Код валтасара

Елена Де-Бовэ
В своей последней работе «Воля к власти» Ф.Ницше  сделал неожиданное заявление, относящееся к сфере мотивации человека. Он усомнился в предположении, сформированном «целые тысячелетия назад», о том, что УДОВОЛЬСТВИЕ И НЕУДОВОЛЬСТВИЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЕДИНСТВЕННЫМИ МОТИВАТОРАМИ ЧЕЛОВЕКА. 
Ницше отметил, что корни  поступков людей лежат не на поверхности сознания, а гораздо глубже и при этом ДЕЙСТВИЕ ВСЕГДА ПРЕДШЕСТВУЕТ ПРИЧИНЕ, измышленной разумом, и не обусловлено не только никаким рациональным мотивом, но, напротив, часто направлено во вред самому человеку и искажает его дальнейшую жизнь.

На эту тему еще раньше рассуждал Ф.М.Достоевский в повести «Записки из подполья»:
«Не существует ли и в самом деле нечто такое, - писал Достоевский , - что почти всякому человеку дороже самых лучших его выгод или… есть одна такая самая выгодная выгода.., которая главнее и выгоднее всех других выгод, и для которой человек, если понадобится, готов против всех законов пойти, то есть, против рассудка, чести, покоя, благоденствия, - одним словом, против всех этих прекрасных и полезных вещей, лишь бы только достигнуть этой первоначальной, самой выгодной выгоды, которая ему дороже всего».

Ф.Ницше, серьёзно изучавший Достоевского, заострявшего внимание на иррациональной стороне человеческой психики, отмечал, что подобное поведение вполне естественно для человека и что он, действительно, не всегда действует в своих интересах, а часто и вопреки им.
 «… Всё имело бы тот же ход, - пишет он в работе «Воля к власти», - … и в том случае, если бы… [удовольствие и неудовольствие] отсутствовали». 
В конце концов, он делает вывод, что ученые «заблуждаются, когда утверждают, что … [удовольствие и неудовольствие] являются причиной чего-либо».
И далее он пытается доказать, что удовольствие и боль – это всего лишь «сопутствующие явления, связанные с совершенно другими следствиями, и, не имеющие задачей вызывать реакции» ибо они «сами представляют собой действия в пределах начавшегося процесса реакции».

С чем же связаны странные поступки человека, вредящие ему, и, оказывающие пагубное влияние на его судьбу?  Что заставляет его рубить сук, на котором он сидит?  Почему он целенаправленно и с упорством маньяка делает то, что он, по всем законам логики, делать не должен?

Достоевский предположил, что к таким необдуманным поступкам человека толкает СВОЕВОЛИЕ, порождённое высоким энергетическим потенциалом, вкупе со стремлением к самовыражению любой ценой (хотя бы и самыми причудливыми способами)  в предельном действии.
 Отметать это предположение ни в коем случае не стоит, но существует еще одна причина для  абсурдных действий – КОМПЛЕКС ВИНЫ, засевший глубоко в бессознательным, который человек не осознаёт, никак не ощущает, но, тем не менее, систематически и бессознательно «наказывает» себя, провоцируя ситуации, в которых жизнь вынуждена обрушивать на него свой гнев.

В этой связи показательным примером может служить «история болезни» одной из пациенток известного психиатра Э.Берна, отличавшейся экстравагантным стилем жизни, и, неимоверно раздражавшей всех, с кем она входила в соприкосновение. Результатом такого эпатажного поведения были «пинки» и «оплеухи», которыми жизнь щедро наделяла молодую женщину.
 Берн объяснил раздражающее поведение молодой женщины тем, что она, якобы, хотела таким образом привлечь к себе внимание, так как в детстве была обделена любовью матери. Что ж, может быть и так, но, скорее всего, проблема лежала гораздо глубже.

В доказательство можно привести простой житейский пример…

Допустим, что мужчина хочет связать свою судьбу с женщиной, к которой испытывает сильное чувство.  Он сознает, что женщина глупа, ничтожна, меркантильна, черства и легкомысленна.  Он также отдает себе отчет и в том, что в будущем эти отношения, скорее всего, принесут ему страдание,  боль и разочарование.  И, тем не менее, именно с этим человеком он страстно желает связать жизнь.

Также и многие женщины становятся женами звероподобных или инфантильных и безответственных людей, которые их бьют, живут за их счет, калечат их детей и, тем не менее, женщины продолжают с ними жить.

Многие неглупые мужчины желают получить в жены не умных женщин и не «милых домашних» девушек, а «стерв», которые будут мотать им нервы, раздражать и, в конце концов, изменят, обчистят, используют, доведут до преступления и исчезнут.
Многие неглупые женщины мечтают не о мягких, верных и покладистых супругах, а о тех, которые их «в бараний рог свернут».
Те и другие, едва уцелев после одного смертельного приключения, едва зализав раны, начинают искать очередную «стерву» или «мачо» на свою беспокойную задницу.  Отчего это происходит?

Почему эти люди всей своей жизнью опровергают утверждение, что ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА ПРЕДСТАВЛЯЕТ УБЕГАНИЕ ОТ СТРАДАНИЯ И СТРЕМЛЕНИЕ К НАСЛАЖДЕНИЮ? Неужели правы те мыслители, которые выдвигают парадоксы о том, что «жертва часто бывает очарована своим насильником» и, что «виновный  всю жизнь ищет своего палача»?

Снова обратимся к Достоевскому,  который основательно затронул эту тему в романе «Преступление и наказание».

Один из его героев, простолюдин, взявший на себя вину Раскольникова, объяснил свой самооговор следователю, сказав, что «пострадать надобно».

Пострадать? Зачем? А затем, что пути господни неисповедимы и никогда человек не поймет умом того, что происходит у него внутри.  Ницше утверждал, что  человек – это необъяснимая «вещь в себе», которую можно «увидеть» с помощью наития, но никогда не понять умом.

Простолюдин, сказавший о том, что «пострадать надобно» был уверен, что Бог, проводя его через страдание, хочет дать ему некий УРОК, от которого ни один настоящий христианин отказаться не может. И ведь он прав! Осознание своей ВИНЫ, о существовании которой человек в неведении своем может даже и не  помышлять, в экзистенциальном смысле приводит к ее погашению.

Но страдание такого рода должно быть настолько сильным и всеобъемлющим, чтобы человек испугался, притих в себе, смирился и признал свою ВИНУ даже прежде, чем «вспомнил» ее - ПРИЗНАЛ ВООБЩЕ, без всяких уточнений, комментариев и оговорок. ПРИЗНАЛ ВИНУ, память о которой, быть может, была погребена в его глубоких пластах - в чем-то столь древнем, что было еще на пороге жизни и оказалось забытым.

 Например, невыполненное обещание, данное чистой и любящей девушке, обман или оставление в тяжелом положении ребенка, родителей, предательство друга. Любое двусмысленное поведение, которое провидение регистрирует как ВИНУ И ДОЛГ, считается НЕЗАВЕРШЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ. Любое невыполненное обещание, любая  двоящаяся ситуация, связанная с ложью, обманом или предательством, влечет за собой формирование ВИНЫ.
ВИНА – ЭТО НЕПОСТАВЛЕННАЯ ТОЧКА, НЕРЕШЕННОЕ УРАВНЕНИЕ И, ПОЧТИ ВСЕГДА, В ОСНОВАНИИ ТАКОЙ НЕРЕШЕННОЙ СИТУАЦИИ ЛЕЖИТ УБЕГАНИЕ, ПРОДИКТОВАННОЕ ТРУСОСТЬЮ ИЛИ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ.
Современные психологи относятся к этому механизму на удивление легкомысленно. Они пытаются внушить своим «клиентам», что, если человек «ощущает», что он «ни в чем не виноват», что он «никому ничего не должен» или даже, что он «всех простил», то это означает, что чувство ВИНЫ в нем не сформируется и ответственности он не понесет.
 Если бы это было так, жизнь была бы слишком лёгкой… Но, увы, сама материальность человека уже обрекает его на страдание, ибо  «страдание,  и есть та материя, из которой создан мир».  Материя пластична и всё, что происходит, прямо или косвенно, оставляет на ней свой отпечаток. Поэтому древние часто твердили о необходимости постоянного поддержания внутренней чистоты и о том, что «честь надо хранить смолоду».
 В.Пелевин  вместе с Достоевским  даже утверждает, что «человек по своей природе… есть просто сосуд боли… и, если исчезнет боль – исчезнет и он сам».  Что же выходит? -  что именно страдание делает человека человеком и дает ему возможность осознать себя?

Когда-то давно древние греки изобрели понятие «гилозоизм», сутью которого являлось понимание одухотворенности материи. Греки не делали различий между живой и неживой материей, полагая, что материя сама по себе есть жизнь и любое прикосновение к ней, любое ее переделывание вызывает боль и муки рождения или умирания.

Отсюда родилось благоговейное отношение к жизни. Поскольку жизнь – это радость, тесно переплетенная с болью, постольку люди должны сознавать, что любое прикосновение к жизни сопряжено с огромной ответственностью, так как пластичная материя накапливает в себе следы, которые не стираются никаким временем. Вот почему кощунственные слова «я никому ничего не должен» равносильны самопроклятию.

Человек не может существовать изолированно. Как паук постоянно ткет свою паутину, таща из себя нить, так и любой индивид, передвигаясь по жизни, постоянно создает связи, которые регистрируются его «материей» как значимые, даже, если он сам так не считает. Человек постоянно тащит за собой свои «следы», но это происходит вне его сознания человека и  памяти. В старые времена утверждали, что «браки совершаются на небесах». Говоря «браки», имели в виду не только брачную церемонию, но и вообще любую, даже просто мысленную связь.

Умудренный психологами, современный человек может захлебнуться своей каждодневной аффирмацией - «я никому ничего не должен» или «я ни кому не давал никаких обязательств»; он может с утра до вечера твердить, что он «чист перед миром», - всё это ложные утверждения, которые никогда не смогут опровергнуть то, что установлено законами жизни, не зависящими от человеческого «хотения».

А по этим законам человек, который, например, бросил своих детей, никогда не обретет настоящего счастья. Он либо всю жизнь будет страдать от «стерв», либо, как говорил Достоевский, если он сам не «понесет» свой грех, то «дети его понесут, кто-нибудь обязательно понесет».

Неспроста булгаковский Воланд, осуществлявший наказание «грешников, сказал Мастеру о том, что «рукописи не горят». Они, действительно, не горят. Ничто не горит во Вселенной – всё пишется в Акаше, и предательство, преступление всегда будет пылать в материи человека и в материи его потомства огненными валтасаровскими письменами до тех пор, пока не  будет искуплено страданием.
А ведь, казалось бы, все так просто: ты оказал влияние на материю, ты придал ей иную форму, изуродовав в угоду себе, и теперь должен услышать её «ответ», то есть, буквально понести за содеянное ответственность. Получается, что все люди не только друг другу должны, но и друг от друга зависят. В этом смысле, вина всего современного человечества перед Богом неизбывна.
«Поле, - учил Иисус своих учеников мудрости жизни, - есть мир. Доброе семя – это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого. Враг, посеявший их, есть диавол. Жатва есть кончина века, а жнецы, суть, ангелы. Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века. Пошлет Сын Человеческий ангелов своих и соберут из Царства его все соблазны и делающих беззаконие. И ввергнут в пещь огненную: там будет плач и скрежет зубов… Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. Гл.13:38-43)

Всеобщее непонимание и незнание основ жизни даром, увы, не проходит. Незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушения.  Законы, данные людям «в начале времен» учителями жизни, остаются все такими же действенными, несмотря на все изощренные выкрутасы человеческого разума, возомнившего себя богом. Жизнь остается таинственной «вещью в себе», которую невозможно постигнуть с помощью технологий разума.

 И ВИНА, – то, что должен был сделать человек и не сделал, или сделал но не так, как было должно, – никуда не исчезнет до тех пор, пока не будет искуплена в ходе психической закольцовки на линии жизни.

ВОЛЯ ВИНЫ, замкнувшая круг,  заставит «согрешившего»  пройти через все возможные страдания, и будет повторять болезненную ситуацию до тех пор, пока страдалец, наконец, не «вспомнит» свое первоначальное преступление. И, если ему повезет, то он отдаст свои долги во-время. Вот почему надо успевать сказать нужные слова близким, а, может быть, и дальним людям. Это необходимо сделать тогда, когда это еще возможно сделать.
 
Но, если долг преступившего неизбывен, если он совершил страшное предательство, то в будущем Судьба будет преподавать ему всё тот же урок предательства еще много-много раз и он будет предавать все больше и больше, пока не превратится в профессионального Иуду, предавшего самого Бога. Вот тогда он, может быть, испугается, присмиреет в себе и покается в преступлении.

В любом случае, ситуация предательства будет висеть над человеком всю жизнь, подобно петле перед самоубийцей. Это произойдет даже в том случае, если он не будет знать о том, что вся его дальнейшая жизнь, представляющая собой  цепь предательств, есть закольцовка, которая отныне будет вести его по кругу «уроков» до финального события и, быть может, не будет разорвана даже смертью.

Доведя несчастного до последнего преступления, закольцовка треснет и тогда Иов на своем пепелище обратит глаза к небу и возопиёт: «В чем я виноват перед тобой, Господи!»

Многие современные психологи легкомысленно утверждают, что чувство вины возникает то того, что сам человек считает себя «виновным», и что чаще всего «чувство вины»  внушает человеку «голос совести», часто трактуемый как персонификация «родительского императива». Но, если, допустим, совести у человека нет, то, получается, что он, как бы, и не виноват, и не несёт никакой ответственности за то, что где-то и когда-то гадко «наследил».
Также говорят и о том, что Совесть – это «голос морали» в человеке, и что, если мораль механически отменить, то всё с психикой этого человека будет в полном порядке.

Никакому сомнению не подлежит, что человек, воспитанный не по-человечески, а, как скотина – без веры, без совести и мышления, - действительно,  будет подобен «волу, жующему траву». Здесь и говорить не о чем. Человек, живущий по законам животного мира, естественно, выходит из-под «юрисдикции» законов человеческого царства. 

Но, если он всё-таки остается человеком, то ему остается только одно: признать в себе наличие  СОВЕСТИ, которая ЯВЛЯЕТСЯ «ГОЛОСОМ» БИОСИТЕМЫ, СИГНАЛИЗИРУЮЩИМ О НАЛИЧИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.

Что же касается морали с её императивом, то, хотя она у всех народов разная, - в основе её всегда  и всюду лежит одно драгоценное свойство, – она защищает жизнь каждого народа, а потому не противоречит ни «голосу совести» (который многие религии трактуют как «ГОЛОС БОГА»), ни «голосу жизни».

Человек, в котором молчит «ГОЛОС СОВЕСТИ» может быть либо ЗВЕРЕМ, живущим  по законам другого природного царства, либо СУМАСШЕДШИМ, существующим «по ту сторону добра и зла», либо человеком, у которого по каким либо причинам (скорее всего органическим) оказалась ОТКЛЮЧЕНА СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ.

Отключить сигнал безопасности, конечно, можно. Но зачем? В человека изначально был вмонтирован индикатор, оповещающий о степени разбалансированности системы. Если не будет этого индикатора, то человек не будет знать, когда его система сделает опасный «крен».

ВИНА или неприятности, валящиеся на человека, не прекратятся, если отключить «голос» совести, потому что невозможно отключить законы жизни. Если человек совершил какое-либо преступление, то вина останется сидеть занозой в глубинах его бессознательного и вина эта будет связана не с «моральным императивом», ни с «родительским голосом», а именно с преступлением, совершенным против закона жизни.

Если вина в течение жизни не будет осознана – ее понесут дети и будут нести до тех пор, пока не уравновесят искажение материи собственным страданием.
Совесть – это «клапан», который позволяет выходить на поверхность сознания некоторым теневым содержаниям бессознательного, которые искажают психику. Не будь этого «клапана», человек взорвался бы от внутреннего «перегрева».
 Совесть позволяет становиться видимыми и опознаваемыми причины, вредящие психической реальности человека, и, порождающие соматические заболевания.
Совесть также подсказывает и способы исправления ситуации. Вот почему ни в коем случае не стоит герметизировать свою психику, игнорируя голос совести.

 ЧУВСТВО ВИНЫ И ГОЛОС СОВЕСТИ НАХОДЯТСЯ В НЕРАСТОРЖИМОЙ СВЯЗИ ДРУГ С ДРУГОМ. Отсутствие совести не избавит человека от вины – лишь загонит ее в глубины бессознательного и там вредоносное содержание неискупленной вины, не разрешенной ситуации начнет свою вредительскую деятельность по уничтожению внутреннего мира.

Поэтому НЕ СТОИТ ОСТАВЛЯТЬ НЕОПЛАЧИВАЕМЫХ ДОЛГОВ. НЕ СТОИТ БРАТЬ ВЗЯТКИ, потому что каждая из них ложится чудовищной ответственностью на потомков, даже еще не родившихся. НЕ СТОИТ ОСТАВЛЯТЬ РОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ, голос которых навсегда останется в материи родителей и будет требовать своего. НЕ СТОИТ УБИВАТЬ И ПРИЧИНЯТЬ БОЛЬ, потому что в материи убийцы останутся не только «голоса» жертв, но и их фантомы, требующие отмщения.

Всё написанное – не сказки, а наука, подкрепленная старыми учениями, не потерявшими актуальности и сегодня. В последние годы люди привыкли жить легкомысленно, что привело к катастрофическим последствиям. Чтобы исправить ситуацию, следует сразу начинать с главного. Главное же заключается желании понимать жизнь и видеть в ней непреходящую ценность.

Елена Де-Бовэ                17.02.2016