашими сомнениями.
- Вряд ли все n в степени n подобий Божиих подобны соседям с разных планет.
- Ты прав, хотя Господь многолик и в каждом конкретном мире его творения подобны ему в своем обличье. Но даже на двух разных планетах не могут быть условия одинаковые настолько, насколько похожи друг на друга, скажем, пингвин и носорог. Стало быть, если на этих двух планетах беседуют четыре философа, то каждый второй говорит сейчас о таком сотворении мира, которое в корне отличается от нашей привычной картины творения. Что уж говорить об n в n-ной степени религий. Напрашивается вывод.
- Постой, дай я скажу – если есть братья по разуму на других планетах, значит, Вселенная не была сотворена за семь дней?
- Ты, как всегда, попал в точку, хотя все до крайности упростил. Действительно, у каждой пары философов будут свои представления о сотворении мира, и каждый из них будет допускать, что мир этот уникален, как и его Творец.  Но в целом, получается n в степени n Творцов и теологических учений. Представляешь, какой случился бы кавардак?
- Да, вряд ли у всех мир получился бы таким прекрасным.
- Ты снова зришь в корень! Мир прекрасен, и поэтому мы думаем, что сам по себе он не стал бы таким, что здесь не обошлось без руки Господа. Итак, имеем два альтернативных положения – первое - мы одиноки во Вселенной, созданной Богом,  второе – мы не уникальны, и в мире существуют наши братья по разуму, возникшие из ничего благодаря эволюции. Но давай отталкиваться от того, что нам известно, от самых простых фактов. Факт первый – братья по разуму не спешат появляться. Почему? Либо их просто нет, и это самый вероятный ответ, либо они не хотят с нами общаться (самый невероятный ), либо просто не могут найти способов для осуществления контакта.  Даже мы, такие разумные, послав свои сигналы в пустоту, капсулы с информацией, ракеты с аппаратурой и прочее – не можем рассчитывать на то, что нас кто-нибудь услышит в ближайшие сотни лет. Сигналы, посланные нами, преодолели всего каких-то сорок световых лет, не говоря о Вояджере, который лишь недавно вышел за пределы Солнечной системы. История человечества насчитывает жалкие миллионы лет на 4,5 миллиардном отрезке существования Земли. Из них всего лишь полвека приходится на так называемую космическую эру. Во Вселенских масштабах это – вспышка, колебание. Если принять возможность возникновения разумной цивилизации на другой планете, то такая же вспышка могла произойти там и пораньше, чем на Земле, лет этак на миллиарда  два с половиной. Какой уж тут контакт? И если даже и есть жизнь на других планетах, скорее всего она не “разумная”. Ведь мы же говорили с тобой, что разум – это мутация интеллекта, а мутация может и не повториться. Факт второй – мир действительно прекрасен и совершенен. Скажи, что больше всего удивляет на нашей планете или в небе, глядя на что ты задумываешься о величии и красоте мира?
- Мне трудно вот так сразу ответить… Представляется, прежде всего почему-то Ниагарский водопад, хотя я его никогда не видел воочию.
- Хм. Ну хорошо. А я вот чему удивляюсь. Угловые величины Луны и Солнца примерно совпадают, так, что во время Солнечного затмения Луна точь-в-точь закрывает Солнце, оставляя только корону нашего светила. Что еще более величественное мог видеть наш предок? Как точно подобраны, или это случайность – диаметры и расстояния между тремя небесными телами? И ведь лик Луны – не удивительно ли это? Словно кто-то специально побуждает нас – посмотри, разгадай! А для этого сначала научись разгадывать. Изобрети линзы, расположи их друг напротив друга! Ведь когда ты смотришь на луну в телескоп, лик исчезает, но зато ты понимаешь, что Луна – это не просто диск в небе.
- И ты тоже это заметил? На фотографиях Луны тоже не видно лица, если снимок с хорошей детализацией. Как на картинах импрессионистов – ничего не понятно вблизи.
- Хорошее сравнение! Итак, мы имеем одну случайность – разум, и вторую – совпадение видимых диаметров Луны и Солнца.  Казалось бы, вещи несопоставимые, но не является  ли первое инструментом, а второе – достойной загадкой, задачей, для решения которой и служит данный инструмент? Как часто мы сталкиваемся с необъяснимыми, загадочными явлениями, пытаемся постичь их природу? Не очень часто. Но то, что находится у нас перед глазами почти каждый день, такое привычное, такое обычное, на самом деле способно побудить и побуждает наш разум к самым дерзновенным вопросам и поискам.