Страж ворот. Памяти Виктора Коноваленко

Ольга Анцупова
Когда буллитчик выедет на лёд
И с шайбой полетит ко мне стрелою,
Тогда хоккей никто не назовёт
Командной, коллективною игрою.
Один… Я был  и есть всегда один,
Идя со всеми до конца, до точки. 
Среди хоккейных яростных дружин
Голкиперы – всё время одиночки. 
                Алексей Назаров "Монолог хоккейного вратаря"


Удивительная, всё же, эта вещь – человеческая память. Спроси сегодня любого: «А кто такой Владислав Третьяк?» - и большинство людей, совершенно далеких от хоккея, тут же ответят: «Легендарный вратарь». А вот спроси: «Кто такой Виктор Коноваленко?» - и задумаются даже те, кто считает себя хоккейными фанатами.

А ведь именно у него, у Виктора Сергеевича Коноваленко, легендарный вратарь Владислав Третьяк три года ходил дублером, учился у мастера, впитывал каждое его слово, запоминал каждый прием и называл его «батяня».

Обидно, как избирательна наша память: кого-то помним очень долго, а кого-то забываем слишком быстро.

И сегодня, в день, когда исполнилось 20 лет со дня смерти легенды советского хоккея, вратаря сборной СССР и Горьковского «Торпедо» Виктора Сергеевича Коноваленко, мне хочется сказать о нем несколько слов. Просто для того, чтобы кто-то из старшего поколения вспомнил его, а из молодых поклонников хоккея – узнал о человеке, которого в хоккейном мире уважительно называли «русский медведь».

Это был удивительный человек и потрясающий хоккеист, внешне, действительно, чем-то похожий на медведя, но на льду совершавший такие молниеносные броски, запечатывая наши ворота наглухо от любого противника, что зал аплодировал ему стоя.

Интересный факт: Виктору Коноваленко, не любившему закрывать во время матчей лицо, разрешалось играть без защитной маски, пока не были ужесточены хоккейные правила. Кстати, знаменитый канадский вратарь Сет Мартин лично подарил ему хоккейную маску, напоминавшую медвежью голову.

На чемпионате мира в 1970 году Виктор Коноваленко получил множественный перелом переносицы (не помогла даже маска - такой силы был удар), но Владислав Третьяк, подменивший его, не сумел обеспечить надежную защиту ворот. И поэтому уже на следующую игру (матч с финнами) Виктор Коноваленко встает в ворота со сложной травмой и «держит» их до конца, хотя исход встречи решился уже к середине игры, а из-за повторного удара противника по переносице (снова по переносице!) кровь буквально заливала ему лицо.

Именно тогда Владислав Третьяк признался после игры журналистам: «Благодаря Виктору Коноваленко я знаю теперь, что такое настоящее мужество».

Сборная СССР одержала блестящую победу на ЧМ-1970, а Виктор Коноваленко стал голкипером символической Сборной Мира, в которую защитниками вошли Ян Сухи из Чехословакии и швед Леннарт Сведберг, а нападающими - чех Вацлав Недоманский и советские хоккеисты Анатолий Фирсов и Александр Мальцев.

Какой же красивый и зрелищный хоккей был тогда! Какие преданные спорту и стране игроки! Они выходили на лед не по принципу «Главное не победа, а участие», и после игры разбирали не ошибки арбитров и судей, а ошибки собственной игры.

Спортивная судьба Виктора Сергеевича Коноваленко не была гладкой, всякое в ней случалось: и дисквалификации в «воспитательных целях», и отлучение от Сборной в 1969-м, и возвращение в неё в 1970-м, и замена другим вратарем накануне Олимпийских игр 1972 года из-за ведомственных интересов, и иные «околоспортивные» ситуации. Но он никогда не жаловался – ни на боль от многочисленных травм, ни на личные проблемы, ни на спортивное руководство.

10 октября 1972 года в Горьковском дворце спорта Виктора Сергеевича Коноваленко проводили на тренерскую работу. Он сам принял такое решение: уйти из большого спорта. Свою майку с № 20 он передал Владиславу Третьяку.

Виктор Коноваленко всю жизнь оставался верен своему городу и своему спортивному клубу «Торпедо». Талантливого хоккеиста из Горького не раз звали и в ЦСКА, и в «Спартак», и в «Динамо». Его уговаривали перебираться в Москву, обещая хорошие материальные условия и московское жилье. Но «русский медведь» наотрез отказывался покидать родное Горьковское «Торпедо».

Последние годы жизни Виктор Сергеевич Коноваленко работал сначала тренером, а затем - директором Автозаводского дворца спорта «Торпедо» в городе Горьком. Там же, на рабочем месте, он и скончался 20 февраля 1996 года.

Он немного не дожил до 58 лет…


ПОСЛЕСЛОВИЕ. Земляки не забыли Виктора Сергеевича Коноваленко: его имя носит Автозаводский дворец спорта «Торпедо» и бульвар в Автозаводском районе Нижнего Новгорода.

Не забыли одного из лучших советских голкиперов и в Международной Федерации хоккея с шайбой (ИИХВ): в 2007 году Виктор Сергеевич Коноваленко был введен в Зал Славы ИИХВ.