Останься

Анна Петросян
Девятый зимний фестиваль искусств в Сочи открылся мировой премьерой музыкального спектакля «Не покидай свою планету» по мотивам повести «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери
За день до официального открытия фестиваля в Зимнем театре был переаншлаг. Мировая премьера музыкального спектакля сулила немало открытий. Кое-как найдя стоячие места в пятой ложе бельэтажа, мы окунулись в доселе не виданное действо. Сначала только аудиально, потому что видеть сцену не было возможности, и пришлось в вечернем наряде сесть на ступеньку между вторым и третьи рядом. Первое впечатление – эмоциональный насыщенный голос Константина Хабенского, очень гармонично подчеркивающая переходы настроения мелодия. Разговоры с Розой и Лисом, Королем и Пьяницей, вопросы себе.
«Почему нет магазина, где бы продавали друзей»?! Как странно и как в точку.
Вдруг джентльмен с первого ряда встал и предложил в темноте сесть на его место. А сам куда-то ушел и не вернулся. Это было подарком судьбы. Я могу видеть Это! Окружность в центре сцены, половина которой – места музыкантов камерного ансамбля «Солисты Москвы» во главе с дирижером Юрием Башметом. На белом песке – стол, стул, старый чемодан, актер в летных штанах с подтяжками, разбросанные фотографии. И огромная белая скала, на которой в зависимости от мелодии и сути действия меняется завораживающий видеоряд – гармоничные абстракции. В какой-то момент актер сливается с ними, становится сам той живительной водой, в которой так нуждался. Словами непросто передать единство голоса, движений, образов, музыки, сценографии. Но это единство было очевидным и ощутимым.
Поразило наблюдение: во время спектакля никто из зрителей не доставал телефонов, в самом начале сфотографировали первые картины, и все, полнейшая тишина. Профессиональные фотографы двигали незаметно. Все люди как одна натянутая струна. Мое ново обретенное место в первом ряду было очень удобным для того, чтобы сделать фотографии: когда инстинктивно встала, меня без слов поняли зрители со второго и третьего ряда: они по очереди присаживались на край стула, делали несколько кадров и возвращались на свои места. Это было чудом безмолвного понимания. Мурашки и подступившие слезы красноречиво свидетельствовали: мы стали свидетелями чистого искусства, настоящего искреннего творчества очень талантливых людей.
За два часа до премьеры создатели музыкального спектакля рассказали о своей совместной работе.
Юрий Башмет, артистический директор Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи, Народный  артист СССР:
- Этот проект очень увлек нас, когда мы встретились, обсудили идею, я был в восторге. Очевидно было, что режиссер знает, чего он хочет. Я еще не все до конца понял. Для нас это большая музыкальная премьера. Даже если сегодня что-то не состоится, я все равно уже счастлив: музыка, которую мы исполняем, по гармонии совпадает со смыслом спектакля, она не вырывается вперед, а помогает передать нужное настроение, как актер второго плана. м\узыку к постановке написал молодой композитор Кузьма Бодров. В течение спектакля можно несколько раз услышать приближение к известному шедевру, не скажу, к какому. Все мы волнуемся, потому что знаем: это хорошо, это большое творческое событие. И я очень рад, что премьера пройдет в Сочи, и вы будете свидетелями и участниками.
Дмитрий Гринченко, генеральный директор «Русского концертного агентства», исполнительный директор Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи:
- Нам очень интересно, что же получилось. Константин Хабенский – частый гость нашего фестиваля. То, что вы увидите, - это большой сложный технически проект, сделанный совместно с театром «Современник».
Константин Хабенский, российский актёр театра и кино, народный артист России:
- Мы назвали спектакль по мотивам «Маленького принца» - «Не покидай свою планету», это рабочее название, некоторым из нас оно не очень нравится. Этот проект мы обсуждали года два точно. Это не детская сказка. Это история ассоциативная. Она о любви, о дружбе, о смысле существования человека на Земле. И мне пришлось попотеть во время работы.
Виктор Крамер, режиссер музыкального спектакля «Не покидай свою планету», продюсер:
- И для нас, и для вас сегодня волнительный день. Фестиваль начинается с предпоказа, это еще нельзя назвать, наверное, официальной премьерой. Для всех нас, кто делал этот спектакль, последние полгода жизни были отданы тому, что написал Экзюпери. К сожалению, так получается, что ряд книг – произведения российской и зарубежной классики, которые попадают в учебники, становятся сразу всем понятны. И когда кто-то возвращается к ним, выясняется, что мы их не читали. Когда снимаешь информацию о том, как это надо понимать, оказывается, мы произведения и не знали. Разумеется, то, что мы сделали, - это наш субъективный взгляд на известное произведение. Но вы должны знать, что все это сделано сердцем и душой. И я надеюсь, что наша искренность и страсть получат такой же отклик у публики. 
На вопрос, кто создавал сценографию спектакля, Виктор Крамер ответил так:
- Сценография моя. Когда создаю спектакль, придумываю и визуальное обрамление, а потом мы с художниками решаем, как это воплотить в жизнь.
Забегая вперед скажу: техническую реализацию взяла на себя компания Panasonic. На огромном белом полотне-горе расцветали галактики, всходило и заходило солнце. Визуальный и эмоциональный эффект в сочетании с актерской игрой были грандиозными.
Как известно, Константин Хабенский возглавляет благотворительный фонд помощи детям. Один из вопросов касался напрашивающейся параллели – «мы в ответе за тех, кого приручили». Актер сказал, что цель фонда – оперативно находить средства для помощи конкретным детям в критических ситуациях, фонд также помогает вернуться к нормальной жизни в социуме, но не преследует цель следить за дальнейшей судьбой тех, кому была оказана помощь.
«Маленький принц»  Антуана де Сент-Экзюпери был впервые опубликован в 1943 году. И с тех пор это произведение переведено на 180 иностранных языков. Всем было интересно, внесли ли какую-то новую идею в интерпретацию этого произведения создатели музыкального спектакля «Не покидай свою планету».
- Нам кажется, ничего нового мы не открыли, - заметил Константин Хабенский. – Мы просто рассказали историю размышлений и проявлений человека.
- Люди всегда ищут себя, - улыбнулся Виктор Крамер. – Мы хотели показать, что хорошо вернуться к себе, найти себя.  Когда буде смотреть спектакль, будьте открыты и искренни.
Как стало известно на пресс-конференции открытия фестиваля на следующий день, организаторы решили ежегодно в Сочи начинать его с показа постановки «Не покидай свою планету».