9-7 Сельские дети войны

Павел Краснощеков
9-7 Сельские дети войны П.Краснощеков

                ТОНЯ – СТУДЕНТКА

  В сентябре 1942 года Тоня пошла учиться в 8-й класс, Тонина мама работала сторожем – истопницей в детском садике, который располагался недалеко от их дома. В доме у Матвеевых жило четыре эвакуированных семьи с малыми детишками. На ночь в дом ставили на постой ещё 5 - 8 солдат из маршевых рот, направляющихся на защиту Сталинграда. На ночь все детишки располагались на печке, на койках спали по 2 – 3 женщины, а солдаты располагались на полу. Иногда Наталья на ночь брала своих ночевать детей в детский садик. На обогрев дома уже были разломаны дворовые постройки, банька, базы и летняя кухня.

  Чтобы как-то прожить, Наталья целыми днями порола, кроила, шила и перешивала людям из старых вещей новые, в основном детские. За работу люди приносили чашку молока, кружку крупы или цельного ячменя. Не отказывалась ни от чего. Тонечка уже помогала маме распарывать старые вещи, стирала, гладила их.

  Наталья задумывалась о дальнейшей судьбе дочери, муж её сестры Василий Комаров предложил учиться в Быковском техникуме. Питание и стипендия стали решающими, Тонечка  хотела стать лётчиком, поэтому  плакала и долго не соглашалась. Но её убеждали мама, дядя Вася, тётя Наталья:
- Глупенькая, идёт война, ехать никуда нельзя, молодая ещё. А здесь на глазах у мамы будешь учиться, время не зря пройдет, а война кончится, не вечная же она, повзрослеешь, будет желание, так дальше пойдёшь учиться.

  В октябре дядя Вася отвел Тонечку в Учхоз, там как раз были вступительные экзамены. Экзамены были по физике, математике и русскому языку. В группу первокурсников набрали 27 человек. Было много сверстников, но были и старшие парни и девчата. Все разделились на «отцов», «матерей», «дочек» и «внучек». Тоня, как маленького роста попала в число «внучек», она так и оставалась «внучкой» все годы учёбы.

  Жили в общежитии  по 8 человек, спали вдвоём на койке (всё же было потеплей) на  соломенном матраце, питались в техникумовской столовой. А на воскресенье Тоня ходила в Быково к маме, к братьям, без них она очень скучала. Зато маме в семье было на одного едока меньше, не так стало голодно в семье Матвеевых.

  Однажды они вдвоём с подружкой в понедельник рано утром  шли из Быково в Учхоз. Вдруг из леса им наперерез вышел заросший оборванный мужчина с палкой и потребовал:
- А ну, отдавайте всё, что у вас есть. Быстро.
Они отдали, какие были у них продукты, у подружки был целый рубль, он и его забрал, а девчонок отпустил. Они бегом пустились в общежитие к мальчишкам за помощью. Парни из их группы  сразу кинулись на поиски разбойника-дезертира, но того и след простыл. В то время бродячие дезертиры, хотя редко, но всё-таки встречались.   

  Тоне учеба в техникуме сразу же понравилась, на первом курсе уроки не отличались от школы, так же были классные руководители. В их группе классным руководителем была Пелагея Никитична Стрыгина, замечательная учительница химии, а химия была любимым предметом Тони в школе. Пелагея Никитична заботилась о своих подшефных, как мать, помогала им всем, чем могла, поддерживала в трудную минуту, чтобы учащиеся овладевали знаниями.

  Разводила метиленовую синь и заливала учащимся в чернильницы, подсказывала, как использовать списанную литературу для конспектов. Лучше всего для этой цели подходили труды В.И. Ленина, К. Маркса и Ф. Энгельса, они печатались на хорошей белой бумаге. Но это дело было небезопасным, поэтому крышки и портреты безжалостно отрывались и уничтожались. Обычно из одного томика делались несколько тетрадей.  Писали конспекты между строчек, начинали писать с последней страницы.
                *            *           *

Продолжение следует.