Рыжий китаец

Владимир Федорович Быков
РЫЖИЙ КИТАЕЦ

Во время восхода солнца природа замирает. Словно присматривается, прежде чем пройтись тёплым ветром, снять застоявшуюся ночную прохладу, запустить на реке бег бесконечной волны... Клёв рыбы в такие минуты отменный. Однако наступившая пауза скоротечна и настолько необычна, что мне хочется отложить удочки и просто посидеть: послушать тихий, размеренный плеск воды о борт заякорённой лодки, полюбоваться бездонной синевой молчаливого, словно застывшего на живописном холсте, неба, уловить меняющиеся краски уплывающей к горизонту береговой линии…
Говорить о чём-то с товарищем, находящимся рядом, не хочется.  Знаю, разговор в подобной ситуации будет или ни о чём, или на темы, которые меня не волнуют.
Илья, так зовут товарища, по натуре доверчивый и немного наивный. В отличие от меня, всегда готов поболтать. Ему и фамилия досталась соответствующая, Беседин.
Едва я задумался, Илья задаёт вопрос, непонятно откуда выскочивший в его голове, словно рыболовный поплавок из глубины:
– Ты в Китае был?
– Нет.
– Жаль. Я, тоже нет.
– На кой ляд тебе Китай сдался? Я в Индии был.
– Индия, это хорошо, но не то. Меня Китай интересует. Хочу узнать, китайцы рыжими бывают? Ты не знаешь?
Не хочется, но приходится отвечать:
– Утверждать не могу, но читал, что китайцев не только рыжих, но и альбиносов не бывает. Азиатская кровь кусается и обороняется, ведёт себя настолько агрессивно, что не допускает ни малейшего разбавления.
– Как ты считаешь, почему они стали именно чёрными? Не в Африке живут, а все чёрные. Почему?
Мне не хочется думать о китайцах, углубляться в серьёзные расовые проблемы, и я в шутку поясняю:
– В этом вопросе наука выделяет несколько факторов, сказавшихся на окрашивании китайцев в чёрный цвет. Прежде всего, это то, что китайцы – древняя цивилизация. Со временем всё темнеет, и предметы и люди.  В жизни китайцев не было светлых полос. Они всегда жили по-чёрному. Время и чёрная жизнь, сделали своё коварное дело. Сказалось и то, что китайцы очень спокойные, только улыбаются и кланяются,  никогда  внутренне не вскипают, даже не перегреваются.  Цвет психологической побежалости не меняют. Поэтому не «ржавеют». Думаю, во многом влияет ещё один фактор. Китайцы – народ работящий. В отличие от нас им некогда загорать, а, следовательно,  краснеть и рыжеть. Ну, а самое главное, почему ты считаешь, что иметь чёрные волосы – это не нормально? Может быть мы с тобой – ненормальные? А они сохраняют свой первозданный вид. Какими прилетели из космоса, такими и остаются.  Много веков хохочут между собой, над людьми русыми, да светлыми.
– Да-а-а! Загадочная страна, загадочный народ, – продолжает Илья копошиться в китайском вопросе. – Чуть не полтора         миллиарда человек,  все чёрные и на одно лицо. Ещё совсем недавно и одевались одинаково. Ни дать, ни взять – гигантский муравейник. Как они отличают друг друга?
– По размеру ботинок, – говорю, – а ещё китайцы носят на головах повязки, на которых иероглифами обозначены фамилии и имена. Если на повязке стоит печать, она заменяет паспорт. Когда не было повязок, с рождаемостью в стране не могли справиться.  Теперь же, приходит муж домой, предъявляет  жене повязку с печатью и та уверена, пришёл, действительно её муж, а не кто-то другой.
Илья понял, что я прикалываюсь, обиделся и замолчал.
– Охота тебе китайцев ворошить? Посмотри, какая прелесть вокруг. Только стихи писать, а тебя волнует, бывают ли китайцы рыжими, да как они отличают друг друга. Да будь они хоть сивыми, лишь бы нас не трогали.
Илья молчит.
– Так и быть, не обижайся, расскажу одну быль и  отвечу серьёзно на твои вопросы.
Рыжих китайцев точно не бывает, а вот в переносном смысле, китайцы, как и все люди, бывают рыжими. Если китаец говорит: «Что я, рыжий?», то есть: «Что я, дурной?», а на деле глупит, значит, он «рыжий», шельма меченая…
Прилетел я как-то в Читу. Город небольшой, расположен недалеко от границы. Китайцы чувствуют себя в нём, как дома. Со мною был молодой специалист. В командировку он зачем-то потащил навороченный и дорогой ноутбук. В гостинице ноутбук не оставишь, сопрут, вот парень целыми днями и таскался с ним по городу.
Когда командировка заканчивалась, читинские коллеги пригласили нас поужинать в престижном китайском ресторане.
В фойе гостей встречал улыбавшийся молодой китаец, не понимавший по русски ни шиша. Он же хозяйничал в   гардеробе. Принял одежду, повесил рядом ноутбук.
Народу в зале было мало. Пока делали заказ, остались одни. Из маленькой утки нам приготовили три «больших» блюда на шестерых. Отварили бульон. Затем срезали мясо, обжарили и подали в общей тарелке. Оставшиеся от утки кости тоже пошли в дело, их пропекли так, что они стали рассыпаться как сухари. Рисовую водку принесли в пиалочках с напёрсток. Видимо, в Китае принято пить для запаха. Россияне по этому поводу иногда говорят: « пью мало, только для запаха, потому, что дури своей хватает».
Вообще-то водка нас не интересовала, тем более под такую закуску, поэтому, после трапезы в ресторане, возникло общее желание пойти в обычное кафе и нормально заправиться. Спустились в гардероб. Улыбающийся китаец оказался на месте, а ноутбук исчез. Стали выяснять жестами.  Китаец ни бельмеса не понимает, снял с лица улыбку, испуганно и глупо смотрит на нас,  разводит руками, время от времени что-то лопочет. Оправдывается. Вызвали «мандарина», хозяина ресторана. Тот не менее часа пытал гардеробщика, а затем пояснил.
Гардеробщик является его родственником. Привёз он его в Россию недавно. Все, кто не китаец, то есть все россияне, кажутся ему на одно лицо. Перед нами одевались несколько посетителей, и он вместе с одеждой подал им ноутбук. Похитители не просили, но и не отказались  (видимо «подумали», что в этом ресторане принято с улыбкой дарить дорогие вещи). Никаких примет похитителей китаец-гардеробщик не запомнил.
Хозяин извинился и попросил три дня на поиски воришек.
– Ну и как, нашёл? Вернул ноутбук? – спрашивает Илья.
– В Чите не миллионы жителей, всего менее трёхсот пятидесяти тысяч, но как найдёшь среди даже такого относительно небольшого числа людей  нужных? Ведь все читинцы «на одно лицо». Отдал деньги за «рыжего» родственника…
Кто ещё тебя беспокоит? Монголы, корейцы, японцы, вьетнамцы? Или камбоджийцы с лаосцами? Спрашивай. Они все «на одно лицо». Среди них рыжих тоже, вроде,  нет, но, как и повсюду «рыжие» глупцы проскакивают. Теперь мировые проблемы нам с тобой можно обсуждать хоть до вечера. На реке пошла рябь, поднимается волна, крепчает (как и обещали по прогнозу, не то восточный, не то юго-восточный) ветер. Второй день дует из азиатского региона. Знать он и надул накануне Илье загадку о рыжих китайцах.