Резьба - дело тонкое

Ирина Антипина
               
В Москве, в Центре Культуры и Искусств «Меридиан» с 25 февраля по 13 марта 2016 года пройдет ставшая уже традиционной выставка творческих работ резчиков России «Вторая жизнь дерева-6».
 
Это поистине уникальная выставка: участие в ней резчиков (а их на выставке более 130 человека), и посещение самой выставки – абсолютно БЕСПЛАТНЫ! Согласитесь, такое явление в нынешнее капитализированное время большая редкость, а может – и… подвиг. Хочется в пояс поклониться руководству ЦКИ «Меридиан», которое постоянно дарит настоящий праздник всем любителям декоративно-прикладного искусства от «Москвы до самых до окраин».

Кстати, вы никогда не бывали в ЦКИ «Меридиан», где эта выставка и проходит уже шестой год подряд? Так поезжайте же прямо сейчас (улица Профсоюзная, 61, метро «Калужская», последний вагон из центра.)

Войдя в светлый, уютный, современно оснащенный зал, вы соприкоснетесь с чудом: с исконно русским, настоящим, народным искусством. Тематика нынешней выставки весьма многообразна и разностороння, она по-настоящему удивляет и изумляет. Здесь «уживаются» уникальные миниатюры Михаила Живнова с его скрупулезной, ювелирной техникой мелкой пластики и монументальные работы Евгения Андреева, с присущим ему размахом традиционной русской резьбы. Орлы, медведи, жанровые композиции Андреева – не просто хороши, они великолепны!

Работы современных резчиков позволяют по-особому взглянуть на окружающий нас мир и увидеть в простом куске дерева смешных гномиков, золотую рыбку, семейство опят или поединок благородных оленей. Лукавые, хитренькие, мудрые бегемоты, уточки и пеликаны Игоря Базыкина останавливают возле себя не только восторженных детишек, но и взрослых людей, отцов семейства, узнающих в этих забавных, вырезанных из экзотических пород дерева зверушек себя – таких умных, уверенных и значимых.

А вы заметили «Стульчик для муравья» Владимира Богомолова, украшенный незамысловатым орнаментом? Нет? Разумеется… Ведь его и разглядеть-то можно только под лупой. Мастер остается мастером, работая и бормашиной (родоначальник этой технологии – Степан Эрьзя) и малюсенькими, выточенными из простой швейной иглы инструментом. Например, «Рабочее место резчика» все того же Игоря Базыкина поражает не только мастерством исполнения: все это «рабочее место» можно уместить на ладони, но и тем, что весь инструмент, которым оно и экипировано, находится в рабочем (!) состоянии. Малюсенькой пилой можно пилить, стамесочкой вырезать, напильником шлифовать и т. д.

«Автопарк» Владимира Попрядухина надолго задерживает возле себя мальчишек разного возраста. Легковые машинки и самосвалы, пожарные машины и кареты скорой помощи, лимузины, старинные модели автомобилей искусно вырезаны из различных, редких пород дерева. Они хрупки и изящны, но капоты у них поднимаются, колеса крутятся, а при желании можно даже и руль покрутить…

Умиление и восхищение больших и маленьких зрителей вызывают стайки дельфинов Юлия Бохорова: прыгающие, играющие, и… даже показывающие время.

Работы Вячеслава Мишанова, мастера разностороннего, основываются на идеях лубочных картинок: простота сюжета, минимум цветовых решений, обобщенность образов. «Его резной лубок, наивный и восхитительный» (В.Барадулин) обращает наш взор в глубину веков, напоминает о корнях, истоках. Мишанов – мастер и традиционной кудринской резьбы. Его ковши и плошки, резные шкатулки, декоративные ложки украшены классической абрамцево-кудринской резьбой.

Еще одна уникальность выставки: соседство работ авторов традиционной русской резьбы с работами современных резчиков, которое, однако, не делает выставку эклектичной, а украшает и дополняет ее. В оформлении декоративных работ Валерия Комарова, например, использованы растительные орнаменты, сказочные сюжеты, элементы русского народного искусства – чистая классика с ажурной, стилизованной резьбой. А работы Ингрид Струэнзе, с ее приверженностью Форме – образец современного, авангардного искусства.

Дерево – материал универсальный: твердый и теплый, прочный, а иногда хрупкий и мягкий, податливый. Разный. Показать его душу, донести до зрителя красоту и неповторимость, например капа или сувеля (это такие особые наросты на дереве) всегда удается Виктору Суднову. Работы мастера, выполненные в стиле «Виксу», поражают тщательно выполненной отделкой и потрясающей текстурой, «вытянутой» его чуткими руками.
 
А рядом – «коряжки» членов клуба «Природа и творчество», чьи работы как раз и подтверждают название самой выставки: «Вторая жизнь дерева». Ведь все мастера, работающие с этим удивительным, благодатным материалом, используют только отжившее свой век дерево, вдохнув в него новую жизнь и новое содержание. Вазы Натальи Яцюк из подгнившей бузины – пример изысканности и стиля, а интерьерные работы Аллы Персияненко из реликтового можжевельника – находка для современных дизайнеров – оформителей загородных вилл и коттеджей.

Дерево еще и волшебный материал. Подтверждением тому служат работы Татьяны Гориной, которая не только возрождает почти забытый русскими мастерами вид мозаики по дереву – маркетри, но и возносит его до уровня работ мировых мастеров, создавая вещи с узнаваемым авторским стилем, которые легко вписываются и в классический, и в современный модный интерьер. Произведения Татьяны достойны украсить стены не только российских музеев. Думаю, и в Лувре, и в Прадо они были бы уместны.
 
Весьма интересны и работы отца и сына Хворостовых, и работы Юрия Толмачева, выполненные в сдержанной, иногда монохромной манере. Как и Татьяна Горина, эти художники работают в стиле маркетри. Знатоки уверяют, что интерес к маркетри возникает в России, да и в мире вообще каждые двенадцать лет. Видимо, сейчас и пришли эти годы: работы в этом стиле представлены на выставке Владимиром Ромашиным, Юлианой Молчановой, учениками Татьяны Гориной.

Талантливые работы Александра Почтаря на Библейские мотивы с чистой, тонкой, выверенной филигранной резьбой – являются воистину украшением выставки. Взгляд его «Спаса Нерукотворного» пронизывает тебя насквозь: укоряет, утешает, внушает надежду, побуждает к добру. Надо заметить, что на выставке вообще нет проходных работ – все они уникальны, удивительны и позитивны.

Работы Игоря Купцова – от шкатулок с замысловатой резьбой - до жанровых сценок, где все «деревяшечки» на месте, потрясают умением, выдумкой и ювелирной отделкой. Странно, что за границей о его работах и о нем самом знают больше, чем в родной России. Хотя, чего же здесь странного: воистину «нет пророка в своем Отечестве».

О журавлях Николая Гетьмана хочется сказать особо: вот где счастливо сочетается традиция и современность. Классическая богородская резьба, и свой собственный, годами выработанный, выверенный стиль мастера. Теплая, пронзительная работа…

Наряду с экспонатами профессиональных резчиков и простых любителей, для которых резьба всего лишь хобби, на выставке можно увидеть работы мастеров международного уровня – Ярослава Аршинова и Татьяны Фленовой – известнейших, признанных Богородских мастеров. Именно они представляют Россию на различных международных выставках и форумах.

Вот здесь уместно сказать и о том, что богородская школа представлена на выставке уже не в первый раз. Студенты Богородского техникума ДПИ – это наше будущее. Они постигают не только азы резьбы, но и учатся на лучших образцах старинной богородской игрушки, уникальных музейных экспонатах (а музей в Училище – ах, как хорош!). А как хороши панно и плетеные изделия учеников Рузского художественного училища или кухонные наборы, игрушки-каталки, декоративные скульптуры выпускников АХПК им. В. М. Васнецова, выполненные в традиционной манере хотьковских мастеров; работы учащихся строительного колледжа № 12…

Вообще, сегодняшняя выставка поражает обилием новых работ, а главное – новых имен. Работы молодых, талантливых ребят – учеников Анны Дарбиньян, Михаила Голицына (руководителя детской школы резьбы «На Воробьевых горах»), Валерия Апульцина; взрослых учеников школ резьбы по дереву Михаила Ильяева, Виктора Суднова, Татьяны Гориной не потерялись на фоне маститых резчиков, а только разнообразили выставку, влили новую, свежую струю в экспозицию уже известных мастеров.