В защиту легионеров, стрелявших в св. Себастьяна

Сергей Рябцев
Несколько лет назад мне посчастливилось побывать в Риме и в частности в катакомбах святого Себастьяна, названных так в честь одного их ранних христианских мучеников, мощи которого хранятся там же, в базилике. Признаться, до той поры мои представления об этом святом сводились лишь к общим знаниям, однако после посещения катакомб возникли некоторые сомнения, или домыслы по поводу одного из эпизодов его жизни. Попробую объяснить.

Известно, что Себастьян жил в трёхсотых годах нашей эры и был начальником преторианской гвардии при римском императоре Диоклетиане и при этом тайно исповедовал христианство. Однажды ему пришлось поддержать двух своих товарищей, осуждённых на казнь за веру. Себастьян помог друзьям сохранить силу духа и не поддаться отступничеству в трудную для них минуту, чем выдал себя и был заключён под стражу. Себастьяна принуждали отказаться от веры, но он выстоял, и тогда по велению императора его приговорили к смерти. Юношу привязали к дереву и пронзили стрелами. Ночью за телом пришла его супруга, она хотела похоронить мужа, но каково было её удивление, когда обнаружилось, что Себастьян ещё жив. Оказалось, что стрелы, пущенные в него, не задели жизненно важных органов. Женщина выходила мужа. Друзья им советовали бежать из Рима, и тем спасти свои жизни, но Себастьян не послушался, мало того, он отправился к самому императору, доказывать истинность христианского учения. Диоклетиан вновь приговорил его к смерти, на этот раз Себастьяна забили камнями, а бездыханное тело для пущей надёжности бросили в Большую Клоаку, римскую канализацию. Позже тело нашли христиане и тайно похоронили в катакомбах, где оно и поныне находится.

Таков вкратце жизненный путь святого. Казалось бы, нет ничего необычного, однако меня, как человека в прошлом военного, заинтересовал вот какой вопрос. Спрашивается, а почему римские легионеры, заметьте, профессионалы своего дела, так плохо стреляли из луков? Ни одна из их стрел не оказалась смертельной. И это при том, что жертва была привязана к дереву, то есть была неподвижной. Кстати, многочисленные скульпторы и художники, которые позже на протяжении многих веков творили своих Себастьянов, отмечали эту деталь со стрелами, они у них также не задевали жизненно важных зон. Правда, исключения были, но то лишь от незнания анатомии.

Однако вернёмся к вопросу о меткости стрельбы. Могу допустить, что таким образом легионеры хотели причинить Себастьяну больше страданий, мол, пусть потихоньку истекает кровью и мучается. Но в таком случае для охраны осужденного должны были выставить часового, что б никто, ни одна душа не оказала ему помощь. И уж ни как не должны были оставлять Себастьяна, не проверив, жив тот ещё или нет. На этот счёт имелось надёжное средство – римский обоюдоострый меч. Один его взмах и нет сомнений. Заметьте, ничего из этого сделано не было.

Остаётся только одно объяснение, легионеры, стрелявшие в Себастьяна, проявили чудеса меткости, они специально целились в жизненно «неважные» органы. Полагаю, солдаты сочувствовали молодому человеку и тем хотели спасти его жизнь. Были при этом они христианами или язычниками, не знаю. Однако интересно другое.  После того, как легионеры дарят жизнь Себастьяну, он вновь отправляется к императору. И это делает, заметьте, военный человек, начальник стражи. Себастьян, как никто другой, должен был понимать, что таким поступком он подводит под монастырь легионеров, что в него стреляли.  Получается, что стреляли, но не убили, так, пошутили, А что в таком случае прикажете делать императору.

Во всех армиях мира за неисполнение приказа неминуемо следует наказание. В римской армии за такой проступок полагалась смертная казнь, и очень жестокая. Легионеры знали о том и всё равно пошли на воинское преступление. Вероятно, солдаты надеялись, что Себастьян тайно покинет Рим, и никто не пострадает. Если бы они предвидели конечный результат, как бы поступили? Что отпустить жертву, что прицельно её расстрелять, не повредив жизненно важных органов, а она при этом о себе публично заявит,  - как не крути, а получается всё едино, смерть. Но ведь не отпустили же, стреляли, значит, надеялись, что всё останется в тайне. А что делает Себастьян? О чём он думал, когда отправлялся к императору? Полагаю, не о бедных легионерах. А в истории сохранилось только его имя, да ещё императора Диоклетиана. Вот и пришлось замолвить слово о бедных легионерах.

И последнее, я ничего не имею против св. Себастьяна, но у меня возник вопрос, и я попытался на него ответить.



(Фото из личного архива)