Перевал Дятлова без тайн. 17. Причины гибели

Александр Соханский
Изображение листов Постановления можно увеличить колёсиком мыши, удерживая клавишу Ctrl



Этап расследования:
ПРИЧИНЫ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ

       Причина группового смертельного случая в Постановлении прокуратуры, утверждённом 28 мая 1959 года Прокурором Свердловской области Государственным советником юстиции II класса Н. Клиновым, сформулирована следующим образом:
       «Учитывая отсутствие на трупах наружных телесных повреждений и признаков борьбы, наличие всех ценностей группы, а также принимая во внимание заключение судебно-медицинской экспертизы о причинах смерти туристов, следует считать, что причиной гибели туристов явилась стихийная сила, преодолеть которую туристы были не в состоянии».

       То есть, причина группового смертельного несчастного случая следствием не выявлена, но «следует считать...». Обычно заключение звучит «в результате воздействия», а не расплывчато «следует считать».
       С гибелью от непреодолимой "стихийной силы" можно согласиться, если бы смерть застала туристов в палатке или вблизи, а не в полутора километрах от неё. Получается, что люди не были убиты этой неизвестной силой, а под её воздействием покинули палатку. А сам по себе уход ещё не стал причиной гибели. Что за непреодолимая сила вывела туристов из палатки?
       Следствие явно слукавило с причиной гибели от "стихийной силы", сославшись на заключение судебно-медицинской экспертизы. Но там причина указана чёрным по белому: смерть наступила в результате воздействия низкой температуры. Тем не менее, следствие избежало этой формулировки.

       Следователи даже не попытались объяснить, почему туристы не вернулись к палатке, восстановить которую можно было, набросив сверху одеяла.

       Неадекватное поведение опытных туристов практически в прямой видимости палатки напоминало действия зомби на уровне безусловных рефлексов. Причина такого поведения могла быть одна – помрачение рассудка. Но этого не зафиксировали, отвлекшись  вначале подозрением на убийство местными манси, затем разгадкой людской молвы об огненных шарах.

       По словам бывшего заместителя начальника следственного отдела прокуратуры Свердловской области Евгения Окишева, курировавшего в 1959 году следствие по гибели туристов в горах Северного Урала:
       «Когда выяснилось, что туристы погибли, мы составили следственную группу под руководством прокурора-криминалиста Льва Иванова, а курировал группу я. При осмотре палатки с ее разрезами и остатками пищи внутри у нас сложилась ясная картина: туристы уселись ужинать, и тут началась паника, которая и выгнала их наружу. Стали выяснять, что это за перевал. Откуда-то появились сведения, что это священное место манси и туда нельзя ходить женщинам. А среди этих туристов были две девушки. Поэтому первым делом заподозрили манси. Но скоро версия эта отпала».

       Любопытное заявление через тридцать лет сделал следователь Л.Н.Иванов, один из соавторов «непреодолимой стихийной силы».
       Кустанайская газета «Ленинский путь» в 1990 году опубликовала статью Льва Никитича «Тайна огненных шаров», в которой он пишет:
       «Изменил ли я теперь свой взгляд на причины гибели туристов? Изменил только взгляд на технику воздействия. Если раньше я считал, что шар взорвался, выделив совершенно неизвестную нам, но радиоактивную энергию, то теперь я считаю, что действие энергии из шара было избирательным, оно было направлено лишь на троих человек. Я знаю все детали этого  происшествия и могу сказать, что больше меня об этих обстоятельствах знают только те, кто был в этих шарах. А были ли там «люди» и есть ли они там всегда - это пока никто не знает...»

                *   *   *

       Как уже сообщалось в главе 11. Конференция памяти, полученная на ней информация о причинах гибели дятловской группы, оказалась совершенно неудовлетворительной. Поэтому вернувшись с конференции, я принял решение более скрупулезно изучить следственные и другие материалы, позволяющие уточнить важный момент — растопку печки. Это, как показали обсуждения, была наименее аргументированная часть моей версии.
 
       Пристрастный интерес к палаточным печкам, их роли в жизни уральских туристов дополнительно открыл новые, чрезвычайно показательные моменты.

       Одновременно с дятловцами 23 января 1959 года на Приполярный Урал выехала команда студентов четвертого курса УПИ под руководством Сергея Согрина. Вот что пишет об этом путешествии участник похода Евгений Зиновьев:
       «А вот и первое случившееся с нами чрезвычайное происшествие. 4 февраля 1959 г. На «улице» минус 34°С. Легли спать. И вдруг среди ночи ужасный крик: «Горим!». Это Серега Согрин, раскалив печку, сжег верх палатки. Выкинули печку из палатки и пытались поспать, но холодина страшная - минус 42 °С. Больше всех мерз Борька-рыбка. Чтоб согреть его, Серега решил завернуть меня к нему в мешок. Было тесно, двое в одном мешке, но как-то теплее.
       Продремав около часа, сильно закоченели и подались к костру, у которого уже сидел Витя Плышевский. Это было в 4 часа утра. Целый день провели на месте, починили палатку, сшивали мешки, рыли в снегу «землянку». Температура - минус 38, 34, 36Х. Спать будем в «землянке» без печки.
       Мы преодолели первый стресс, вызванный пожаром. Жаркий костер помог и согреться, и по-новому скроить и сшить спальные мешки, так что из двух одноместных получился один трехместный мешок. Работали дружно и слаженно: одни поддерживали костер, другие вспарывали мешки, третьи сшивали их. Но самое ответственное решение принимали все вместе - продолжать поход непременно. Решили вместо палатки отрывать в снегу траншею до земли, расширять ее внизу до размера человеческого роста, застилать низ хвойным лапником, верх перекрывать лыжами, укладываемыми поперек траншеи, на лыжи накидывать полотно прожженной палатки, сверху накладывать выпиленные из снега большие кирпичи. Вот и получилась снежная хижина, вход в которую занавешивался одним из освободившихся одеял, в то время как три других использовались для подстилки двум парням, спавшим в промежутке между двух 3-местных спальных мешков. Просто и надежно. Входим в хижину согнувшись, через лаз».

       Я уже описывал со слов М.Шаравина происшествие с дымоходом палаточной печки в палатке поисковиков группы Б.Слобцова в ночь с 26 на 27 февраля 1959 года. Вот как тот же случай изображает поисковик Е.Зиновьев, которому в этом сезоне «везёт» на пожары:
       «Залезли в палатку, где была установлена и согревала теплом жестяная печка с подвешенной горизонтально вдоль палатки и выведенной в торец дымовой трубой. Среди ночи раздался крик: «Горим!». Труба расстыковалась. Весь дым из печки повалил в палатку удушая людей. С трудом М. Шаравину, проявившему хладнокровие и выдержку, с помощью уже выскочивших наружу ребят удалось установить трубу на прежнее место. Оказалось, что это Слава Хализов, пораженный трагическим известием о гибели ребят и всю ночь ходивший вокруг палатки в возбужденном состоянии случайно запнулся за растяжку, поддерживающую дымовую трубу. Коснувшись брезентового полога, раскаленная труба воспламенила его. Наша приполярная история с печкой повторилась и здесь. В дальнейшем туристы перешли на шатровые палатки, где труба выводилась вертикально и стали безопасной» (Евгений Зиновьев. Следы на снегу).

       Нельзя не упомянуть ещё об одном ЧП с печью в палатке поисковиков непосредственно в районе поисков дятловцев.
       Юрий Блинов в дни своей работы поисковиком запишет в дневнике:
       «27 апреля нас отсюда снимают, и прямо на вертолете летим в Свердловск. То есть, если будет хорошая погода, то мы будем дома на два дня раньше, чем на поезде. Хоть сегодня и юбилей моего дневника, но нет настроения писать. Слева опять солдаты в белых кальсонах, справа играют в преферанс… Пишу под свет свечи. Время предусмотрено час. В палатке тепло, а сверху в прогоревшие дырки капает вода… Сергей Арзамасцев принес воды для дежурства и полведра разлил. Ночью у нас дневалят и ведро с водой для тушения пожара. В первую ночь на новом месте загорелась крыша нашей палатки от печной трубы. Поднялся переполох, пожар потушили. Прогорела огромная дыра в крыше».

       Таким образом, на Холатчахле и в его ближайших окрестностях только в течение первых трёх месяцев 1959 года, с учётом события в палатке Дятлова, произошло, по крайней мере, четыре зарегистрированных опасных происшествия, связанных с печным отоплением. Вместе с тем, как показала практика зимних холодных стоянок, без печки ночлег невозможен.

       Дополнительные сведения о печках и пожарах в палатке подтвердили тезис из Правил техники безопасности и пожарной безопасности в палаточном лагере: печке в палатке не место.

                *   *   *
      
       Итак, в предыдущих разделах расследования на основании анализа дневников дятловцев, протоколов допроса и других материалов Дела установлены обстоятельства группового смертельного несчастного случая с участниками похода на гору Отортен.

       Расследование подошло к стадии, когда на основании полученных материалов должны быть сформулированы причины события. Выяснение причин несчастного случая логически вытекает из обстоятельств и является завершающим этапом  профессионального расследования несчастного случая.

       В данном происшествии установлено несколько причин и переплетены они настолько тесно, что только после тщательного разбора можно выделить каждую из них и определить главную.
       По законам расследования, прежде всего, указывается основная причина несчастного случая, а затем второстепенные (сопутствующие) в последовательности их значимости.
       Учитывая, что опасным фактором явились продукты сгорания топлива, причины группового смертельного несчастного случая, происшедшего с группой  девяти туристов в палатке на склоне горы Холатчахль в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года, выглядят следующим образом.

       ПРИЧИНЫ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ:
       1. Отравление средней тяжести угарным газом, вызвавшее неконтролируемый уход из палатки (см. материалы раздела «Обстоятельства несчастного случая»), совмещенное с последующим смертельным переохлаждением вне помещения (см.акты судебно-медицинской экспертизы) в условиях отрицательной температуры минус 25-30°С и сильного ветра (погодные условия из Постановления прокуратуры от 28 мая 1959 г. о прекращении уголовного дела, стр.2).
       2. Ошибка руководителя похода И.А.Дятлова, принявшего решение по установке палатки в невыгодных условиях - на незащищённом, безлесном склоне горы при сильном ветре (см.Постановление прокуратуры от 28 мая 1959 г., стр. 1-2).
       3. Применение в качестве отопительного прибора дровяной печи, недопустимое в палатках по требованиям безопасности (см.,например, Правила пожарной безопасности и техники безопасности в палаточных городках).
       4. Конструктивные недостатки печи Дятлова, изготовленной кустарным  способом, без расчёта оптимальных параметров и формы дымохода (см. материалы раздела «Обстоятельства несчастного случая»).
       5. Отсутствие снеговой защитной стенки от ветра (см.п.9 раздела «Обстоятельства несчастного случая).
       6. Аварийный режим горения печи вследствие её дефекта и неосмотрительного выбора места установки палатки на сильном ветру (см.материалы раздела «Обстоятельства несчастного случая»).
       7. Неудовлетворительное оснащение группы утеплённой одеждой и теплосберегающей экипировкой (см. описание одежды в актах судебно-медицинской экспертизы трупов туристов (листы 95-126; 345-357 УД) и экипировки в протоколе допроса Темпалова (листы 309-312 УД).
       8. Неблагоприятные погодные условия, сложившиеся на перевале в момент пребывания туристической группы (см.Постановление прокуратуры от 28 мая 1959 г., стр. 2).
      


       Александр Соханский
           2013 – 2016 г.г.


       Далее читать:  Часть 18. Мероприятия по предупреждению несчастных случаев в туризме > http://www.proza.ru/2016/03/02/936

       В оглавление:   http://www.proza.ru/2016/03/23/407