17 февраля - праздник в честь Ромула-Квирина

Олег Гуцуляк
17 февраля в Риме устраивался праздник в честь Ромула-Квирина.

Квирин (сабинск.  Quirinus  «копьеносный») – дух-покровитель (genius), в которого превратился основатель Рима Ромул, сын Марса и Реи Сильвии, 5 июля 717 г. до н.э., на 38-й год царствования: «… Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином» [Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург и Нума Помпилий]. То же пишет Тит Ливий: «… Когда Ромул собрал войско для смотра на поле около Козьего болота, внезапно с великим шумом и громом налетела буря, и царя окутала столь густая мгла, что его совсем не стало видно; Ромула больше не было на земле. Римские юноши, придя, наконец, в себя от страха, когда после грозового вихря снова спокойно и ясно засияло солнце, обнаружили, что царское кресло пусто. Хотя они поверили сенаторам, стоявшим рядом, будто бурей унесло его на небо, однако погрузились в скорбное молчание, как бы чувствуя себя осиротевшими. Потом по почину некоторых все принялись воздавать хвалу Ромулу как богу, рожденному богом, как царю и отцу города Рима. Они стали возносить к нему мольбы о мире, дабы он всегда милостиво и благосклонно охранял свое потомство (римлян). Я убежден, были тогда также некоторые, хотя и молчавшие, но винившие сенаторов в том, что те своими руками растерзали царя. Ведь подобные слухи, хотя и очень смутные, распространились по Риму».

Римские граждане в ранний период своей истории именовались квиритами – «почитающие своим богом Квирина». Самый высокий из холмов Рима, на северо-востоке от исторического центра города, был назван Квиринальским, поскольку здесь был сооружен храм Ромула-Квирина. Жрецы (фламены) Ромула-Квирина наряду с жрецами Юпитера и Марса принадлежали к высшей касте римских жрецов. Праздник в честь Ромула-Квирина устраивался 17 февраля. Но, поскольку, Квирином почитался в Риме также Янус, древнейший бог-царь Италии, который принял Сатурна и разделил с ним власть, то, скорее всего, Квирин – это именно «божественное священство» царя, которое перешло от Януса к Ромулу, аналог иранского «фарна» (hvarnah) – «животворящей силы Солнечной Благодати, божественной сущности, приносящей богатство, власть и могущество; символ царской власти». К тому же Янус имел супругу-сестру Камессу, от которой он имел сына по имени Тиберин, покровителя римской реки, взявшего женой Рею Сильвию после рождения ею от Марса близнецов Ромула и Рема.

Несмотря на то, что легенда утверждала, что Ромул, на глазах у всех вознесся на небо, в Риме существовала его могила. Она находилась на границе будущего Форума, главной площади, основанной Октавианом Августом, и Комиция, древней площади народных собраний,   и ее место было обозначено «Черным камнем», а рядом с этим местом стояли два каменных льва (утверждается, что её нашли археологи в 1899 году около арки Септимия Севера). Согласно легенде, после смерти Ромула, во время посещения его могилы, с неба спустилась звезда и зажгла волосы его жены-сабинянки Герсилии, в результате чего та поднялась на небо звездой Горой, ставшей женой Квирина.

Известно, что индо-европейская глухая лабиовелярная согласная *k; в определенных европейских языках (кельтских и латыни) тождественна *p в других индо-европейских языках, как например, слав. «пять» и латин.  qu;nque. Также внутри самих кельтских языков есть т.н. группа Q-языков, т.н. «гойдельская, лабилиализованная» – ирландский, шотландский, мэнский, кельтиберийский языки, и P-языков, т.н. «бриттская, делабилиализованная» – корнский, кумбрийский, бретонский, лепонтийский, галльський, как  например: валл. penn и ирл. cenn «голова», валл. map и ирл. macc «сын» (к протокельтскому *makw-os), валл. pedwar и ирл. cethar «четыре», ирл. сruim и валл. pryf «черв», а валл. nith, др.-ирл. necht «племянник» из и.-е. *nept;, при латин. nepot «внук», ср.-ирл. cruimther из греч. presbyter «старейший», др.-ирл. cland из латин. planta «растение», др.-ирл. caille из латин. pallium «покрывало, плащ», ирл. Cothraige  из латин. Patricius и прочее [Пизани В. Этимология: История – проблемы – метод / Пер. с итал. Под ред. и с предисл. В.И. Абаева. – М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1956. – С.92].

Считается, что не переход части индо-европейцев с *k; на *p обусловлен фактом того, что эта часть вообще разучилась произносить исконное и.-е. *p из-за того, что ассимилировала до-индоевропейский субстрат, так как в аквитанском и баскском нет звука p, и заменяли его даже в заимствованных словах: латин. planta «растение, поросль» > qulanda > ирл. clann «потомки, дети, род, семья», а имя святого Патрика, патрона Ирландии, бритта по происхождению, также было заимствовано в гойдельском в форме Patricius > Quatricius > Cothriche [Михайлова Т.А. Глухой лабиовелярный и его место в классификации кельтских языков // http://www.jolr.ru/files/(19)jlr2009-2(79-90).pdf]. Дж.Р.Р. Толкиен как талантливый лингвист также обыграл этот переход KW > P в эльфийских языках как «общетелерийский». Связанную с Квирином богиню Акку Ларентию (исторически жену пастуха, воспитавшую близнецов Ромула и Рема) предлагаем сопоставить с кельтской богиней лошадей Эпоной  (галл. Epona «лошадиная богиня», но ирл. ech «лошадь», ирландское божество Echde < *ekvo-dios и латин. equ «кобыла, лошадь», equitem «всадник», санскр.  ;;va;, греч.  hippos).

Ж. Дюмезиль предложил отождествить римского бога-хранителя плодородия Квирина с германским богом плодородия Фрейром и славянским богом скота Велесом (тут добавим, что у греков богом-хранителем скота и пастухов был Аполлон).

Но, исходя из вышеизложенного, более верным будет отождествить Квирина (Quirinus)  с Перуном (*Perunъ), аналогами которого являются ведический Парджанья, литовский Перкунас, исландская Фьёргун, албанский Перенда (per;ndia на тоскском, per;nija на гегском). Их разные этимологии являються вторичными истолкованиями-сближениями (готск.  fairguni «гора», хетт. perunas  «скала»,  праслав. *perti, *pьr;  «ударять, бить») первоначально забытого значения (от якобы и.-е.  *perk;u- «дуб;  избиваемый, ударяемый, т.е. подверженный ударам (молнии)», сопоставимое с латин. quercus  «дуб»), но, по нашому мнению, сохранившегося у римлян: Quirinus < *co-vir- «мужское содружество».

Русы князя Игоря в клялись пред идолом Перуна, сложив своё оружие, щиты и золото. Палицы Перуна с тяжёлыми оловянными наконечниками, которыми новгородские парни устраивали драки между «концами» грода, хранились в церкви святых Бориса и Глеба, которые отчасти восприняли у Перуна функцию покровительства князю и дружине. Как гласит приписка на полях «Степенной книги», в 1652 году митрополит Никон изъял и сжёг последние палицы, таким образом прекратив «бесовское то тризнище» [Янин В. Л. Церковь Бориса и Глеба в Новгородском детинце: (О новгородском источнике жития Александра Невского) // Культура средневековой Руси. – Л., 1974. – С. 91].
 
В 1905 г. Д. Эварницкий (Яворницкий) записал в Екатеринославской губ. рассказ об острове Перуне («Украинские сказки: В 2 кн. М., 1993. Кн. 2. Чародейная криница», с. 50-51), где говорится уже о каменном идоле Перуна с золотой головой, которого «князь Святославский» велел бросить в Днепр, и тот доплыл до порогов. Перун нашел пещеру в скалистом острове и превратился там в семиголового змея. В той пещере были двери, сначала — железные, потом — золотые, а за ними — столы, серебряные и золотые, много всякого богатства, но внутри стонал змей. Он похищал красивых девушек, жил с ними, а потом пожирал несчастных, пока бог не послал туда богатыря, убившего змея [Петрухин В.Я. «Проводы Перуна» : древнерусский «фольклор» и византийская традиция // Язык культуры : семантика и грамматика. – М., 2004. – С.248-255. – http://ec-dejavu.ru/d/Double_faith_Russia.html]. Но этот рассказ удивительным образом согласуется с производимыми на днепровском острове Хортица перед священным дубом обрядами консорции руссов, зафиксированными императором Константином Багрянородным: «…На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг (дуба), а другие — кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай».

Описанный в русских летописях обряд свержения Перуна тождественен с зафиксированным в «Хронике» Георгия Амартола описанием изгнания из Рима Февруария, воплощения зла [Петрухин В.Я. «Проводы Перуна» : древнерусский «фольклор» и византийская традиция // Язык культуры : семантика и грамматика. – М., 2004. – С.248-255. – http://ec-dejavu.ru/d/Double_faith_Russia.html].

Очистительные обряды в Риме (февруи) проводились двенадцатью ликторами – носителями фасций, которые символически  выметали зло из Рима перед праздником Ромула-Квирина 17 февраля, но после луперкалий 13-15 февраля (в гроте Lupercal у подножия Палатинского холма, где, по преданию, волчица (lupa) выкормила Ромула и Рема. Каждый год  патрицианская  молодежь собиралась в этом гроте, где на специальном алтаре приносили в жертву богу Луперку молодых коз и собак, после ритуальной трапезы луперки разрезали шкуры жертвенных козлов, и, вооружившись кусками шкур и раздевшись донага, бегали по городу, стегали всех встречных кусками шкур, а женщины охотно подставляли тела под удары, так как считалось, что удар луперка помогает легче разрешиться от бремени). Еще римский папа Геласий (V в.) называл Февруария «богом луперкалий», хотя сами луперкалий были посвящены Фавну.

Интересно, что в католической церкви почитается святой Квирин, по одной версии (римской), обезглавлен и брошен в Тибр, а по второй (сабарийской) – утопленн с жерновом на шее. В обоих случаях его тело находят, оно становится мощами (хранятся в церкви Пресвятой Девы Марии в Трастевере или в церкви Петра и Павла в баварском монастыре Тегернзее). Сам святой Квирин на изображениях представлен как королевский сын в княжеских одеждах с короной, скипетром и державой, с мечом и пальмовой ветвью, или как епископ с жерновом на шее, сбрасываемый в реку. Возможно, в легенде о святом Квирине нужно видеть какой-то отзвук легенды о том, что Ромула утопили заговорщики в Козьем болоте?..