Всему свое время

Галина Преториус
        Я очень люблю заниматься в студии. Люблю, как пахнут краски и как разговаривает с нами Алексей Михайлович, как будто  мы всё  уже давным-давно знаем, а он только напоминает  об этом. Нам не надо напрягаться и  вспоминать_-   мы все равно многого не знаем, а его тон дает нам возможность говорить с ним на равных.
     Но сегодня  в сквере меня ждет бабушка. А в  такие дни я с нетерпением жду окончания занятий.
     Внешне она совсем не похожа на бабушку. Лихая, такая не очень молодая женщина в джинсах и куртке. Я понимаю, что не могу объективно  к ней относиться. Для меня она просто необходимый человек. У нас с ней особенные отношения.
     Мы дружим с самого  детства.  Мама с папой всегда куда-то спешили, неслись, не успевали. А бабушка при всем ее жизненном  круговороте успевала  отвезти меня в детский сад  и вечером забрать домой. По воскресеньям  мы ходили в зоопарк, качались на качелях. Я  очень люблю  ходить с бабушкой в цирк. Там она хохочет так, что я больше смотрю на нее, чем на  клоунов, которые  так рассмешили ее. Но она терпеть не может, когда клоуны  бьют  друг друга. Она  возмущенно говорит: « Идиотизм! Средневековье!»  Бабушка мрачнеет  и  начинает  ждать окончания представления с лицом человека, которого  крепко обманули.
    Больше всего на свете бабушка ненавидит ложь. Она с гордостью рассказывает, что папа за  всю жизнь ни разу не обманул ее.
     Но по-настоящему  мы стали с ней друзьями после одного случая.
     У  Алки Новиковой был день рождения. Алка на целый год  была старше меня.  Ей  уже исполнилось семь лет. Все мальчишки нашего двора тащили ей  книги, цветы, открытки. А мне хотелось подарить ей что-нибудь такое, чего ни у кого нет. И я вспомнил, что видел когда-то  в ящике бабушкиного стола красивый значок с глазастым оленем.  Бабушки дома не было. Я открыл стол в полной  уверенности, что бабушка, конечно  же,  не пожалела бы для меня этого значка. Для нее  это мелочь. А для меня - прекрасный способ отличиться. И я подарил этот значок Алке. Он ей здорово понравился.
     Прошло время. Конечно, я забыл про значок. Но однажды бабушка  стала искать что-то в столе. И вдруг, словно сама,  себе сказала: «Пропал»… Таким тоном она это произнесла, что у меня внутри стало холодно и пусто. Я вдруг понял, что она ищет именно этот значок. Надеясь на чудо, я все-таки спросил: « Ты  что-то потеряла?»
    Бабушка смотрела мимо  меня и очень медленно стала рассказывать: -Понимаешь,-  у меня здесь лежал такой маленький значок . Глазастый олененок. Много лет назад, когда тебя еще не было на свете, в горах шел бой. Наши ребята из армейской разведки спасали  попавших в засаду бойцов. Я уже много месяцев снимала репортажи об этих людях. Но так страшно, как в этот раз, мне никогда не было. Казалось, в горах началось извержение вулкана. Грохотали снаряды, визжали мины, горы поднялись на дыбы. Была
середина июня. Стояла палящая жара, но не было видно ни солнца, ни ослепительно- голубого  неба - все застилала горячая, бьющая фонтанами    взрывов, серая земля.  Взрывной волной меня оглушило и отбросило на острые камни. Удар был таким сильным, что я надолго потеряла сознание. Очнулась в вертолете. Кругом грохотало, стоял запах раскаленного железа. Когда мы приземлились и меня на носилках вынесли их вертолета, ко мне  подошел пилот и вложил мне в руку какой-то маленький   предмет. Это я потом рассмотрела необычный значок, а тогда я не могла даже поднять руки. На мой вопросительный взгляд летчик ответил:
- Капитан просил передать, когда придете в себя.
 -А, где он сам?
 -Он остался в горах.
Он остался в горах, чтобы мы смогли  улететь. Остался прикрывать нас собой.
    -  У него было необычное имя.  Его звали  Измаилом,- продолжала бабушка.  Он был нашим другом.  Измаил учился вместе с твоим дедом в Академии. Воевали вместе,  не раз спасая друг друга от смерти. Но не уберегли твоего деда ни мои молитвы, ни самоотверженность друга. Ты знаешь, он погиб в ночном бою.
Измаил рос в детском доме, родных у него не было. Но было много друзей. Он был верным и преданным человеком.  И очень честным. Если надо было разрешить спор, ребята звали Измаила, и учителя верили его слову.
    Я слушал бабушку, и в горле у меня становилось горячо и сухо. Дышать становилось все трудней. Я не мог произнести ни слова. А бабушка, моя бабушка, которая за несколько дней начинала чувствовать, что я заболею, сейчас ничего не замечала и говорила ,словно сама с собой:
 - После того, как не стало твоего дедушки, Измаил стал нам с твоим папой надежной опорой. Он говорил:- Отца родног о Егорке  я, конечно, не заменю, но, как крестный, имею право создавать из него человека. И он продолжал делать  то, чем обычно занимался твой дед: по утрам он приезжал к нам с другого конца города,  и они вместе с твоим папой совершали утреннюю пробежку в парке, делали зарядку, а потом разъезжались - один –на службу,  другой – в школу, а вечером два раза  в неделю – тренировки по рукопашному бою. Так было почти  год, пока  Измаил не уехал на войну.         Долгое время мы ничего о нем не знали. А потом  я со своей съемочной  группой попала в часть, где воевал Измаил. Мы проговорили всю ночь.  Нам было, что вспомнить. А утром  тот бой, из которого он не вышел живым.
               
     Бабушка смотрела  в свое прошлое. Я сидел, боясь вздохнуть.
     Вдруг в  у меня в глазах стало нестерпимо жарко, я бросился к бабушке и забормотал: « Бабуленька, родненькая, прости!» Я рассказал ей  про Алку, про день рождения, про то,  как я хотел подарить что-то необычное.Бабушка обняла меня. Сказала, что я молодец, раз  нашел в себе силы сказать правду, потому что очень важно– уметь признаваться в своих ошибках и вовремя  их исправлять.  Самое главное, чтобы совесть была чиста. Мы вместе поплакали, а потом отправились в магазин и купили книжку про олененка Бемби . На картинках он был очень похож на того, что на значке. Я позвонил Алке.  Ее мама сказала, что к ней приехал дедушка издалека и они  гуляют в парке. Мы отправились туда.
   Парк после дождя от полуденного солнца сверкал всеми цветами радуги. Так  же радостно было у меня на душе. Мы  свернули по дорожке в глубь парка и увидели Алку. Она шла  рядом с высоким седым человеком. Когда  мы подошли ближе, бабушка остановилась, отпустила мою руку и произнесла: « Измаил»…. А седой мужчина почти бегом устремился к нам. Алка вприпрыжку еле успевала за ним. Бабушка стояла, протянув руки, седой  человек подбежал к нам, обнял бабушку, она,  как девчонка, уткнулась носом ему в куртку. Мы с Алкой  смотрели на них во все глаза и ничего не понимали.  Хотя я, кажется, начал кое о чем догадываться, когда до меня долетели  слова « разведка», «государство».  Алке я, конечно, ничего не сказал. Мы сели с ней на скамейку и стали  рассматривать иллюстрации в книге про олененка  Бемби. На душе у меня было светло и спокойно. Совесть моя была чиста, ведь я не только во всем признался бабушке, а еще устроил встречу с Измаилом. А о том, что произошло с ним за эти долгие годы, бабушка, конечно, мне расскажет. Она часто мне говорит: «Всему свое время»…