Будни и праздники

Виктор Муханов
                БУДНИ И ПРАЗДНИКИ
Довольно часто мне приходится бывать на различных праздничных мероприятиях. Хочу сделать небольшой обзор своих впечатлений о них.
Приглашение на празднование Троицы в Караваево я всегда принимаю с удовольствием. Некогда богатое село, в котором было два храма, сегодня живет скромно, но традиции хранит. В Троицын день вместе с караваевцами провожают до моста наряженную березку и бывшие жители деревни, гости из разных городов. Идут весело, под гармонь, с песнями и частушками, с обязательным концертом на площади перед магазином, с переплясом и хороводами.
Под стать караваевской Троице и праздник в деревне Горушка, бессменной старостой которой является Е. В. Секретова. Трудно даже перечислить все общественные организации нашего района, активным членом которых является Евгения Васильевна. Это и литературное объединение «Радуга», и организация Союза пенсионеров, и местные газеты, в которых можно увидеть ее заметки…
Конечно же, в проведении многих мероприятий опора делается на старшее поколение. Наверное, так и было всегда. Традиции праздников передавались из поколения в поколение. Крепко сидела память о них в бабушках и дедушках, а потом также крепко – в их детях, внуках, правнуках. Есть она и во мне. Хочу рассказать о том, как проходили праздники в нашей деревне.
Старожилы рассказывают, что у нас всегда отмечали советские праздники; вспоминают и демонстрации на 7 ноября, и торжества 9 мая, в День Победы. Да и старые праздники не забывали.
У нас в деревне престольным праздником всегда был, да и сейчас остается Михайлов день. В соседней деревне, которая в трех километрах от нас, жители особо отмечали праздник Казанской иконы Божьей матери. В деревне к западу от нас престольным является праздник Смоленской иконы Божьей матери (Одигитрия – «Путеводительница»). И все потому, что каждая деревня раньше была приписана к тому или иному храму.
Традиции нашего праздника закладывались еще в то время, когда ни автобусов, ни машин деревня не знала. Средством передвижения был гужевой транспорт. Отсюда, наверное, и частушка:
Бригадир, бригадир – лохматая шапка,
Кто пол-литра поднесет – тому и лошадка!
Как известно, хороший праздник начинается задолго до назначенной даты, то есть с приготовления. У нас в деревне был обычай на праздники варить пиво. Примерно за месяц до 21 ноября жители на общем собрании решали, сколько запасать пенного напитка. Из этого расчета в колхозе «Заря» выписывали нужное количество мешков ячменя и пшеницы. Зерно в мешках замачивали в речке, а затем увозили к кому-нибудь в теплую баню.
Когда зерно проклевывалось, его высушивали и перемалывали на мельнице. Из него варили сусло в бочке с кипой, а затем в чане, и деревянными веслами, да еще с добавкой хмеля его доводили до ума. После этого жители – кто на лошади, а кто и на деревянной тачке – развозили получившийся продукт по домам.
А дома у каждого уже стояли наготове пропаренные с можжевельником бочонки, в которые и разливали пиво. В большинстве своем бочонки были дубовые и переходили по наследству. Некоторые из них были с вделанными кранами, а другие имели отверстие, которое затыкали веретеном.
И, конечно, в каждом доме для пива была своя посуда – кувшины различной емкости и расцветки, которые вешали на вбитые в стену гвозди. Недаром родилась пословица: «Какой гость – такой и гвоздь».
Но подготовка к празднованию Михайлова дня заключалась не только в варке пива. За неделю до гуляния в каждом доме резали поросенка или овцу, в зависимости от достатка хозяина. Это был почти ритуал. Заранее припасали солому, ставили специальные козлы для того, чтобы палить тушу, топили баню, готовили весь необходимый инструмент, а также тазы, тряпки и все, что требовалось.
А запаслись всем необходимым – и дело спорится. Глядишь - уже и тушу разделали: сало отдельно, окорока отдельно, а легкие и печень уже жарятся в таганке – сковороде на ножках. На следующий день сало солят с чесноком, а окорока кладут в окоренок и заливают приготовленным рассолом или солят, нашпиговывая чесноком, а затем оставляют созревать. Когда окорок созреет, его подвешивают над трубой почти на сутки, при этом топят печь ольховыми дровами. Такой окорок мог храниться в подвешенном состоянии либо на чердаке, либо в сеннике до покоса. А если захотелось отведать мясца побыстрее, то окорок запекали на сковороде: обмазывали тестом и ставили в печь.
А каким удовольствием был появлявшийся на столе домашний холодец с чесночком и редькой! Что уж говорить о принесенных из ольшаника и засоленных в бочках грибах. Каждый гриб – отдельно: хрустящие, темно-розовые в засоле чернушки, крепенькие волнушки, желтые петушки, и в этой же пестрой смеси «благородные» подберезовики и подосиновики, подцепляй что хочешь! И вся эта чудесная снедь – под картошку да свою капусту, которую срубали чуть ли не по снегу.
Молочная продукция тоже всегда присутствовала на столе, и не только в виде молока, сметаны и творога. Помню, как мама готовила ряженку из скисшего топленого молока и в деревянном корытце делала мороженое.
За описанием праздничных деревенских яств я, кажется, отвлекся от самого праздника. Наступает 21 ноября, и с утра все надевают праздничную одежду и ждут гостей. Когда подъезжают первые гости, их выходят встречать на улицу и ведут в дом. Выпив пива и перекусив, хозяева и гости чинно беседуют о делах, здоровье и планах. А ближе к обеду на столе появляется запечатанная сургучом и долго хранившаяся для этого праздника бутылка водки.
Постепенно дом заполняется заглянувшими на огонек соседями и знакомыми. У кого-нибудь в руках обязательно появляется гармонь, и начинается веселье. Вперемешку с песнями то русского пляшут с частушками, то елецкого, а то и цыганочку с выходом. Наплясались, раскраснелись – и очередная порция пива выливается в песни: то «Златые горы» затянут, то разудалую «Коробочку»…
Вот в одном доме побывали – и всей гурьбой идут в другой, третий, и так по всей деревне с песнями и плясками. А вот у колодца какой-то молодец за бутылку поливает другого колодезной водой. На улице мороз градусов 10, а ему хоть бы что – улыбается!
А где же молодежь? А молодежь заранее договорилась, в каком доме будет отмечать праздник. У них тоже есть пиво, а водки молодым никогда не давали, да и не нужна была она им. Ребята отремонтировали старенький патефон и заводили свою музыку. А потом, ближе к вечеру, ребята и девчата выходили гулять на улицу. Играли в «ручеек», в «пятнашки», да еще в «сломанный телефончик». И всем было весело и радостно.
А взрослые, устав от песен и плясок, беседовали об урожае, хозяйстве. И, конечно, о своих детях, которых каждый хотел устроить в жизни как можно лучше. Но у молодежи всегда были и всегда будут свои взгляды и желания…
На следующее утро гости начинали разъезжаться, обещая приехать в следующий раз и приглашая к себе на праздник.
Конечно, где-то еще сохранили традиции и обычаи старших поколений. И песни под гармонь звучат, и пляшут от души, до седьмого пота. А то ведь у нас теперь как ни праздник – так мероприятие. Нас, оказывается, развлекать надо, а мы-то сами – что? Так хочется, чтобы мы и пели, и плясали, и радовались – хором…
Вот мне и хочется сказать огромное спасибо всем тем, кто неравнодушен к своему краю, к своим корням. И, несмотря ни на что, незаметно и тихо делает величайшее по важности дело, продолжая традиции и сохраняя особенности наших деревень.