сын пришёл с войны

Зинаида Малыгина 2
      Проводила сына осенью 1995 года на срочную службу. Оказался он в воинской части под  Питером (Паргалово). Через полгода пишет: «Отправляют служить в южном направлении…». Шла война в Чечне.

   Каждый день по телевизору приходили вести с фронта: показывали кадры взрывов, носилки с ранеными бойцами, читали мы списки убитых. Что испытали мы, солдатские матери, написать невозможно… Лучше напишу, как пришёл сын с войны.

   В связи с тяжёлым состоянием отца по срочной телеграмме военкомата сына отпустили домой на 10 дней
(это вместе с дорогой Грозный – Мурманск).

   Вечером зачитали перед строем приказ со словами: «Отправление поезда через час». Собираться некогда. С документами вышел сын из строя за ворота. Сухой паёк не  был выдан по причине позднего времени. Без денег и питания доехал солдат до Москвы (там пересадка). Кормили сердобольные соседи по вагону.

   От Москвы ехал ещё двое суток. Позвонила мне соседка по купе, которая вышла в Петрозаводске: «К вам едет сын». Только эти четыре слова.

   Понятно, что я не могла заснуть. Простояла у окна всю ночь. Утром незаметно для себя уснула. Проснувшись, увидела склонённое надо мной лицо сына. На глазах слёзы. «Не очерствел мой сын на войне», - подумала я.

   Только сейчас, по  прошествии 20 лет после этой встречи, я смогу говорить о переживаниях тех дней.

  Далее понятно: ванна, чистая одежда, хлопоты на кухне.  Сын просил ничего не спрашивать о войне. Эту просьбу мы выполнили. Нашла я недавно его записи в блокноте с перечислением мест сражений:  Грозный, Веденское ущелье, Шали,  Самашки, Элистанжи… и фразу: «Всё цветёт, весна.., а мы воюем… Зачем?»

  Добавлю, что сын имеет « Удостоверение ветерана войны». Сегодня звоню солдатским матерям 1996 года. Ведь все они живут в нашем городе. Не все  дождались  детей с войны:

   Средь лицемерных наших дел
   И всякой пошлости и прозы -
   Одни я в мире подсмотрел
   Святые, искренние слёзы.
   То слёзы бедных матерей!
   Им не забыть своих детей!

     Н.А. Некрасов

   
   фото - 2013 год, у памятника погибшим воинам (Кировск, Мурманская область)