Последний поход Игоря Дятлова

Татьяна Шмидт
 Их было девять,   таинственно погибших туристов- участников лыжного похода  высшей сложности по Северному Уралу. Из них пятеро студентов Уральского политехнического института,   три молодых инженера выпускника этого же учебного заведения и  инструктор Коуровской турбазы. Три года назад я впервые узнала об этой трагедии,  и всё это время она  не отпускает меня….

 Безумно жаль их,  совсем  молодых и таких талантливых ребят! Среди них были две красивые молодые девушки Зина и Люда. Люде было всего двадцать лет. Но   они к этому времени были уже опытными туристками  и побывали во многих походах. Зина Колмогорова была на Алтае на Телецком озере с тургруппой,   и там  ее укусила ядовитая змея. Укус болел долго, её вылечил лесник, прикладывая к месту укуса простоквашу. А Люде в сложном  походе  по Восточным Саянам  охотник случайно прострелил ногу,  и товарищи 89  километров несли ее на руках. Она испытывала сильные боли, но мужественно терпела всё.

 Новый  поход начался 23 января 1959 года. Тогда в УПИ была открыта секция спортивно туризма, и брали туда  самых выносливых и надежных ребят.  Руководил группой   опытный турист Игорь Дятлов. Это был очень талантливый юноша.  Он был студентом пятого курса УПИ и учился  блестяще. Преподаватели видели в нем молодого ученого с выдающимися способностями. А в жизни Игорь был скромным человеком. Он не любил вечера с танцами,   выпивкой и девушками. Парень  любил спорт и увлекался радиотехникой. В седьмом классе он  уже смастерил первый радиоприемник и пошел с ним в первый поход. С тех пор  Игорь  исколесил весь Урал.

 Вот и этот поход возглавил он – признанный лидер группы.  И фортуна вначале улыбалась им! Всё шло как по маслу. Они благополучно доехали на поезде до города Серов, потом до Ивделя, наконец,  до поселка ехали на открытой машине до поселка Вижай.  Дальше ехали до Северного поселка-2. В дороге везде пели замечательные туристические  песни, в Серове сходили в школу, познакомились с ребятами и два часа рассказывали им о своих походах. Ребятишки буквально влюбились в веселую, заводную Зину Колмогорову и не хотели ее отпускать, а провожали туристов до самого вокзала со слезами, просили остаться у них вожатой.

 Погода была прекрасная – всего 8 градусов ниже нуля. Ребята веселились, валялись в снегу, фотографировались. В поселке Вижай познакомились с местными  молодыми лесорубами, у  которых были гитары,   и все  пели песни  под гитару и мандолину. Мандолину взял собой Рустем Слободин. Он отлично на ней играл и знал много песен.  Разошлись по местам в третьем часу ночи. В Вижае посмотрели в клубе три фильма:  «Золотая симфония», «В людях» и  «Есть такой парень».
Когда  ехали в открытой машине целых три часа, а мороз всё усиливался, ребят продувало насквозь,  но это не мешало им дискутировать о любви,  счастье и  петь песни. По дороге купили четыре булки мягкого теплого хлеба и сразу съели две булки.
 
  Потом туристы добрались налегке до 41 участка, заброшенного геологами, а вещи им подвезли на подводе. Десятым участником группы Дятлова был Юрий Юдин. В открытой машине он сильно простудился,  и у него заболела нога – внезапно от переохлаждения  воспалился седалищный нерв.  Идти дальше по маршруту на лыжах он не мог и поэтому, простившись с друзьями Вижае, он вернулся домой. Это спасло ему жизнь.


  С 27 января туристы встали на лыжи  и  пошли по маршруту  с тяжеленными рюкзаками за плечами. Они должны были пройти на лыжах 350 километров. Самый сильный и  спортивным парень – Рустем Слободин, нес  в своем рюкзаке палатку.  Сначала долго шли берегом реки Лозьвы, потом пошли по реке Ауспии. Но там оказались наледи, идти было очень трудно,  и они снова пошли берегом рек по лыжне, проложенной охотниками манси.

     По дороге все по очереди писали общий  дневник. А девушки и Саша Колеватов писали еще и свои отдельные  дневники. Александр Колеватов вел дневник постоянно и никому его не показывал.  Это был очень аккуратный парень, солидный, опытный турист. Дневник он вел до последнего дня, в нем могла быть  запись о причине трагедии, но его дневник найден не был….
Идя по следам манси, туристы  постоянно видели какие-то непонятные им зарубки на деревьях, прошли вблизи чума и видели следы ночевки охотника манси.

  Любознательная Люда Дубинина в своем дневнике перед походом записала много мансийских слов. Ее интересовал этот лесной народ. Ханты и манси испокон века жили рядом, часто роднились между собой. Это были отличные охотники, лес был их родной дом. В своем лесу ханты и манси  знали каждое дерево. А кедр почитался,   как священное дерево. Были у них свои святилища и поверья. Мимо одного такого  святилища прошли и дятловцы. А по  легенде к  этому святилищу не должны были приближаться посторонние люди и особенно женщины, которые должны были обходить их за два километра…

  Туристы шли на лыжах по охотничьей тропе, а за ними внимательно и незаметно следили манси, которые могли  легко скользить  по снегу на своих подбитых мехом лыжах, совершенно не оставляя следов…
 Еще у манси   существовали памятные священные горы, на которые никто кроме них не должен подниматься. Среди них была и гора Отортен, на которую собирались восходить  дятловцы. В переводе с мансийского название этой горы звучит так: «Не ходи туда»,   молодые люди  они упорно шли  к этой горе.

  После двух холодных ночевок у реки Ауспии туристы идут по проторенной манси лыжне,  по которой не очень давно проехал охотник на оленях. Дальше идти стало труднее. Лыжи проваливались   в рыхлый  снег. 
1 февраля они подошли к склону горы Холат - Сяхыл, что в переводе  с мансийского означает «Гора мертвецов». Здесь когда-то по преданию были убиты девять охотников манси.
 
 Холодно было в этих глухих приполярных местах. До конечной точки маршрута  - горы Отортен оставалось 10 километров. Усталые и измученные ребята решили устроить ночлег здесь. Наскоро поужинали и легли спать в своей старенькой залатанной, видавшей виды палатке.

  И только заснули, как и случилось  нечто  такое, что заставило ребят выскочить полураздетыми из палатки и бежать прочь на 26 градусный мороз на верную гибель…

  Туристы не вернулись в назначенный срок и первыми тревогу забили родители. На поиски группы Дятлова отправились студенты, военные, местные жители.  Среди них был и  проводник манси Степан Куриков, который  у  границы леса  дальше  на перевал  не пошел,  сказал, что ему нездоровится. И в этот же день 25 февраля  поисковики нашли  почти занесенную   снегом палатку.  Сначала все надеялись, что туристы живы  и,  зайдя  в пустую   палатку,    на высоте 1079, даже  выпили  спирт за здоровье студентов…

   А 26 февраля  с вертолета заметили  фигуры людей  на снегу и обнаружили  ниже по склону   замерзшие тела  Игоря Дятлова, Зины Колмогоровой и  Рустема Слободина, у которых были многочисленные ссадины и царапины  на лице и руках.  Все были  без верхней одежды и обуви. Они лежали на линии – палатка, кедр, головой к палатке. У Зины  была большая скальпированная рана на руке, у Рустема Слободина – травма черепа.

  Ниже по склону в 1,5 километрах под большим кедром поисковики   нашли  еще двух ребят и  возле   них  остатки костра. Это были Юра Дорошенко и  Юра Кривонищенко. Они лежали рядом, спиной друг к другу,  с ожогами на руках. Оба были раздеты до белья и умерли от замерзания.  Под  кедром  было много следов, на которые тогда мало уделили внимания. У кедра был найден темный матерчатый пояс с ремешками на концах, не принадлежащий  туристам. Чей это был пояс? Возникает много неясных вопросов. Почему-то не сохранилась лыжня к палатке, сделанная  девятью парами лыж. Мало внимания было уделено следам, а ведь следы  - это был ключ к разгадке этой трагедии.

   А чужие следы там были, и вообще все следы от палатки шли двумя шеренгами, потом оказалось, что лыж было 10 пар,  и еще был найден обломок одиннадцатой…

  Поиски продолжались большим количеством людей. Снегу в тех отдаленных местах  выпало очень  много,   искали щупами на большой глубине. Четверых - Сашу Колеватова, Семена Золотарева,  Колю Тибо- Бриньоля  и Люду Дубинину -  нашли только весной в начале мая  под двухметровым слоем снега, почти в 70 метрах от того самого кедра.  Страшная находка потрясла поисковиков:  Люда Дубинина  стояла на коленях  в ручье. Первым из записанных мансийских слов в ее дневнике были: « Я- ручей…»  Что это? Мистика или судьба?

 Трупы вскрывали в  Ивделе в военной части. У троих были травмы несовместимые с жизнью. Вдавленные переломы височных костей  без нарушения кожных покровов, множественные переломы ребер. У Люды Дубининой не было глаз и отрезан  язык, шесть  переломов  ребер и травма височной кости.  На бедре девушки была большая гематома с кровоподтеком.
 
   Самую тяжелую травму получил Николай Тибо-Бриньоль  - сын французского коммуниста и русской женщины. Он лежал под снегом в русле ручья с тяжелейшей травмой – переломом основания черепа,    вдавление   височной кости и рана на левой ноге.  У Золотарева  тоже была травма черепа, а еще переломы шести  ребер справа. Эти трое получили такие тяжелые травмы, что самостоятельно передвигаться не смогли. Золотарев и Саша Колеватов лежали здесь же на берегу ручья. У Колеватова травм не было, кроме мелких ссадин. Он умер от замерзания.

   Сильный мороз и ветер сделали свое дело. Причем последний прием пищи бы более 8 часов.

Что же случилось в ту роковую ночь на высоте 1079  с  таким говорящим злосчастным названием?

   Версий выдвигалось множество,  но  ни одна не подтвердилась. Хотя одной из первых была версия об убийстве туристов охотниками манси. Даже первый следователь Иванов сразу сказал, что это убийство.  Охотников манси  долго допрашивали, они путались в показаниях и отрицали свою причастность к этой трагедии.   Потом дело закрыли,  указав, что причиной трагедии явились стихийные силы.

  Об этой трагедии много писали в последние годы, предлагая разные версии: последствия ракетного удара, сход лавины,  убийство чекистами, уголовниками и т. п.

  Читая разные материалы  о дятловцах,  я сразу подумала об манси,    и  что студентов    могла испугать лишь группа вооруженных людей. И что убийство это было не простое, а ритуальное. И как бы в подтверждение моих мыслей об этой давней трагедии недавно прочитала материал  о  мансийской версии убийства ребят.

   Охотник Анатолий  Степочкин рассказал, что в 80-е годы встречался с одним охотником,   который и рассказал, что в этом убийстве замешаны шаманы. А всему виной явилась невольная неосторожность туристов – они были в святилище манси и поплатились за это жизнью. Шаманы собрались  в чуме, взяли охотников и те следили за каждым шагом студентов, а 1 февраля,  когда те уснули, сделали небольшие разрезы в палатке на уровне глаз, напустили дурману, выгнали туристов ночью на мороз, мучили, истязали.

 Люде Дубининой, которая сильно кричала, отрезали язык и выкололи глаза, сломали ребра ударами ружья. Кулаками наносили тяжкие удары  по голове, ломали ребра  сопротивляющимся  Тибо, Золотареву, Слободину. А удары охотников- оленеводов были очень сильны. Постоянно охотясь на волков и медведей, нужно иметь большую физическую силу.
 Я знала одного  человека в деревне, который  всем в селе забивал осенью скот.   Я была тогда совсем молодой и наивной девушкой и  как-то спросила его:
-  А как легче всего убить человека?  Допустим меня? Он усмехнулся и ответил:
- Да тебе одного удара хватит по виску, и следов на коже не останется…

 Так вот из этих  девяти не спасся никто.  Жестокость людей и стихия сделали свое  страшное дело.
Кем могли бы стать эти ребята – дети войны?  Все они были талантливы и только начинали жить. Старшему – Семену Золотареву, который успел  пройти всю войну,  было 37 лет, и он  незадолго до гибели говорил, что мечтает поехать попроведать свою старенькую мать. Не довелось. Не довелось им увидеть родителей, завести семью и родить детей. А обе девушки Лида и  Зина так и остались  девственницами, как установило вскрытие. В то время отношения  между молодыми людьми  были совсем другими, чем сейчас. Порой спали вповалку под одним одеялом, но никакого интима  при этом не было,  и быть не могло.


  Похоронили ребят при большом стечении народа в Свердловске. Высоту назвали перевалом Дятлова и установили памятную доску на месте гибели.
Десятый участник группы Дятлова Юрий Юдин  прожил  до 70 лет  в городе Соликамске,   умер в апреле 2013 года.  Но всю жизнь хранил память о погибших друзьях и так и не женился. Может, он   любил одну из тех двух прекрасных девушек? На одном из фото он тепло прощается с Зиной Колмогоровой.
 
  Я не претендую полную достоверность версии об убийстве туристов-лыжников манси, но мне она кажется самой убедительной и достоверной. Я думаю, что это было ритуальное убийство.  А что касается лавинной версии, так она опровергается мнением бывалых альпинистов тех лет, сразу обследовавших это злополучное место.

  Я смотрю фотографии дятловцев. Какие же они были веселые и замечательные ребята! Как хотели жить и трудиться на благо Родины! Они были первопроходцами в спортивном туризме. Но жизнь их трагически оборвалась в самом начале жизненного пути. Когда-то эта трагедия всколыхнула огромное количество людей. Туристы погибают  и  сейчас – в одиночку и группами. У нас в Горном Алтае тоже.
Но почему эта давняя трагедия до сих пор не отпускает меня? Может,  потому что в ней до сих пор так и не поставлена точка…