Детдомовец. Глава вторая

Роза Салах
Счастье, когда рядом с маленьким человеком есть взрослый, всегда понимающий его, помогающий, поддерживающий в трудную минуту. Для мальчишек такой поддержкой были Володя Софроницкий, баянист-самоучка, житель села Вятского, конюх Яков и библиотекарь Василий Куклин, образованный, подтянутый привлекательный парень из деревни Шулундино. Детдомовцы ходили в библиотеку, советовались с Василием. На видном месте висели гитара и две пары стареньких боксёрских перчаток.
 - Василий, научи нас играть на гитаре, поиграй нам что-нибудь, - просит библиотекаря Коля.
 Василий знал нотную грамоту. Закончил Казанский институт культуры.
 - Научу. А боксёрами быть хотите?
 - Здорово! Хотим, - обращается к Василию Гасим.
 Василий учил мальчишек игре на гитаре, боксёрскому мастерству, понимая, что это пригодится им в жизни.
 Иногда мальчишки практиковались в боксе. Шли за школу, где росла пышная мягкая трава, бились до первой крови, кто первый разобьёт «противнику» нос. Дрались из-за пустяков. Миша Лежнин, всегда спокойный, добродушный, не любил крови, отговаривал друзей от драк. Но драки, разборки случались.
 - Гасим, давай за школу! Ты виноват, не я, - настойчиво требовал Коля Коваленко. Друзья шагали выяснять отношения, за ними - болельщики, зеваки. Как бойцовские петухи, стояли друг перед другом.
 - Бей первым! - кричит Коля.
 - Нет, ты бей, - возражает Гасим.
 - Помиритесь, друзья! - хочет остановить драку Мишка Лежнин.
 Но помирить их уже невозможно, начался поединок, настоящий «кулачный бой» (Василий перчаток на дом не давал) до первой крови.
 - Всё, хватит! У Гасима из носа кровь пошла. Коля, прекрати, успокойся! - требует Миша.
 Коваленко протягивает дружескую руку «противнику» Гасиму Диастинову. Друзья, обнявшись, шагают впереди зевак к детскому дому.
 - Вы что, опять дрались? Перестаньте! В следующий раз вас обоих сама надеру! - гладит своими тёплыми руками по головке сына и его друга тётя Даша в столовой.
 - Кушайте! Кушайте!
 «Драчуны» сидят друг против друга, с аппетитом едят жидкую манную кашу, которую Гасим не любил. Зная об этом, перед Гасимом тётя Даша всегда ставила стакан молока. На этот раз Гасим съел всю кашу, молоко разлил в стаканы пополам с Колей, чай не стал пить. Тётя Даша никогда не вмешивалась в их дела, одинаково любила обоих.
 Коля Коваленко ничем не отличался от других детдомовцев. Ел в общей столовой, жил в комнате вместе со всеми, не жаловался матери на болезни, на своих обидчиков. Как все, дежурил в столовой. Мальчики в столовой дежурили раз в неделю, а летом каждый день кололи дрова. Девочки в столовой дежурили чаще. Помимо чистки картошки на весь детдом и мытья посуды, они помогали тёте Даше и Марусе, помощнице повара, варить борщ, кашу, жарить котлеты, лепить вареники.
 - Коля, почисти картошку, а я посуду помою, - распорядилась Регина Скворцова. Коля в это время мыл полы, весь обрызгался, вспотел.
 - Ты что, не видишь? Я полы мою, ещё в столовой надо мыть, скоро обед, не успею.
 - Где Миша Лежнин и Толик Егошин? Они тоже сегодня дежурят. Ведро картошки надо почистить. На второе вермишель, картошка нужна на борщ. Морковь, свёклу, лук приготовила тётя Маруся. А ты, Коля, мой полы быстрее, а то топчешься на месте, - командует Регина. - Кто картошку будет чистить?
 - Ты будешь чистить!
 - Найди своих друзей, где они? - не отстаёт от Коваленко Скворцова.
 В кухню вбегает Гришка Егошин, однофамилец Толика.
 - Меня упросили Гасим и Мишка Лежнин. Они на рыбалку собрались. Миша червей много накопал, - говорит Гриша.
 - Где картошка? Почишу, зато завтра дежурить не буду, рано вставать не буду. Посплю.
 - Где картошка, Регина? Не слышишь что ли?
 - Где, где? В Караганде, - сердито отвечает девочка.
 Коля в это время заканчивал мытьё полов в столовой, наскоро вынес во двор ведро воды, поставил его у крыльца и побежал искать друзей.
 - Хитрые какие! Меня не позвали! Одни, без меня вздумали идти! Не получится!
 Миша и Гасим с удочками и ведёрком спускаются по лестнице террасы. Заметили Колю, ждут.
 - Коля, ты сегодня дежуришь, - виновато глядя на друга, оп
 равдывается Гасим, - ещё завтра пойдём. Тётя Даша тебя будет ругать.
 - Гришка пришёл, пусть дежурит за двоих, я с вами на рыбалку пойду. Эй, девчонки! Картошку умеете чистить? - заметив у колодца Валю Соловьёву и Зину Булатову из младшей группы, спрашивает Ковленко.
 - Умеем, - отвечают те.
 - Пожалуйста, подежурьте за меня, - просит Коля. - Извинитесь перед Региной.
 Заядлые рыбаки, дружно беседуя, направляются в сторону реки Ронга, в любую погоду тихой, мирной.