Эволюция

Николай Пинчук
В работе над «Алисой» Льюиса Кэрролла возникла необходимость научить своих актёров непрерывно и органично трансформироваться из образа в образ за относительно короткое время и на ограниченном пространстве. В результате возникла такая методика. Она состоит из двух подготовительных упражнений и одного основного.

Подготовительное упражнение 1

Пластическая импровизация с изменением стиля по мере перемещения на площадке.
Делим класс на три сектора. Вся группа располагается на первом секторе лицом к условному зрительному залу. Никто никого не перекрывает, никто никому не мешает. Включается музыка. Начинаем пластически импровизировать под неё. Допустим, данная музыка предполагает короткие импульсивные движения. 3-4 минуты на то, чтобы освоить это состояние.

Переходим – сперва просто переходим – во второй сектор. Другая музыка, которая предполагает движения плавные, широкие. Так же 3-4 минуты работаем в этом режиме.
Переходим в третий сектор. Здесь музыка лёгкая, подвижная – соответственно и движения. Отработали и здесь 3-4 минуты.

Выбор музыки произвольный, но желательно, чтобы она была достаточно контрастной для разных секторов. У нас в одном случае, например, были композиции Рика Вэйкмана «Sagittarius», «Capricorn» и «Gemini»; в другом – Peter Green «Apostle», Sunnyland Slim «Slim’s Shout», Scorpions «Coast To Coast». Ну и так далее – благо, есть их чего выбрать. Соответственно меняется и пластика.

Возвращаемся в первый сектор. Теперь задача такова: уже без музыки (она должна звучать внутри, задавая темпоритм и пластическую органику) начав работать в пластике данного сектора, смещаемся в соседний, и по мере приближения к нему наша пластика постепенно трансформируется: короткие импульсивные движения становятся более плавными и широкими, и когда мы полностью переходим во второй сектор, пластика уже целиком соответствует ему.

Продолжаем перемещение в сторону третьего сектора, и так же по мере приближения к нему трансформируем свою пластику: медленные вытянутые движения становятся более лёгкими и динамичными, и когда мы перешли туда, наша пластика уже вся становится такой, какой она должна быть на этом месте.

По мере освоения это упражнение можно усложнить: менять направления переходов (из второго сектора – в первый, из первого – в третий и т.д.), увеличивать скорость перемещения между секторами (и, соответственно, трансформации пластики).

Следим за тем, чтобы трансформация пластики происходила не скачкообразно (вот тут я тянулся, а тут вдруг – щёлк! – начал подпрыгивать), а постепенно: по мере ослабления движений одного плана наращиваются движения другого.

Наконец делаем это упражнение, читая стихи. Подача голоса и интонация должны органично исходить из пластики.

Подготовительное упражнение 2

Статически выраженные образы и переходы-трансформации из одного в другой.
За основу взято одно моё старое упражнение: ученики сидят в группировке (на корточках, руки упираются в пол или обхватывают колени, голова опущена). Ведущий громко и чётко называет слово (предмет или явление, например «рыба», «осень», «космос», «трактор», «радуга» и т.д.) и хлопает в ладоши. Моментально по хлопку ведущего, ни секунды не раздумывая, надо вскочить и выразить это слово статической позой.

В нашем случае по очереди выполняем это задание для трёх слов, например, ведущий командует: «Солнце!» - артист вскакивает и стоит, широко расставив ноги, раскинув руки, растопырив пальцы, подняв лицо (понятно, что у каждого своё видение, своя поза, в данном случае рассказываем на примере одного условного артиста). Сделали, зафиксировали, сняли, вернулись в группировку. Затем команда: «Мышь!» Полусогнутые ноги, округлённая спина, маленькие ручки у груди, вытянутая шея, нос впереди всего остального, перепуганные глазки. Сделал – снял – сел. Далее: «Батарейка!» Прямой корпус, руки сцеплены на уровне живота, улыбка-оскал (типа напряжение), вытаращенные глаза.

Отлично. А теперь, уже стоя, по хлопку ведущего начинаем с первой позы и перетекаем во вторую и потом в третью. Стараемся соблюсти все промежуточные фазы. Можно делать туда и обратно: «Солнце – Мышь – Батарейка», и после фиксации последней позы: «Батарейка – Мышь – Солнце».

Повторяем упражнение на четырёх и на пяти словах.

Основное упражнение: «Эволюция»

Каждый выполняет индивидуально. Те же три сектора.

Актёру, когда он находится в первом секторе, предлагается: «Ты – корова». Он принимает эту органику: тяжёлый вес, замедленные движения, жвачка. Существует в данной органике, читает стихи. Сделал – снял.

Во втором секторе: «Ты – бабочка». Лёгкий вес, порхание, воздушность. То же существование со стихами.

Третий сектор: «Ты – горилла». Тяжёлый вес, динамика (кулаками в грудь, естественно), прыжки и т.п. И стихи.

А теперь вот тебе эволюционная дорожка. И ты, непрерывно читая стихи, проходя все три сектора, эволюционируешь из коровы в гориллу, притом через стадию бабочки. Перетекаешь из образа в образ.

Очень весёлое упражнение, особенно для тех, кто в условном зрительном зале – тут мы воображаем себя этакими обдолбанными гуманоидами, которые, прилетев на молодую планету, разгоняют на ней эволюцию в зависимости от количества и качества выкуренного. Много веселья вызвали такие «ветви эволюции» как «Петух – Медуза – Носорог», «Мартышка – Ворон – Червячок», «Кот – Жираф – Крот», «Выхухоль – Трепанг – Тарантул» и прочие.

Короче, почувствуйте себя демиургами! Удачи!