Фотоальбом - хранитель стоп-кадров жизни

Каролина Гор
У меня есть фотоальбомы, которые хранят в одинаковом хронологическом порядке черно-белые и цветные фото, запечатлевшие жизнь четырёх поколений двух семей. Время от времени, уютно устроившись, я люблю не спеша, внимательно их рассматривать. Каждый раз, переворачивая листы, в ум залетают разные «непричёсанные» разности.
   
Детали оформления обложки, качество картона, способ крепления фотокарточек указывают на время появления того или иного образца. Каждый альбом отличается не только своеобразной материальной фактурой, но наполнен индивидуальным внутренним содержанием.
Но ведь что-то их должно объединять? Ну конечно! Подобно тому, как ручейки вытекают из одного источника, так же и многочисленные фото появляются благодаря одному, самому главному Первому Кадру. Неважно, грохочет война, сверкает ли гармонией золотой век, развивается эпоха социализма, или наступила тьма экономического кризиса… без разницы. На главный снимок даже эти упрямые факты не влияют. Они остаются в этот момент ЗА кадром.
 
Баатюшки святы…  р о д и л с я, пупсик, бутузик, розанчик, ножки толстенькие,  голенькие… Стоп-кадр! Рубашечка-то на младенце кружевная, чепчик с ленточками. Кстати, это кто – он или она? И вот уже он безмятежно спит на руках крёстной матери под защитой светлого ангела-хранителя.   
 
В альбоме другого времени судьбоносное начало оформлено и зафиксировано    иначе. Улыбающиеся лица молодых родителей при регистрации малютки в ЗАГСе.  Стоп-кадр! Надо же, как вырос, не узнать! Уже первоклассник с букетом, а вот   прием в пионеры перед шеренгой школьников, бантики в косичках, чубчики на мальчишеских головах. Под салютом всех вождей, пионер всем ребятам пример! Пионер всегда готов, а котлету жарить надо… )
 
Фотографии большинства людей, особенно послевоенные, отражали одну точку зрения – ценился здоровый дух коллективизма – студенческий, спортивный, колхозный, рабочий, профсоюзный. Смотрю на фото смеющегося молодого человека в первомайской колонне с лозунгом "Миру-мир». Он же позирует перед объективом в ватнике и в резиновых сапогах, с поднятой, как знамя, лопатой в руке. «Даёшь освоение целинных и залежных земель!». Кроме освоения успел потрудиться и на строительстве сибирского города будущего! «Партия сказала – надо, комсомол ответил – есть!» - лозунг тех лет, мотивация, вдохновляющая молодёжь на трудовые подвиги во имя светлого будущего. Молодые, не раздумывая, с энтузиазмом отправлялись в «далёкие края», чтобы стать «новосёлами». Тогда это была жизненная необходимость. Благодаря труду того поколения страна восстановилась после войны.

Другой фотоальбом полностью посвящен путешествиям по родной стране. Это  восьмидесятые годы. Рассматриваю чудесные фотографии Соловецких островов, Кирилло-Белозёрского монастыря, знаменитого Ферапонтово, поездка по "Золотому кольцу"... Виды городов, привезённые из плавания на теплоходе по Волге… Как там поётся? «Где, в каких краях встретишься со мною?»…
 
Каждый снимок подписан: год, где именно остановлено мгновение, кто стоит или сидит справа-слева... Ооо! Свадебные фотокарточки, обмен кольцами, бокалы шампанского. Вот еще с десяток кадров, где главный герой, Покоритель земель и Строитель городов, но солиднее и старше, среди сотрудников институтского коллектива, что-то ценное  вручают, похоже грамоту, застолья, дача, урожай клубники, с внуками на  рыбалке... И последний стоп-кадр: сидит на скамеечке во дворе дома, седой, грустный, в руке трость.
Почти в каждой семье в советское время на видном месте лежал фотоальбом. Были  тематические, например: «Я в стройотряде», «Наш летний отпуск в Коктебеле»,   или «Кисловодск. Санаторий "Красный шахтёр» с массой групповых снимков в  несколько десятков человек. Так и не нашла кто есть кто…

В зависимости от темы стоп-кадры демонстрируют атмосферу труда или отдыха: посадка деревьев в Парке Победы на субботнике, картофельные поля, а вот и яркое солнце, скалы с сидящими орлами, фонтаны, пляжи и набережные с надписью «привет из Сочи!» и другие милые сердцу людей красОты. Такие фотоальбомы часто предлагали гостям и родственникам, «чтобы не скучали», пока хозяйка на кухне готовила угощение.
 
А вот мой любимый альбом вертикального формата. Замечательный пример качества, казалось бы, пустяковой вещи! Листы изготовлены из очень толстого и  необычайно плотного картона. Десятки лет прошло, а картон не обветшал, не замусолился от частого перелистывания, ни одного залома или трещины. Как стальной!
 
Несмотря на то, что ныне его дизайн утратил часть фурнитуры, кое-где через  потёртости проглядывает серая картонная основа, но, тем не менее,   «породистое лицо» времени сохранилось. Предполагаю, в далёкой молодости этот фотоальбом с заслуженным достоинством ценной вещи демонстрировал голубой бархатный сюртук с мягкой подкладкой, которая создавала   приятный на ощупь объём. Тонкие латунные накладки на углах придавали прочность и одновременно элегантность прикладному образу, а наличие хитроумного замочка вносило шарм секретности. Хозяин мог закрыть его, как ларчик и уберечь семейные тайны от посягательств любопытствующих взглядов. Альбом в таких случаях плотно застёгивал служебный сюртук, и ни за какие медовые коврижки не выдавал посторонним тайную информации. Образец верности и преданного служения своему важному предназначению!

Обрез листов, кажется, так это называется, покрыт несмываемой бронзовой краской. Она до сегодня матово, драгоценно поблёскивает. Приятно в руки взять! Красивая, удобная и практичная вещь, можно сказать, доведённая до совершенства. Не к чему придраться, всё продумано! Фотография вставляется в прорезь, как в карман. Срез картона по формату стоп-кадра напоминает обрамление картины. Между альбомными листами сохранилась кое-где папиросная бумага. Сами картонные страницы украшены двойной каёмочкой - золотой и синей! Есть листы с углублением для овальных фото. Обычно это портреты красивых, полногрудых женщин в шляпах или детишек. Отроки в матросских костюмчиках, нежные девочки с роскошными волосами в длинных платьях, с птичкой или куклой в руках.

Конечно, признаки долгой жизни у старика-альбома, увы, на лицо, но в момент когда берешь в руки это хранилище семейных традиций, важных и не очень событий, расставаний и встреч, как ни странно, переживаешь, «трепет сердечный, восторг ожидания»!
Рассматривая фотографии ушедших в мир иной людей, с застывшими, "прошлыми" выражениями лиц, невольно возникает и тихая грусть, и острый интерес к конкретной судьбе человека. Главное, поднимается благодарность к жизни, как реальной возможности следовать её непредсказуемым поворотам с фиксировнными стоп-кадрами.

12 февраля 2016 года   СПб