Лотта Свярд

Милла Синиярви
Женщина на войне

Судьба фронтовой подруги гениально представлена в фильме ”Военно-полевой роман”. Свободные женщины, оказавшиеся в боевых условиях,  становились спутницами командиров, их временными фронтовыми женами. После войны судьба многих не сложилась, не удалось создать семью, не удалось стать счастливой. Женщины из военизированной организации ”Лотта Свярд” в этом отношении мало отличались от наших, советских. Романов и внебрачных связей было так много, что после войны долгие десятилетия трудно было вернуть добрую репутацию помощницы финского солдата или офицера. Лотт клеймили в падении нравственности, ханжестве и лицемерии. За годы Советско-финской войны 41-44 годов погибло триста женщин, участниц организации. Триста тысяч женщин находились на службе в ”Лотта Свярд” в конце войны. Для небольшой страны это огромная цифра. Когда в 45 году организацию распустили и рядовых лотт не удостоили государственными знаками отличия, общественным вниманием, многие из них почувствовали себя выброшенными, ненужными, забытыми. А ведь благодаря мощному движению шюцкора и лотт за годы Зимней войны патриотизм в стране достиг своей высшей точки. Лишь в 1991 году в день 70-й годовщины со дня основания организации ее вклад в развитие независимости страны был официально оценен.
 
История возникновения организаций

После Первой мировой войны в Финляндии действовали вооруженные отряды из ополченцев, так называемая белая гвардия. Союз добровольцев 4 июля 1918 в Ювяскюля на  собрании провозгласил устав и задачи организации. Члены ее считали, что необходимо объединиться и вооружиться для спасения государства от красных, то есть большевиков. На практике организация под финским названием ”suojeluskunta” (от шведского ”Skyddsk;r”, которое по-русски принято называть ”шюцкор”) превратилась в национальную гвардию со своим уставом. Постепенно эта общественная организация получила поддержку правительства. Местные организации шюцкора стали  выбирать своих командиров, итоги этих выборов утверждало правительство страны. Командующий шюцкора генерал-майор  Дидрик фон Эссен (Georg Didrik von Essen) родился 10 июня 1864 года в финском городе Кайаани, а умер 24 сентября 1936 года в Хельсинки. Он предложил учредить в Финляндии женское подразделение в помощь шюцкору и 29 августа 1919 года издал приказ об этом.
 
Таким образом в мае 1920 года «Лотта Свярд»* - женская организация, в обязанности которой входило в мирное время сбор средств на нужды шюцкора, в военное - забота о раненых, провизия, обмундирование и прочее обслуживание армии, уже функционировала. В 1929 году руководительницей  ”Лотта Свярд” стала Фанни Луукконен, о которой и хочется рассказать подробнее. Ее имя при рождении: Фанни Луукконен, дата рождения: 13 марта 1882, место рождения: Оулу, Финляндия, дата смерти: 27 октября 1947 (65 лет), место смерти: Хельсинки, Финляндия. Награды и премии: Орден Креста Свободы 1 класса с мечами и Орден германского орла, лично врученный Гитлером.
 
Фанни Луукконен родилась на северо-западе Финляндии в городе Оулу в 1882 году.  Отец Олли Лукконен обслуживал электростанцию, мать Катарина София Пальмгрен воспитывала троих детей и занималась домашним хозяйством. После окончания народной школы Фанни пошла учиться в специальную школу для девочек. Классная дама Ангелика Венель (Angelica Wenell) проповедовала так называемый пиетизм, течение в лютеранстве, противоположное догматизму. В школе придавалось особое значение личному благочестию, искренней религиозности. Девочек воспитывали в строгости под строгим и бдительным «Божьим оком». Фанни поступила в женское педагогическое училище при гельсингфорсском университете, которое закончила с отличием в 1902 году. После этого работала учительницей сначала в родном городе, а потом в школе для девочек при Сортавальской учительской семинарии. Система ценностей, которую проповедовали в то время в Финляндии, стала основой национального мировоззрения. Три кита, на которых держался моральный кодекс страны, следующие: ”uskonto, koti, is;nmaa” то есть ”вера, дом, родина”. Немецкий девиз Kirche, Kinder und K;che восходил к древне-римскому Pro Patria. В начале Зимней войны Маннергейм объявил солдатам, что ”me taistelemme kodin, uskonnon ja Is;nmaan puolesta” - ”мы сражаемся за наш дом, нашу веру и за Родину”. Религия и патриотизм легли в основу движения лотт. На надгробном камне могилы Фанни Луукконе высечена эмблема организации ”Лотта Свярд” и фраза: «Is;nmaa on Jumalan ajatus» («Отечество — мысль Божья»). Роль домашнего воспитания представлялась основателями течения особенно важной. Не случайно Фанни неустанно повторяла, что «тот народ выстоит, чьи дома устоят».
 
Маннергейм в мемуарах отозвался о деятельности лотт с большим уважением. В июне 1940 года он вручил Фанни Луукконен Орден Креста Свободы первой степени с мечами (то есть за боевые заслуги). Она была первой женщиной, удостоившейся такой награды, в 1944 году она была дополнительно награждена звездой этого ордена. После инспекторских поездок по лагерям в оккупированной Карелии и по фронтовым частям, где служили лотты, она побывала в ставке Гитлера, где фюрер вручил ей крест ордена Германского орла со звездой (3-я степень ордена из шести). Последние годы жизни Фанни Луукконен проживала в Хельсинки, где занималась литературными переводами. Она неоднократно упоминала, что стала получать письма с угрозами и оскорблениями от родственников погибших во время войны и родителей молодых девушек, пострадавших на войне, зачастую письма были анонимными. Фанни Луукконен умерла в Хельсинки 27 октября 1947 года от сердечного приступа и была похоронена в родовой усыпальнице в Круунунсаари.

Военный быт

Служба лотт в военное время заключалась в дежурстве в больницах, в санитарных поездах. Они не были медсестрами, не тащили на себе раненых бойцов с поля боя, не носили оружия. Деятельность лотт можно сравнить с движением тимуровцев, которые обходили дома и помогали старым и немощным. Лотты взяли на себя помощь эвакуируемым, которые в большом количестве перемещались из Карельского перешейка в сторону Швеции через всю страну. Широко использовался женский труд. Так, лотты изготавливали белые маскировочные халаты для армии. Во время войны были созданы прачечные и мастерские, железнодорожные вагоны были переоборудованы в передвижные прачечные. В тылу лотты вязали, шили, готовили перевязочный материал. Стирали, чинили одежду раненых. Обмывали и одевали убитых. В начале Зимней войны лотты ежедневно выпекали 100 000 килограммов хлеба. Выпускалось огромное количество фарфоровой посуды для ресторанов. На сервизы ставилась печать организации. На многих чердаках послевоенной Финляндии хранились тарелки со штампами ”Лотта Свярд”. После расформирования военизированной организации в ноябре 1944 посуда была распределена между девушками и женщинами. В период существования организации так же было произведено много эмалированной посуды: блюд, кастрюль и горшков, которые использовалось в полевых условиях. Форма лотт утверждалась специальным уставом. Платье из серой шерстяной или хлопчатобумажной ткани с белым хлопковым воротником и манжетами не могло быть короче, чем 25 см от земли. Во время войны платье укоротили на 5 см. Косметикой пользоваться категорически запрещалось. Из украшений разрешались только часы, обручальные или помолвочные кольца. На воротнике платья носился значок «Лотта Свярд» работы Эрика Васстрёма (Eric Vasstrom).  На левой руке носилась нашивка с указанием подразделения. 



Фото из альбома, изданного музеем кукол, по-фински он называется Haiharan Nukkemuseo. Там была выставка под названием ”Päiväkirjani 1939-52”, посвященная дневнику молодой девушки. На фотографии провиант и посуда послевоенного времени.


«Лотта Свярд»* происходит от имени героини произведения Рунеберга, писавшего на шведском языке. В переводе слово «свярд» означает «меч». Героиня за мужем отправилась на русско-шведскую войну 1808-1809 годов, после гибели супруга оставалась на войне, помогая солдатам.