Никто не забыт?

Валерий Леонов 2
         
    Николай, брат моего отца,  погиб на войне.  В начале шестидесятых отец предпринял попытку отыскать могилу брата, но неудачно.  Всех обстоятельств той поездки я не помнил, мал был, да и не обсуждались подробности той поездки отца в Смоленскую область с нами,  детьми. Казалось мне , что дядя погиб в сорок первом , под Ельней, как и дед мой, Полозов Николай, как тысячи и тысячи  других солдат,  своей жизнью преградивших путь врагу, рвавшемуся к Москве.  Думалось мне, что могилы солдат утрачены за время оккупации и следов их теперь уж не найти…  Все реже  и реже вспоминал я о погибшем  дяде ,  суета сует.
       Напомнил о дяде мне сын.
      - Папа, у нас в семье ведь есть погибший на войне родственник?
   -  Да, мой дядя Николай. 
     - А фотография   у тебя есть?  Хочу записать  дядю в Бессмертный  Полк и с его портретом пойти 9 мая  на демонстрацию.

     Призадумался  крепко я  над вопросами  сына. Стыдно мне стало, что в жизненной текучке, в заботах , сначала о хлебе насущном,  затем ( получше жить стали) об удобствах быта, о покупке нового автомобиля взамен старого и так далее и тому подобное, приутихла, куда-то потерялась память о погибших родственниках на той проклятой , безжалостной войне. Как  будто и не было вовсе их на этой земле, не баюкала их мама в колыбельке,  не пела им песенку про серенький бочок и не мечтала о доле дитяти,  долгой и светлой. Но порушила все эти материнские мечты война.

       Призадумался и стал искать.  И погрузили воспоминания меня в 1943 год . Оказалось,  дядя мой родился в 1925 году и было ему всего 18 лет, когда погиб он под Смоленском,  в  43-м году, 23 сентября.   Похоронен дядя в Починковском районе  северо-восточнее деревни Путятино, в ста метрах от деревни. И фотографию дяди нашел в нашей семье, и письма дяди из 43 года маме, бабушке моей, Агафье Ивановне.  И трагическое, щемящее   письмо дяди прочитал ,последнее, от 17 сентября, написанное за шесть дней до гибели.  “ Не плачьте обо мне…   Днями идем в наступление.”

   Смотрит на меня с портрета мой восемнадцатилетний  дядя, гимнастерка, погоны сержантские-три полоски, шапка-ушанка слегка набекрень.  Смотрит внимательно, словно спросить хочет: “ Как вы там, в вашем будущем, не зря было все, случившееся с нами?”

   Данные о захоронении нашел в интернете, на сайте ОБД  “ Мемориал”.  Я был горд и счастлив! Ведь сделал то, что не удалось моему отцу. Я нашел дядю!  Он –сержант ,  командир отделения 1231  стрелкового полка  371 стрелковой дивизии.  Похоронен  вместе с другими бойцами, всего по списку, по данным донесения о потерях,- 36 бойцов.   На донесении стоит гриф “ Секретно”.  Не хотела Советская власть  говорить своему народу о трагических, колоссальных  жертвах  той войны. Думается мне, что никакой другой народ не смог бы перенести таких потерь!

     Справедливости ради  надо сказать   о китайцах, потери которых  были  числом поболе. Но если вспомнить здесь неуместную математику, то процент потерь катастрофичнее в несколько раз в Советском Союзе.

     В предчувствии скорой поездки на могилу дяди, пишу письмо в военный  комиссариат  Смоленской области, отдел по Починковскому  району .  Получаю ответ : “ … На территории Стригинского сельского поселения Починского района находится  братская могила номер 4, которая расположена в 15км.  От  г. Починок. В братской могиле захоронены офицеры, солдаты и сержанты …1229, 1231 стрелковых полков. В 1954 году в братскую  могилу перенесены останки погибших  воинов из деревень: Стригино, Пирьково,… Путятино…  В  могиле захоронено 540 останков погибших воинов и партизан, из них известно 368 имен. Возможно, Ваш дядя ЛЕОНОВ Н.Д. относится к числу неизвестных.”

    Вот те на! Имея на руках документ с перечнем фамилий погибших бойцов, получить такое письмо!   Успокоившись, поразмыслив и побродив по интернету,  я понял, что в 1954 году перезахоронения имели массовый характер, было по этому поводу  решение, как тогда было принято, Партии и Правительства. Вступивший во власть Никита Сергеевич , очевидно решил навести порядок на воинских захоронениях и , заодно,  укрупнить их.  Прошедшие 9-11 лет после войны стерли мемориальные надписи над могилами, а на некоторых может и вовсе не было фамилий павших бойцов?!  Так и стали бойцы безвестными, хоть и дремало под грифом “Секретно” боевое донесение о безвозвратных потерях 371 стрелковой дивизии,1231 стрелкового полка  в  Архиве Министерства Обороны,  г. Подольск Московской области, на улице Кирова, дом 74.
 
   И еще понял я, что неизвестны были фамилии бойцов, а , значит, и количество воинов также  было неизвестно. Отсюда - вывод,  надо проверить захоронение в Путятино. Вывод второй. Наверняка родственники погибших в тот день бойцов не знают точной судьбы, места упокоения их.  И я начал писать письма, письма в 43-й год, по адресам, указанным в донесении о потерях.

   Надеюсь, придет время, мы встретимся у гранитных плит, где будут выбиты имена всех бойцов,  погибших в тот день, 23 сентября 1943 года  за освобождение Смоленской земли, таких молодых, навеки восемнадцатилетних…  А город Смоленск освободили двумя днями позже-25 сентября.

  И еще, надеюсь, знак вопроса в оглавлении сменю на восклицательный, очень надеюсь, а пока остаюсь в 43-м.