Прощание с былым

Стас Литвинов
Нет Страны, и не тот уже строй;
Я забытой Страною воспитан,
Я оттуда умом и душой -
Навсегда её духом пропитан.

(Андрей Растворцев, автор "Proza.ru")



   Медленно наступал блеклый рассвет начала февраля 1992 года. Затянутое низкими серыми тучами небо висело над покрытым бесконечными рядами тяжёлых волн, окаймлённых белыми гребнями, холодными водами зимнего моря. Северо-западный ветер посвистывал в антеннах и такелаже одинокого сухогруза «Волга», который зарывался в тяжёлые встречные волны и, принимая на себя клокочущую солёную воду, упорно выдерживал заданный курс. Очередная сердитая волна бьёт в его правую скулу, встаёт над фальшбортом, обрушивается на палубу и потоками сливается в море. И так раз за разом.

   На переборке в ходовой рубке стрелки часов показали 08.00 судового времени. Матрос Женя Спиридонов, доброжелательный и общительный парень, обращаясь к третьему штурману уже принявшему вахту, привычно произнёс:
  - Разрешите смениться?
Штурман, не опуская бинокль от глаз, кивнул головой в  знак согласия и матросы, передав друг другу курс по гирокомпасу и магнитному, доложили:
  - Курс по гирокомпасу 278, по магнитному 273 сдал.
И вслед, как эхо:
  - Курс по гирокомпасу 278, по магнитному 273 принял.

   Сдав вахту на руле матрос Витя Резник, молчаливый белорус, привычно достал из ячейки сигнальных флагов рабочий флаг СССР, заглянул в штурманскую рубку, где старпом заполнял чистовой судовой журнал и обратился к нему:
  - Валерий Михалыч! Могу быть свободным?
  - Да. Отдыхай, Витя. Флаг подними.
  - Я подниму рабочий флаг, в море пусто.
  - Да, поднимай рабочий.
Рядовой диалог в необычное время - на карте мира нет больше огромной страны, а её флаг продолжают нести торговые суда и их принимают в портах иностранных государств.

   Здесь надо сказать, что обычно на стоянках в портах поднимался новенький яркий флаг, на красном полотнище которого так красиво смотрелись символы труда Серп и Молот. В море же обычно поднимали рабочий, который выглядел скромнее, поскольку ему больше доставалось от сопровождающих плавание погод.

   Витя принайтовил флаг к флаглиню кормового флагштока и он затрепетал под порывами зимнего сердитого ветра. Ежедневный подъём и спуск Государственного флага СССР осуществлялся  согласно соответствующих статей Устава службы на судах торгового флота. Кроме того, в то время в торговом флоте СССР существовал прекрасный обычай, когда при встрече в море  советские суда приветствовали друг друга, приспуская каждый свой флаг на одну треть длины флаглиня. В нынешнем российском флоте всё это забыто.

   Капитан, как обычно, появился в ходовой рубке и, произнеся привычное  «Доброе утро всем!», оглядел через лобовые иллюминаторы панораму хмурого моря. Он прошёл в  штурманскую и склонился над путевой картой. Убедился, что место  «Волги» находится на линии пути,  флаг поднят и заступившая вахта уверенно бдит службу.

хххх               

   Положив ладони на стекло лобового иллюминатора и ощущая тепло от его подогрева капитан неподвижным взглядом смотрел в какую-то ведомую только ему точку  среди хмурого моря. Вчера вечером он получил телексное сообщение от судовладельцев, где было сказано, что с приходом в Роттердам на борт прибудут представители Морского Регистра России. Они изымут все судовые документы Регистра СССР, подтверждающие способность судна совершать переходы в открытом море. Вместо изъятых документов будут выданы документы новой страны под именем "Российская федерация".

   Жизнь становилась всё менее понятной. Появились частные владельцы бывших государственных предприятий. Остатки разбазаренного родного пароходства перешли в собственность какой-то семейной пары бывших кооператоров. Много говорили о "ваучерах". Его цена, якобы, в две автомашины "Волга" приятно согревала душу. Правда, вживую эту пару "Волг" так никто и не получил. Свою долю в оболванивание рядового человека внесло и отечественное ТВ, в рекламных роликах которого обещали "дивиденды" за выделенные тебе несколько акций родного предприятия. Как мог знать простой трудяга, что на всех "дивидендов" не хватит, а достанутся они вороватым единицам.   

   И вот, 8 декабря 1991 года в глухой Беловежской пуще на базе отдыха для руководства Белоруссии после совместной помывки в бане три будущих президента подписали соглашение о кончине Великой Державы, в которой прошла бОльшая часть жизни капитана. Результат "банных посиделок" голых мужиков сознанием рядового человека воспринимался с трудом. К тому же, СМИ начали каждодневно убеждать рядового гражданина, что вся прошлая жизнь его страны это сплошная чёрная полоса, что о народном благе теперь озаботятся новые владельцы "заводов, газет, пароходов". Нужно только немного потерпеть.  И хотя на кормовом флагштоке "Волги", по-прежнему, в строго означенное время поднимался и спускался красный флаг с Серпом и Молотом на его полотнище, но этим экипаж обманывал сам себя. Страны этого флага больше не существовало. Однако, «Свидетельство на право плавания под флагом СССР» оставалось у капитана в судовых документах, а потому и поднимался этот провинившийся в чьих-то глазах флаг и ему оказывалось должное уважение.   

   Но уже часть судов закрасили широкую красную полосу, опоясывающую дымовую трубу, отвинтили с неё латунные Серп и Молот и подняли новый трёхцветный флаг. Пример отречения от красного флага подала сама Москва, по улицам которой толпа восторженных приверженцев демократии носила огромное полотнище символа будущего счастья. Они напрочь забыли, что под тем триколором вместе с немецкими фашистами шли убивать их отцов и дедов предатели Родины под командой генерала Власова. Также необъяснимо легко были оплёваны и преданы забвению символы труда Серп и Молот.

   Одновременно в печати и телепередачах появились рассуждения, мол, красный цвет будит в человеке агрессию и, как результат такой трактовки цветовой гаммы, митингующие стали выражать требования на транспорантах из белой материи. Это выглядело нелепо. Красный цвет исчез из жизни. Вдруг все разом забыли, что в русском языке  "красный" это синоним слова "красивый": красна девица, красно солнышко, красный угол. Демократы возлюбили синий цвет, а одна из новых политических партий выбирает для себя оранжевый.

   Идеологи наступающих новых социальных реалий, понося прежние жизненные цели страны, стали убеждать народ, что жизненное кредо советского человека "раньше думай о Родине, а потом о себе" неверно и все беды наши есть следствие того, что мы "не любим себя". Было неловко за ведущего ежедневную утреннюю передачу одного из центральных телевизионных каналов известного киноартиста "N", который заканчивал свою передачу обязательным страстным призывом:- Любите себя! Любите!

   В памяти капитана остался репортаж корреспондента радио "Свобода" Марка Дейча, который он услышал 1-го Мая 1991 года. В то солнечное утро "Волга" заходила с океана в пролив Гибралтар. Радиостанция "Свобода" на русском языке рассказывала о разгоне в далёкой Москве первомайской демонстрации трудящихся, которые по привычке хотели пройти праздничной колонной по Красной площади. Однако, власть запретила это и московский "омон" резиновыми дубинками разогнал демонстрантов. Ярый антисоветчик Марк Дейч вёл репортаж с улиц Москвы и всё пытался спросить какую-то женщину, мол, что же случилось? В микрофоне корреспондента был слышен задыхающийся голос той женщины, которая всё повторяла: "Как нас били! Как нас били! Как мы бежали!". Капитану не верилось, что такое возможно. Родная милиция била простого человека! Не вора и не бандита! Но это, оказывается, "демократия" добралась, наконец-таки, до СССР и даже Марк Дейч был вынужден попенять властям, мол, с "омоном" и дубинками немного переборщили и надо было разрешить демонстрантам пройти по Красной площади.

   Капитан помнил тот репортаж и чувство неприязни  к новому социальному устройству общества, к звучащему теперь из каждого угла слову "демократия", заменившее прежнее "коммунизм", не покидало его. И хотя содержание полученного накануне телекса, как он полагал, было известно только старпому и стармеху, тем не менее боцман, потоптавшись около молчаливого капитана, решился спросить:-
  - Станислав Антонович, а что же теперь будем делать с эмблемами на трубе?
  - Не надо ничего трогать, успеем ещё их снять - буркнул капитан.
   
хххх               

   Порт Роттердам. Звонок, прозвучавший по палубам, вызывал к трапу вахтенного помощника и вскоре в дверь капитанской каюты аккуратно постучали:-
  - Станислав Антонович! К Вам представители Регистра вместе с агентом.

Сделав приветливые лица в кабинет вошли три соотечественника и судовой агент.
  - Господин капитан! С приходом Вас! - дружно заулыбались россияне.
  - Здравствуйте! Раздевайтесь и проходите. А насчёт «господина», так я остаюсь      в "товарищах". Мне "товарищ" ближе, чем "господин".

   Пока гости раздевались и усаживались за стол, капитан припомнил своего коллегу из Советского Дунайского пароходства, который в минуту откровенности высказался о соседях-румынах, мол, понять не могу  того, что в их языке нет слова «товарищ». Как можно жить без него, ведь даже Чаушеску они в своей стране называют по-русски "товарищ"?
- Что это я переживаю за румын? - одёрнул себя капитан. - Вон с каким удовольствием мои соотечественники именуют теперь себя "господами".

   Изымались старые  документы  Регистра СССР и заменялись на новые. С них хищно смотрел в разные стороны двуглавый орёл. Агент достал свёрток и передал его капитану:-
  - Captain! It's your new flag according of the ship’s patent, please.

   Это означало, мол, вот новый флаг и поднимайте его вместо прежнего. Приняв свёрток с флагом новой страны, в которой они теперь очутились и будут жить, капитан вдруг ощутил какую-то грусть. Ведь под тем красным флагом прожита целая жизнь, от которой он не собирался отрекаться. Он встал из-за стола и вышел из кабинета. В прихожей, мельком взглянув на себя в висевшее на переборке зеркало, капитан повернулся к ожидавшим у двери его каюты старпому и боцману. Передавая старпому полученный от агента  свёрток, он  негромко произнёс:-
  - Сменить флаг, - и обращаясь к боцману дополнил: - Анатолий Андреевич, снять с трубы "Серп и Молот" и закрасить красную полосу. Эмблемы завернуть в брезентовый чехол и положить в дальний уголок шкиперской подальше от лишних глаз, чтобы кому-нибудь не пришла в голову мысль сдать их как цветной лом.

   Так буднично закончило существование на одном из последних своих бастионов славное Государство рабочих и крестьян, о котором много лет назад, показывая паспорт этой державы, известный в своё время поэт сказал:-
  "Читайте, завидуйте.
   Я - гражданин Советского Союза!"
   

хххх               

   Порт Калининград. На «Волгу» прибыл сменный экипаж и началась передача дел. С докладом подошёл третий штурман и его сменщик. Претензий по передаче дел у них нет, но в наличии несколько флагов СССР, которые числятся по судну и требуется их списание.

  - Сергей Алексеевич! Из этих флагов есть совершенно новый? - спросил капитан своего штурмана.
  - Да, есть, которые ни разу не поднимали, хранили для праздника.
  - Неси один сюда. Я забираю флаг себе. Будет мне память о судне и той, прошлой, жизни.

   Билеты на самолёт до Петербурга уже в кармане и скоро подойдёт заказанный автобус, который доставит экипаж в аэропорт. А в чемодане у капитана лежало новенькое алое полотнище. Это был судовой флаг исчезнувшей страны под названием СССР, на красном фоне которого красиво выделялись символы труда - золотые Серп и Молот, которые охраняла такая же золотая Звезда.

   Проходит год за годом. Капитан давно на пенсии и никому кроме семьи не нужен. Но время от времени он достаёт аккуратно свёрнутый флаг, хранящий запах нафталина, и  разворачивает его. Капитан смотрит с грустью на этот символ исчезнувшей страны. Перед его взглядом оживают картины так незаметно промелькнувшей жизни и друзья-товарищи, вместе с ним разделившие отмеренные каждому годы. Но один вопрос не даёт капитану покоя: а что станет с его Флагом, когда придёт время и для него прозвучит последняя команда "Сдать вахту"?

Вместо эпилога.

У карты бывшего Союза,
С обвальным грохотом в груди
Стою, не плачу, не молюсь я,
А просто нету сил уйти.

Я глажу горы, глажу реки,
Касаюсь пальцами морей,
Как будто закрываю веки
Несчастной Родины моей.

               Ник.Зиновьев