Франкенштейн или современный Прометей. Мэри Шелли

Андрей Шаповал 1
Пока что лучший роман, прочитанный мною в этом году.
Что можно сказать о столь восхитительной вещи? Одновременно все, и ничего.
Мне повезло, что я не смотрел ни одного фильма о "Франкенштейне" и мой ум был не обременен всем тем вздором, что породил гнилостный человеческий мозг за целое столетие. Кому принадлежат права на персонажей? Все, кому ни лень, пишут об этой теме, не стесняясь даже заимствовать имена. Спекулянты-грызуны. Когда я читал аннотацию к фильму "Я, Франкенштейн", меня просто обуревала ненависть граничащая с непреодолимым желанием причинить тяжкие телесные не совместимые с жизнью создателям этого, порожденного тяжелыми наркотиками, "шедевра". Кто такой Игорь, и откуда он взялся, я так и не понял, прочитав роман. Вообще, когда читаешь аннотации к чему-либо, где фигурирует имя "Франкенштейн", в душе начинает все адски пылать и пальцы истязает чудовищный тремор. Одна Мэри Шелли умница.
Роман этот яркий пример того, что классическая литература может (и должна) быть интересной. С одной стороны мы имеем, не побоюсь этого слова, крутой сюжет, а с другой - идею и посыл автора, над которыми не перестаешь размышлять продолжительное время после закрытия книги.
Рассказанная история настолько сложна с моральной точки зрения, что однозначного отношение к ней не будет никогда. Шелли затрагивает великое множество вопросов, о которых общество предпочитает умолчать.
Во время чтение я постоянно менял отношение к персонажам, испытывал неподдельные чувства, сопереживал и ненавидел.
Вначале я испытывал жалось к Демону, но со временем, во мне разгоралось желание самолично уничтожить эту дрянь. Сам монстр Франкенштейна оказался глубокой, утонченной личностью. Вначале он, правда, вызывает чуть ли не слезы, рассказывая свою историю. Это невольно натолкнуло меня на мысль, что Шелли хочет показать нам жестокость человека по отношению к отличающимся от них созданиям, как то было в фильме Д. Линча "Человек-слон". На деле же все вышло совсем не так. "Человек-слон" бесподобный фильм, но он, все же, о другом. Итак, перед нами ранимый, чувствительный детина с дефицитом внимания, который почему-то решил, что весь мир к нему жесток. "Никто со мной не дружит, не общается, не любит, я такой несчастный, пожалейте меня" - начинает он разводить сопли, а потом ловит бесинку и приступает совершать всевозможные бесчинства. Сожжет дом - плачет, убьет человека - плачет. Шизофрения какая-то. "Я тебя убью, но не думай, что мне принесет это удовольствие. Мне будет даже хуже, чем тебе, потому что мне придется еще с этим жить, а ты умрешь" - вот такая "философия" у нашего оболтуса. Никто не говорил, что будет легко! Страдай, мразь!! Кто слышал пословицу "Истинное величие человека заключается в понимании собственной ничтожности." - вот ее можно отнести к этому роману. Демон понимал свою ничтожность, но не принял ее.
Виктор Франкенштейн тоже неоднозначная личность. Вначале он раздражает своими поступками и безрассудством, которые в последствии приводят к печальным и необратимым последствиям, но с течением страниц, он реабилитируется и прямо таки поднимается на глазах. Мыли свои он начинает развивать далее, чем на пол часа вперед, начинает думать о последствиях, будущем, и судьбе человечества. Раскаяние же пришло поздно, когда уже поменять что-либо, было невозможно.
Это переменчивое отношение к главный героям показывает нам их "рост и взросление" в рамках романа, отчего верить в происходящее становится легче.
Можно еще много чего обсуждать касательно романа, но я не люблю заниматься подобным. Пусть лучше каждый сам прочитает. Одно скажу, что здесь я не раскрыл и малой доли всего того, что прочувствовал за время чтения.
Бесценная книга!!
10/10