Кукла

Анмамалия
Этот рассказ написала моя знакомая - Нина Ивановна Морозова- это ее детское воспоминание об оккупированном Севастополе

            Была осень 1943 года Разрушенный Севастополь все еще оккупирован немцами. Кругом разрушенные, лежащие грудами битого камня дома , вода на весь золота – на всю улицу Ленина был единственный кран с питьевой водой , который располагался во дворе дома №50. Поэтому двор всегда был заполнен пустыми ведрами, которые стояли в очереди в рядок  с утра до вечера .
          В этом дворе  теперь жили дети Миша , Нина и Витя со своей мамой Нюсей . Миша был совсем маленький -мама была с ним ,  на  Витю и Нину падали хозяйственные заботы , во всяком случае в « водяную»  очередь ходили они.
          Ведра  стояли длинной ровной цепочкой, дети поставили в очередь и свои два ведра . Второе ведро было их соседки бабушки Поли, она в очереди стоять не могла , потому, что была уже  старенькая и у нее болели ноги. Мама наказала пятилетнему Вите, что когда очередь будет подходить, он должен прибежать домой и сказать маме, а мама придет, наберет ведра и принесет домой .
             Люди, стоявшие в очереди были молчаливы и угрюмы, каждый думал свою невеселую думу, дети  тоже стояли тихонько рядом с ведрами, двигая их время от времени.
              Неожиданно во дворе появилась незнакомая девочка. Посмотрев по сторонам , она заметила Нину и направилась  прямо к ней . Приветливо улыбаясь,  поздоровалась. Сказала, что зовут ее Жанна. Девочка произвела приятное впечатление на окружающих. К тому же она выделялась своим нарядным видом - окружающим показалось, что к ним залетел посланец из прежней мирной жизни. На девочке  было светло серое пальто, на голове - голубой беретик, светлые волосы заплетены в две косички с голубыми бантами, а коричневые ботиночки были с рантиками. Когда-то до войны Нина тоже носила обувь с рантиками, потому, что очень любила ходить на носочках и все родственники прочили ей судьбу балерины. Но война распорядилась по своему – из-за этой злой войны Нина даже не учиться в школе , а ей уже восемь лет!
А девочка тем временем безумолку болтала – маму ее зовут Лиля, а папу – Лео, он румын и барон. Завтра они уедут в Румынию, и мама будет баронесса. У нее есть еще папа русский, но он воюет где-то на фронте, а где они с мамой не знают.
                Нина не очень внимательно слушала девочку - она смотрела на куклу, которая была в руках у Жанны. Кукла была очень красивая, она умела закрывать и открывать глаза, а еще она умела говорить слово «мама», если нажать на кнопочку на спине. У Нины  до войны тоже была точно такая кукла, ее подарили Нине на день рождения. Свою куклу Нина очень любила и называла Любочкой.
Но в их квартиру попала бомба, от дома остались одни стены, а все, что было в квартире, вместе с Любочкой рухнуло вниз и Любочка погибла.
            Жанна заметила как Нина печально  смотрит на куклу и предложила:  «Хочешь поиграть?»  Нина радостно кивнула и кукла оказалась у нее в руках. Нина показала Жанне кнопочку на спине куклы и девочки стали по очереди ее нажимать, а кукла в ответ им пищала «мама».  Девочки развеселились, послышался радостный детский смех, у женщин потеплели глаза.
              Девочки, играя не заметили как рядом с ними оказался румынский папа Жанны. Он был среднего роста, сухощавый и одет в военную форму. На боку у него висела кобура с пистолетом. Увидев своего румынского папу, Жанна радостно сказала: «Папа, а мы здесь с девочкой играем!» Румын уже хотел было уйти, но вдруг заметил куклу в руках Нины. Лицо его исказила злоба, в глазах зажглись гнев и ярость. Он вырвал куклу из рук Нины, сунул ее Жанне и стал кричать - зачем она отдала свою куклу в руки чужой девке? Перепуганная Жанна, стала лепетать, что куклу она не отдавала, а эта чужая девка ее нахально у нее отобрала. Выпалив это, она убежала со двора.
             Разгневанный румын стал орать на Нину, что она воровка и что воров надо убивать. Вытащил пистолет и стал им размахивать перед лицом девочки. Нине было страшно стоять одной перед этим взрослым мужчиной с оружием в руках. Она рыдала, и ее худенькое тело сотрясала нервная дрожь. Она все время повторяла, что куклу не воровала. Она не могла понять, почему такая красивая девочка Жанна сказала неправду. И почему она одна, где ее братик Витя?
              А Витя, увидев оружие в руках румына и  перепуганную Нину, помчался к маме и с порога стал кричать , что надо бежать во двор , а то румын застрелит их Нину. Мама не помнит, как оказалась перед румыном, заслонив Нину собой. Она умоляла пощадить ребенка и клялась, что ее девочка не может быть воровкой.
Но румына,  унижающаяся женщина  только раззадорила, он пытался вытащить Нину из-за спины мамы, отталкивая и Витю, потому , что Витя стал рядом с мамой перед румыном.
              Женщины, стоявшие в очереди, побросали свои ведра и молча двинулись к румыну .
             Их терпению пришел конец – не сговариваясь, они стали окружать одним  плотным кольцом румына, а другим- Нюсю с детьми и эти кольца стали расходиться в разные стороны. Лица женщин, окруживших румына, были суровы и в них горела какая-то знакомая румыну решимость и ярость. И тут до румына, видимо, стало доходить, что это жены, матери, сестры тех самых мужчин, которых на фронте они , румыны ,называли черной смертью и стараниями этих мужчин, перемолотивших на Кавказе две румынские дивизии ,он, Лео- счастливчик теперь летит в Румынию вместе с остатками своей части на переформирование. Руки женщин были сжаты в кулаки, но их  гнев он уже ощущал физически и понял, что достаточно одного неосторожного движения и они его растерзают голыми руками. Лео струсил, стал растерянным и жалким, его наглая храбрость исчезла, и он никак не мог попасть в кобуру, чтобы спрятать пистолет.
             Он раздвинул круг женщин и, пятясь, убежал. Женщины, проводив румына взглядом, еще немного постояли и пошли молча к своим пустым ведрам. Взяли ведра у Вити, наполнили и помогли отнести домой. Другие женщины уже успели проводить маму и Нину до дома. К приходу Вити    мама с Ниной  сидели, молча обнявшись на кровати, и по их лицам непроизвольно текли слезы. Витя  напоил маму и Нину водой, сел рядом с мамочкой и тоже прижался к ней. Так они и сидели, переживая случившееся с ними несчастье и каждый думал о своем. Мама Нюся думала  будет ли конец этим ужасам и  доживут ли они до прихода наших .
         В голове у Нины были одни вопросы. Она уже знала, что все ужасное и плохое – это от войны.   Война очень злая потому, что на войне убили их хорошего папу, потому, что разбили их красивый большой дом и она лишилась всех своих любимых вещей и куклы Любочки. У них сейчас ничего нет - ни еды, ни одежды, она не учиться в школе, но почему же у Жанны сейчас на войне есть все, что было у Нины раньше до войны? У Жанны даже два папы - один на фронте, а другой увозит ее и маму в Румынию? И наверное она не голодает - у нее такие пухленькие румяные щечки и ручки , и одета она красиво и даже кукла у нее есть. Тогда что такое война? Почему когда война, одним очень плохо, а другим очень хорошо и почему такая красивая девочка сказала неправду? Врать нехорошо - Жанна плохая и поэтому ей хорошо когда война. Всем плохим хорошо, когда война, ну почему тогда хорошие должны мучиться и когда эта война закончится? Война должна закончиться , чтобы всем хорошим было хорошо– так  будет Справедливо. Придя к  выводу, что войне скоро конец, Нина спокойно уснула.