О творческом методе

Сергий Чернец
Творческий метод.
Эпиграф: «Искусство должно выставить нам на вид – все доблестные наши качества и свойства, не выключая даже и тех, которые, не имея простора свободно развиваться, не всеми замечены и оценены так верно, чтобы каждый почувствовал их и в себе самом и загорелся бы желанием развить и возлелеять в себе то, что им заброшено и позабыто».
Часть 1
Эстетические взгляды и художественные принципы Писателя с течением времени претерпевают немалые изменения. Они развиваются в тесном соприкосновении с его исканиями, идейными и литературными. Существенную особенность творческого метода писателя составляют, прежде всего, сочетания: романтического и реального, фантазии, мифа и бытия повседневного.
Романтизм обычно предстает в сочетании выразительной обрисовки быта, характеров. Мифическое же вступает в ощутимое противоречие с реальным изображением действительности. И тут предстоит преодоление романтики, раскрытие не только внутреннего мира человека, но и столкновения героев своих произведений с драматической реальностью. Реальность часто драматическая. В мире мечты и фантазии человек живет только в своем воображении, а реальная действительность груба.
В постоянном и пристальном изучении действительности писатель может видеть источник своего творчества, основу для создания реалистических художественных образов.
«Это полное воплощение в плоть, это полное округление характера совершается только тогда, когда соберется в уме весь этот прозаический существующий дрязг жизни. Когда, содержа в голове все крупные черты характера героя, соберется в то же время вокруг него всё тряпьё до малейшей булавки, которое кружится ежедневно вокруг человека. Словом – когда сообразится всё от малого до великого, ничего не пропустивши». Вот таков бывает творческий метод.
Изображение жизни в её реальном облике, во всех её образующих элементах – это важнейший принцип творческого труда Писателя-реалиста. Есть и другие: писатели фантасты, творящие свой мир на листе бумаги, где и законы отличаются от действительных.
Для художника–реалиста необходимо быть «верным истине», быть высоким там, где высок предмет изображения, быть резким и смелым, где истинно резкое и смелое, быть спокойным и тихим, где не кипят происшествия!
И это довольно ложное понятие, что предметом искусства не может быть обыденная, якобы «низкая» действительность. Искусство не должно ограничивать себя лишь областью изящного. Для истинного художника не должно быть «низкого предмета в природе». Самые несхожие явления окружающего мира, всё то, что составляет содержание жизни человека, всё то, что интересует его, - может и должно быть объектом творчества. В изображении ничтожного художник-создатель (автор) также велик, как и в великом, в претензионном, в презренном у него нет презренного, потому что видимо отношение художника, сквозит невидимо прекрасная душа создавшего (автора). Обращаясь к различным сторонам жизни, художник не просто воспроизводит, а обобщает их: «много нужно глубины душевной, чтобы озарить картину, взятую из презренной жизни и возвести её в перл искусства».
Подлинный художник (художник слова тем более) не должен стоять в стороне от современной ему жизни. «Писатель может, более чем кто-либо другой, быть разрешителем вопросов современности. В своих произведениях нужно уделять внимание к тому, что характеризует «физиономию» современного общества, что определяет его черты, отражать и пружины движущие его (общества) жизнь».
Многие писатели, вообще, ищут частной завязки и не хотят видеть общей. Люди простодушно уже привыкли к этим беспрестанным любовникам, к этим разборкам криминальным. Конечно это замечательные завязки, но какие? – точечный узелок на уголке платка жизни! Нет. История (произведение) должна вязаться сама собою, всей своей массой в один большой узел, в общий узел. История должна обнимать все лица, а не одно или два, - коснуться того, что волнует, более или менее всех действующих и многих подразумевающихся.
Типизация.
Это одно из свойств творческого метода, когда должно стремиться создать рельефно очерченные характеры, типы. В которых читатели могли бы разглядеть и себя или своих знакомых, людей из своего окружения. Художественный тип, в понимании писателя, заключает в себе широкое содержание, отражая особенности жизни, психологию различных слоев и групп общества.
«Писателю очень нужно иметь у себя в «ящике» один-другой портрет, набросанный ловкою рукою, хоть и бегло, с человека, которого можно было назвать типом и представителем своего сословия в его современном виде».
Для этого, бывая в обществе, должны уметь подмечать смешные и скучные стороны людей, составляя для себя типы. То есть, взяв кого-нибудь из тех, которых можно назвать представителем его сословия или «сорта» людей, изобразить в лице его то сословие, которого он представитель. И конечно, пора знать уже всем писателям, что одно только верное изображение характеров не в общих выраженных чертах (плохой – хороший, злой – добрый), но и в их национальном колорите, поражающем нас живостью так, что мы говорим: «Да это, кажется, знакомый человек», - только такое изображение приносит существенную пользу писателю и его произведениям.
И таких типов можно увидеть в сравнении с классикой у нас, в нашей жизни. Самое большое и типичное произведение, где дан срез всего общества – «Мертвые души» Гоголя. Рисуя Ноздрева, Гоголь отмечал: «Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане. Но легкомысленно-непроницательны люди – и человек в другом кафтане кажется им другим человеком». В главе о Коробочке Гоголь пишет: «Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка». А уж сколько Плюшкиных в нашем обществе, каждый может видеть их множество.
Вот и должны мы равняться на классику. А пока имеем склонность только к частностям и эпатажу этими частностями!
Конец.