фаюмский портрет как комикс

Башинская Татьяна
Фаюмский портрет это комиксы, его все знают, локальная культура третий век до, темпера и восковые краски, картинка на лицо мумии. Вики и все написано с нее не пишут, мнекаж, не упоминают очевидного.
Эти штуки писались очень быстро, там видно что закрашено только место оставленное бинтами, то есть прямо на готовой мумии писалось, вообще_то темперой быстро не попишешь, наверно у ремесленника были заготовки.
Очевидное, что это была мода и были каноны этой моды, например величина золочения, изображение украшений, сережки и ожерелья, веночки, и все это делалось, чтобы было прилично и как у людей.
Мне интересно другое, каноны изображения лиц совершенно как в комиксах: очень треугольное лицо, уменьшенный ротик, огромные глаза, иногда в три раза больше чем должны быть, яркий свет, иногда ну совершенно комиксовые плакатные тени.И еще иногда странноватый ракурс, немного сверху и слева, вот как раз со стороны света. Очень весело, что везде свет слева и сверху, как и до сих пор через все века самый традиционный портретный свет, это умиляет.
Самое умилительное, конечно, что они все нарисованы с выражением лица, даже в в движении лица и рук. Яркая тень на нижней губе и кажется рот полуоткрыт, то ли для вздоха, то ли после фразы. И очень характерные лица, морщины не рисуются, только синяки вокруг глаз, и это так классно, но рисунок шаржевый, весь про одну черту характера, подджатые губы, сдвинутая нижняя челюсть, отрадные сердцу огромные прозрачные уши слишком высоко и несимметричность всего, что только можно, и глаза чуть_чуть разные, и овал лица неровный, и даже уши с серьгой разного размера.
Но это ведь было похоронное ремесло, это быстренько же все делалось, и наверно художник знал их всех, людей ведь было немного тогда. Несколько тысяч _ это был огромный город, например, Афины, породившие всю древнегреческую философию. Так что человек умирал, его мотали в тряпки, подложив досочку, и прямо на трупе сидя малевали
 шедевр. Наверно, люди готовились к такому, и делали портреты заранее. Я бы обязательно  сделала несколько и выбрала повеселее, чтобы побольше глазки. И тогда мой был бы как раз темперой сделан, и наверно, на холсте, и наверно, он был бы из тех, что быстренько наклеили на доску.
Радует, что поточное производство привело к выработке безотказной технологии, если знаешь как, то красавца можно написать лишь добавив характерные черты, да и когда такой портретик писали для старичка, а кто там помнит уже, каким он был в молодости, это как бы не совсем портет, а свободная фантазия, но вот сила ее как раз в четкой индивидуальности, современные комиксы куда более шаблонны в портретах.
  Полный улет это ощущение об,ема, они прямо вылезают из полотна и глаза вылезают, даже когда реснички по детски нарисованы по одной, одна ресница, один неровный штрих, то отработанная схема расположения теней все равно как на блюде эту живость держит.
Ах да. Стилизация еще шеи, все шеи как у Модильяни, жирафиные.  Помпейские портреты ну совершенно же такие же, только поаккуратнее.
Если там нимб нарисовать, то из любого фаюмского портретика можно надписать икону. Все те же приемы, а главное, проникновенные взгляды, скромность, в гузку сжатый ротик, благость и отреченность, вот не зря иудеи их этих изображений побаивались. Там же все в этих картинках работает на инстинктах, большие глаза, это у детей, и человек инстинктивно проникается родительским сочувствием, как причка к кукушонку, треугольное лицо тоже детское и маленький ротик, длинная шея незащищенность, полуоткрытые губы _ сексуальность, невинность и просьба, эти портретики заставляют нас сочувствовать и бросаттся на защиту  с любовью и заботой. И чувствовать себя героем сильным и хорошим.
Ну я же говорю, комиксы!