Техносвалка...

Михаил Ливанов
• В годы Второй Мировой Войны в составе флота США были два паровых колёсных… авианосца. Они были перестроены из пассажирских озерных колесных пароходов «Seeandbee» и «Greater Buffalo». Корабли были построены в 1912 году и эксплуатировались на озере Мичиган. За внушительные размеры и четыре дымовых трубы их называли «Озерный Титаник». В 1942 году корабли были перестроены в учебные авианосцы «Wolverine» и «Sable»: срезали надстройки, смонтировали оснащённую аэрофинишером полетную палубу (на «Wolverine» её размеры составляли 167,6 х 25,9 м. на «Sable» — 179 х 25,9 м.) и «остров» по правому борту. Ангары, лифты, катапульты и вооружение - отсутствовали. Даже цистерны для авиационного бензина и систему заправки самолетов имел только «Wolverine». Несмотря на малую скорость, недостаточную длину полетной палубы и отсутствие ангаров - колесные авианосцы активно использовались, и за годы войны на них прошли обучение около 17 000 пилотов. Одним из них был будущий 41-й президент США – Джордж Буш Старший (на USS Sable). По окончании войны уникальные корабли были выведены в резерв, затем проданы на слом.

• В 1909 году капитан корпуса корабельных инженеров и авиатор Лев Мациевич выступил в Петербурге с докладом о необходимости создания авианесущих кораблей, а спустя полгода предложил проект авианосца на 25 аэропланов, озвучил идею катапульты и тормозной системы, сокращавшей пробег самолёта по палубе. В 1910 году подполковник Конокоткин предложил менее амбициозный, но куда более дешёвый проект переделки устаревшего броненосца береговой обороны «Адмирал Лазарев», в авианосец со сплошной полётной палубой (англичане пришли к схеме «гладкопалубного авианосца» спустя несколько лет и после оплаченных жизнями пилотов экспериментов), ангаром и самолётоподъёмником. Проект Мациевича был отправлен в архив после гибели Льва Макаровича в авиакатастрофе. Проект Конокоткина даже получил первоначальное одобрение руководства (было рекомендовано подобрать для переделки более походящий корабль, чем «Адмирал Лазарев»), но был закрыт после перевода его автора на Амурскую Флотилию.

• В советском художественном фильме «Дело было в Пенькове» 1957-го года есть эпизод, в котором «молодой специалист Тоня Глечикова» рассказывает селянам о будущем колхозов и совхозов. Рассказ её сопровождается кадрами, на которых дистанционно управляемые трактора (обычные гусеничные шасси, закрытые футуристического вида обтекателями) распахивают поле. За их работой наблюдают операторы, сидящие за массивным пультом, поверх которого установлен внушительный ПЛОСКИЙ экран размерами примерно метр высоты на два ширины и толщиной в ладонь. Повторяю – ПЛОСКИЙ.
В фантастических фильмах того и более позднего времени – экраны разнообразных мониторов на межзвёздных звездолётах были привычно для того времени - выпуклые.

• «Изюминкой» конструкции ручного пулемёта Льюиса времён Первой мировой войны было принудительное воздушное охлаждение ствола – он был заключен в кожух, который и придавал пулемёту столь запоминающийся и харизматичный облик. Благодаря именно ему «льюис» легко узнаваем у есаула Брылова в исполнении Никиты Михалкова («Свой среди чужих, чужой среди своих»), и в руках красноармейца Сухова («Белое солнце пустыни»), хотя как раз в этих фильмах снимались "подделки". Края кожуха выходят далеко за дульный срез ствола, образуя своего рода «эжектор»: при стрельбе пороховые газы, выходя из ствола, создают зону разрежения в передней части кожуха, и, соответственно, обеспечивают подсос холодного воздуха под кожух в задней его части, и непрерывный поток воздуха вдоль продольно оребренного ствола.
   Такая конструкция нигде больше не использовалось, пока… в 1999-м году не было развернуто производство российского пулемёта «Печенег». За его основу взят «старый, добрый» 7,62-мм пулемёт Калашникова. А главным отличием является как раз система принудительного воздушного охлаждения ствола за счёт энергии пороховых газов, подобная той, что была на «льюисе». Ствол также имеет наружное оребрение и заключен в металлический кожух, выполненный, конечно, на современном технологическом уровне и выглядящий куда более изящно, чем «самоварная труба» «льюиса». Создав постоянное охлаждение ствола, удалось уменьшить его нагрев и увеличить долговечность, снизить рассеивание при стрельбе и повысить её темп. В остальном, «печенег» сохранил до 80 % общих деталей с ПКМ – красивое инженерное решение позволило с минимальными затратами развернуть производство оружия с более высокими боевыми характеристиками.
   Кстати, и "печенег" и русифицированный "льюис" используют один и тот же патрон - 7,62*54R, появившийся ещё в 1890 году, и в 1891 году принятый в качестве патрона к трёхлинейной винтовке Мосина.

• Превращение ЛаГГ-3 в Ла-5 свелось к замене двигателя М-105П мощностью 1050л/с, установленого не от хорошей жизни и как временная мера - на М-82А (1700л/с), а позднее на М-82Ф и ФН. Посредственную машину удалось превратить сначала в неплохого, а потом и отличного бойца. Наиболее интересным в этом решении было то, что вместо рядного двигателя водяного охлаждения установили лобастый звездообразный воздушник. У Яковлева и Микояна подобное мероприятие «не взлетело», но конструктора КБ Лавочкина вовсе не были одинокими, у кого «получилось». Провернуть подобный финт со столь кардинальным изменением носовой части самолёта удалось многим.
   Конструкторы Кавасаки разработали удачный истребитель Ki-61 «Хиэн» («Ласточка»), на котором японские пилоты очень даже давали прикурить пилотам американским. Истребитель строился с конца 1942 года и оказался единственным во Вторую Мировую войну истребителем армейской авиации Сухопутных войск Императорской Японии с двигателем водяного охлаждения - на него ставилась лицензионная копия «мессершмитовского» Даймлер-Бенц DB 601. Именно непривычность двигателя в производстве и обслуживании сыграла с машиной злую шутку – в скором времени «ласточки» остались без двигателей. Тогда конструкторы обратили внимание на более привычный и надежный воздушник Mitsubishi Kinsei, что привело к появлению ещё более грозного Ki-100, оспаривающего наравне с Накадзима Ki-84 звание лучшего истребителя армейской Императорской авиации.
   Британские конструкторы компании Хоукер без особых усилий оснастили Hawker Tempest в модификации Tempest II звездообразным 18-цилиндровым двигателем Bristol Centaurus, который был более пригоден для эксплуатации в жарком климате. В этом случае возможность такой ремоторизации была предусмотрена конструкторами ещё на стадии проектирования. В итоге появился Sea Fury – последний поршневой истребитель британских ВВС и один из самых быстрых самолетов с поршневым двигателем.
   Ещё интереснее на мой взгляд, когда без особого пересмотра конструкции на машину вместо лобастой «звезды» втыкают узкий длинный жидкостник. Такие случаи тоже не единичны.
   Не снискавший особой славы и известности, хоть и поставлявшийся во Францию, Финляндию и Китай Кёртис Р-36 «Хок», оснащался радиальным Pratt & Whitney R-1830-17. На его основе был создан знаменитый Кертисс P-40 «Уорхок» с жидкостной «двенашкой» Allison V-1710-39, который где только не повоевал.
   Знаменитый Фокке-Вульф FW-190 оснащался воздушником BMW 801. Однако развитие высотных модификаций машины привело к созданию «длинноносого» FW-190D с двигателем жидкостного охлаждения Jumo 213. Причем компоновка радиаторов и оборудования была такой, что сохранилась «лобастость» машины. Примерно, как на мотогондолах Юнкеса-88, в которых за кольцевыми радиаторами тоже прятались жидкостники Jumo.
     Итальянские конструкторы творчески переработали весьма посредственный Macchi C.200, заменив 14-ти цилиндровый Fiat A.74 RC.38 воздушного охлаждения на всё тот-же немецкий Daimler-Benz DB 601. На выходе получился неплохой Macchi C.202 Folgore («Молния»).
    В общем, как говориться, «жить захочешь – не так раскорячишься»…

• Силовая установка бомбардировщика В-36 Peacemaker (миротворец) состояла из 10 двигателей: 6 поршневых «Пратт энд Уитни» R-4360 с толкающими винтами и четырёх турбореактивных «Дженерал Электрик» J47-GE-19.
   R-4360 «Уосп Мэйджор» представлял собой 28-цилиндровый (двадцать восемь!!!) звездообразный мотор с наддувом - центробежный нагнетатель и два турбокомпрессора. Мощность - до 3800 л.с. Обслуживавшие двигатель мотористы прозвали его «кукурузным початком» за характерный вид множества головок цилиндров. Для понимания того, сколь тяжек был труд техников  – представьте себе регулировку клапанов и замену свечей (а их меняли примерно половину после каждого вылета) на 28-цилиндровом монстре. Подготовка к полету, включая заправку и проверку систем, занимала 3-4 часа, а штатная численность наземного персонала составляла 30 человек на одну машину, и первостепенное внимание уделялось именно силовой установке, в состав которой, начиная с варианта B-36D, добавили ещё и 4 реактивных двигателя для увеличения скорости и высоты полёта. (по материалам «B-36 – последний аргумент Америки?» К. Кузнецов, Г.Дьяконов)

• В 1968 ходу, находясь в автономном походе в Южно-Китайском море советская подлодка К-10 выполнила условный перехват авианосного соединения ВМС США в составе которого были атомный авианосец «Энтерпрайз», атомный ракетный крейсер «Лонг-Бич», фрегаты и корабли обеспечения. Капитан 1 ранга Р. В. Мазин провёл субмарину сквозь американский ордер под дно авианосца, после чего лодка скрытно сопровождала ударное соединение тринадцать часов. К-10 относилась к лодкам 675-го проекта, первого поколения атомных лодок, вооруженных крылатыми ракетами. Любопытно, что именно эти лодки американцы окрестили "ревущими коровами" за их высокую шумность.

• Старейшее судно ВМФ России и старейшее в мире судно, фактически находящееся на вооружении - спасатель подводных лодок «Коммуна», спущенный на воду в 1913 году и носивший до 1922 года название «Волхов». Сначала судно применялось как плавучая база подводных лодок, но уже в июне 1917 года "Волхов" успешно поднимает затонувшую лодку АГ-15, а 24 сентября (7 октября) 1917 года с глубины 13,5 метра успешно поднята лодка «Единорог». В 1928 году поднята британская подводная лодка «L-55». В годы Великой Отечественной войны судно обеспечивало ремонт подлодок, в том числе докование субмарин типа «Малютка». В конце ноября 1956 года с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем подводная лодка М-200. В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята ПЛ М-256. В 1973 году "Коммуна" была переоборудована в носитель подводных аппаратов и продолжила службу. По прошествии ста с лишним лет после спуска на воду судно по прежнему в строю, причем его корпусные конструкции находятся в отличном состоянии - причиной такого долголетия полагают "особую ковкую корабельную путиловскую сталь", метод изготовления которой якобы был утрачен. В ходе очередной модернизации "Коммуна" была оснащена современным оборудованием, включая подводного робота и находится в распоряжении Черноморского флота.

• Универсальный десантный корабль «Америка», являющийся головным (серия Flight 0)в одноименной серии кораблей, призванных заменить УДК типа «Тарава» и «Уосп» - не имеет док-камеры. То есть именно того, что позволяет подобным кораблям работать с десантными катерами и амфибиями морской пехоты во время высадки десанта на необорудованные побережья противника. Вместо неё размещены дополнительные ангарные помещения и мастерские. На вооружении остались вертолёты, конвертопланы «оспри» и пресловутый F-35 JSF с укороченным/вертикальным взлётом и посадкой.
   То ли «хитрый план», то ли денег не хватило. Вдобавок, из-за многочисленных изменений проекта и недофинансирования корабль был спущен на воду и введён в строй на 2 года позже намеченного.
   Кстати, и второй корабль этой серии - "Триполи" - выполнен по той же "неполнозубой" схеме Flight 0.

• Американский крупнокалиберный пулемёт системы Джона Браунинга - Браунинг M2 (Browning M2) был разработан в 1932 году. Основой послужил Browning M1921- первый в мире серийный крупнокалиберный пулемёт, в свою очередь ведущий историю от Browning M1917. Пулемёт M2 широко использовался армией США с 1930-х годов, прошёл Вторую мировую, Корейскую, Вьетнамскую, Иракскую и другие войны, и на начало 2016 - остаётся на вооружении стран НАТО и ряда других государств. С очень немногочисленными модификациями (последняя из них - M2A1, разработанная для вооружённых сил США и принятая на вооружение в октябре 2010 года), он остаётся в использовании дольше, чем любые другие ручные типы вооружения в США.
   Немногим уступает ему по части долгожительства (хоть и превосходит по эффективности стрельбы) – советский 12,7 мм. пулемёт ДШК (Дегтярёв-Шпагин Крупнокалиберный), созданный в  1938 году. Пулемёт был модернизирован в 1946 году, производился в нескольких странах и состоял на вооружении более чем в 40 странах мира. В вооруженных силах России пулемёт заменён более совершенными и современными «Утёс» и «Корд», но всё ещё состоит на вооружении ряда стран и применялся, например, в ходе вооруженного конфликта на востоке Украины со стороны ВСУ и «добробатов».

• Британская магазинная  винтовка Ли-Энфилд (Lee Enfield), созданная в 1895 году, широко применялась душманами в период Афганской войны 1979 - 1989 гг. и до 2014 года была на вооружении Канадских рейнджеров.

• В ходе Зимней войны и в начальный период Великой Отечественной частями финской армии было захвачено несколько десятков артиллерийских броневиков БА-10 (бронемашина на шасси грузовика ГАЗ - ААА, вооруженная 45-мм орудием, выпускавшаяся серийно с 1938 по 41 год). После восстановления и модернизации машины активно применялись в боевых действиях, а в 1942 году некоторое количество бронекорпусов и башен с разбитых машин продали в Швецию, где они были восстановлены и под обозначением Pansarbil m/31 поступили на оснащение пехотной школы в Розерсберге, где последний из них был списан в 1955 году. В финской армии броневики в качестве учебных эксплуатировались вплоть до 1959 года, а один, переоборудованный в 1962 году в самоходный кран использовался в техническом центре танковых войск аж до 1978-го.

• Советские истребители И-16, поставленные в 1936 - 38 гг. испанским республиканцам, и захваченные впоследствии франкистами, были поставлены на вооружение ВВС Испании, и прослужили... до 1953-го. А последний из трофейных бипланов И-15бис (И-152) был списан в 1954 году.

• Британский палубный торпедоносец-бомбардировщик Фэйри "Свордфиш", несмотря на грозное название представлял собой биплан с полотняной обшивкой и немалым количеством расчалок, за которые заработал прозвище "Авоська"(англ. Stringbag). Принятый на вооружение в 1936 году, самолёт устарел к началу войны, но честно отслужил на палубах до 1945 года, заметно отличившись при атаке Таранто и потоплении линкора "Бисмарк".

• "Как вы яхту назовёте - так она и поплывёт". Полярная экспедиция сэра Джона Франклина, отправившаяся в 1845 году для исследования неизвестной части Северо-Западного прохода - вышла в море на коряблях "Эребус" и "Террор". В переводе на русский - Мрак и Ужас. И того и другого выпало на долю участников экспедиции в достатке. Все 129 человек погибли от переохлаждения, голода, цинги, пневмонии, туберкулёза и отравления свинцом. Плюс - предполагаемые случаи каннибализма.

• 16-го апреля 1956-го года в ходе учений авиации флота переделанный в беспилотную мишень истребитель времён Второй Мировой F6F "Хэллкет" вышел из под контроля и направился в сторону Лос Анджелеса. Флотских истребителей на этом направлении не оказалось, и в воздух поднялась пара перехватчиков ВВС F-89D "Скорпион", каждый из которых нес по 104 неуправляемые ракеты "Майти Маус" в 2 пусковых контейнерах, предназначенных для поражения советских бомбардировщиков. Была в те годы такая идея-фикс - завалить неприятельский самолёт шквальным огнём "ракетной батареи", да только работа автоматической системы наведения оставляла желать лучшего, а точность ракет стремилась к "никакой". После первого залпа, данного "на глазок" (система отказалась работать по малоразмерной, и не желающей лететь по прямой цели) восемью десятками ракет - на земле вспыхнуло несколько пожаров, пострадали нефтяные насосы компании Indian Oil Co., и едва не угодил под обстрел производивший взрывчатку завод. Следующий залп щедро засыпал ракетами и осколками город Палмдейл, но снова все отделались испугом разной степени, покуроченными машинами и домами. Для ликвидации вспыхнувших пожаров пришлось привлечь около 800 пожарных, а сапёры потом обезвредили с десяток неразорвавшихся ракет. "Хэллкет", выработав топливо, упал сам. А вся история получила название "Битва при Палмдейле".

• В 1911 году оберлейтенант австрийских инженерных войск Гюнтер Бурштын представил в военное министерство проект «Моторизированного орудия» (Motorgesch;tz) на основе американского сельскохозяйственного трактора фирмы «Холт». В качестве основного вооружения предлагалось скорострельное орудие калибром 30-40 мм.., а сама компоновка машины напоминала «классическую»: отделение управления /боевое отделение с башней /силовое отделение. Конструкция также предполагала наличие четырех вспомогательных колес вынесенных на подъемных балках впереди и позади «танка». По мнению изобретателя это должно было способствовать преодолению окопов и траншей, а также, с учетом того, что задние колеса были ведущими, передние – поворотными, а сам «танк» тоже мог подниматься на балках – передвигаться машине по дорогам не используя гусениц. Это, конечно было «заморокой», но в целом проект был достаточно «продвинутый» для своего времени и в доработано-упрощённом виде вполне реализуемый. Однако он остался без внимания, а согласно одной из легенд - на него даже была наложена резолюция: «Человек сошел с ума».

• Одним из отличий опытных образцов танков "пантера" и машин первой серии D - был небольшой люк в левом борту башни. Лично для меня его назначение остается непонятным: "официальная версия", что люк предназначался для выброса стреляных гильз, звучит не очень убедительно, если учесть, что заряжающий находился справа от орудия, по правому борту башни. Это на английском "центурионе" или американском "першинге", где заряжающий работает слева от орудия такой люк в левом борту башни вполне уместен. В "пантере" слева были места наводчика и командира. Впрочем есть ещё и экзотичная версия, что люк этот предназначался как раз для командира танка - для возможности общения с сопровождающими танк пехотинцами.
  Впрочем, уже на следующей, более массовой модификации А этот люк исчез.

• Водитель танков "леопард" размещается в правой стороне корпуса машины, как при правостороннем движении. А в левой носовой части корпуса танка находится одна из боеукладок. Связано это с тем, что заряжающий орудия в послевоенных германских, а также английских и американских танках находится слева от орудия, что позволяет правшам, коих большинство, более комфортно заряжать орудие и досылать снаряд правой рукой. (кстати, похоже, что благодаря именно этой боеукладке "Лео" при поражении не только метает башню, но и корпус его разрывается на крупные фрагменты.)
  Ещё более интересная на мой взгляд "раскоряка" получилась у французов с AMX30, где водитель сидит слева, справа от него - боеукладка на 28 выстрелов из 47, но справа от орудия, за боеукладкой располагаются командир танка и наводчик, а заряжающий — слева, за водителем. Досылать снаряд правой ему конечно удобно, только хотелось бы посмотреть, как он работает с носовой боеукладкой во время движения по пересеченной местности.
   На советских послевоенных Т-54/55 и Т-62 заряжающий был справа от орудия, бак-стеллаж с частью боекомплекта - внизу, перед ним, зато условия его работы в "обжатой" башне дали повод натовским экспертам пошутить, что боеспособность советских бронетанковых войск в значительной степени зависит от наличия в их рядах карликов-левшей.

• Случаи, когда боевой самолёт получает повреждения от своей же нештатно сработавшей ракеты – не являются исключительными. Например, в июне 1973 года во время испытаний палубного истребителя Грумман F-14 «Томкэт» опытная машина была потеряна из-за того, что выпущенная с нее ракета нештатно сошла с направляющей, повредила топливный бак и вызвала пожар. Пилотам пришлось катапультироваться. Но в 1956-году испытатель той же компании Грумман Томас Эттридж сумел сбить самого себя из пушек. Во время проведения тестовых стрельб на истребителе F11F «Тайгер» при сверхзвуковых скоростях Эттридж с высоты 6 000 метров перевёл машину в пологое пикирование. Снизившись до четырех километров, он произвёл четырехсекундную очередь из четырех бортовых 20-мм пушек, выпустив около семидесяти снарядов. Затем, включив форсаж, перевел самолет в более крутое пике, на высоте 2 000 метров выровнял машину в горизонтальный полёт и расстрелял оставшийся боекомплект. В этот момент в истребитель угодило три ранее выпущенных снаряда, под которые он «поднырнул»: один в фонарь кабины, второй – в носовой обтекатель, третий в воздухозаборник. Последнее попадание оказалось фатальным – обломки попали в двигатель. В итоге самолёт был разрушен, а пилот «отделался» сломанной ногой и компрессионным переломом позвоночника. Но Эттридж восстановился достаточно быстро и продолжил работу в Грумман, а позже – даже участвовал в работе над лунным модулем программы «Аполло».

• Первым в мире самолётом ДРЛО с размещением антенны РЛС во вращающемся грибовидном обтекателе (та самая "тарелка" пресловутого "авакса") был советский Ту-126, созданный на базе лайнера Ту-114 и совершивший первый полёт в 1962 году. Важнейшим элементом конструкции стал подшипник диаметром 1200 мм. Позже американцы эту "тарелку" просто позаимствовали для своего Boeing E-3 Sentry.
   "Алаверды" долго ждать себя не заставило, в 1985 году взлетел опытный самолет ДРЛО Ан-71, на котором тарелка с антенной была установлена прямо на киле с обратной стреловидность - совсем как на одном из ранних проектов Е-3. А, по мнению западных экспертов, и сама идея Ан-72, на базе которого был создан неудачный воздушный радар, не устроивший ни флот, ни ВВС ("это слишком много для Атоса, но слишком мало для графа де Ла Фер") - была позаимствована с проекта Boeing YC-14, которым безуспешно попытались заменить легендарный C-130 «Геркулес». Правда Ан-72 был чуть ли не в два раза легче, и должен был потолкаться с Ан-26, а не с Ан-12.

• В 1975 году автомобилестроительная компания American Motors Corporation (AMC существовала с 1954 по 1987год, ныне помнит кто такую?) предложила покупателям – «компактный» по американским меркам того времени трёхдверный хэтчбек AMC Pacer. Особенностью машины была ширина полноразмерного седана - 1,96 м. при длине 4,4 метра. Для сравнения габариты «копейки» - 1,6 на 4,07метра, двадцатьчетвёртой «волги» - 1,8 на 4,73 м. Другой необычной деталью конструкции была правая, пассажирская дверь - на 10 см. длиннее левой, водительской. По замыслу конструкторов это должно было облегчить доступ пассажиров на заднее сиденье.

• В конце 1990-х годов истребитель ВМС США F-14 «Томкэт» (этакая «длинная рука», мощная и скоростная двухмоторная машина с большой дальностью полёта, способная нести тяжёлые дальнобойные ракеты «феникс») - начали массово заменять на F-18 «Хорнет» с куда меньшими возможностями перехвата цели на дальних рубежах. Равнозначной замены «Томкэту» просто не было – работы по «оморячиванию» F-22 или созданию специальной машины для флота были свёрнуты. С трудом верится, но на страницах авторитетного Flight Journal в августе 1999 года развернулась дискуссия на предмет – а не закупить ли для замены «Томкэта»…  Су-27 у русских. Причем её участниками стали не всезнающие «эксперДы», а вполне компетентные люди: экс-вице-президент «Грумман» по программам развития Роберт Кресс (в своё время - главный инженер программы F-14) и отставной адмирал Пол Джиллкрист (в прошлом летчик-палубник). По их мнению, именно Су-27 (у которого, к тому же была и палубная версия Су-33) наилучшим образом подходил для замены «Томкэта». Даже рассматривалось несколько вариантов взаимодействия с Россией: от закупки планеров с последующим комплектованием «местными» двигателями и авионикой, до лицензионного производства или поставки машинокомплектов с крупноузловой сборкой самолетов в США.

• Погибший во время сражения в заливе Лейте (23-26 октября 1944г.) американский авианосец «Принстон» был атакован одиночным японским пикирующим бомбардировщиком D4Y «Суйсэй» и, согласно разным источникам, сбросил две или даже одну 250-кг бомбу. Причем, бомбер отработал то-ли с пологого пикирования, то-ли вообще с горизонтального полёта, «на авось». В цель попала одна бомба. После взрыва в ангаре начался сильный пожар и взрывы подготовленных к вылету самолётов. Экипаж, за исключением пожарных и аварийных команд – был эвакуирован на подошедшие эсминец «Ирвин» и лёгкие крейсера «Бирмингем» и «Рено», которые находились рядом и обеспечивали питанием системы поврежденного авианосца. Когда казалось, что пожар потушен, на «Принстоне» произошёл сильный взрыв, в результате которого на переполненных людьми палубах «Бирмингема» погибли 229 и были ранены 420 человек. Сам авианосец потерял более 100 человек убитыми и 190 ранеными. Остававшиеся на борту члены экипажа покинули корабль, и был отдан приказ потопить авианосец. «Ирвин» выпустил 4 торпеды, крейсер «Рено» -  еще 2, после чего «Принстон» затонул.

• Кстати, погибшие на Тихом океане авианосцы «Лэнгли», «Лексингтон» и «Уосп» - тоже были добиты  своими кораблями.
   «Йорктаун» был повреждён бомбами и двумя торпедами японцев, потерял ход,  накренился и был оставлен командой, но оставался на плаву. На следующий день, после высадки аварийной партии, во время буксировки в Пёрл-Харбор - был атакован японской подводной лодкой, получил ещё две торпеды, и был повторно оставлен, но затонул лишь спустя ещё почти сутки.
   «Хорнет», получивший повреждения от атак японцев – эпично добивали совместными усилиями. Уже покинутый экипажем корабль был снова атакован, и получил ещё одно попадание бомбой. Горел, но  держался на плаву, и два своих эсминца «положили» в него с малой дистанции 8 торпед из 16 выпущенных (остальные утонули или сбились с курса), и открыли огонь из орудий, выпустив более 150 снарядов. Подошедший японский флот их отогнал, но после неудачной попытки буксировки (корабль был уже настолько искалечен, принял столько воды и полыхал от носа до кормы) - закатили в него ещё 6 сверхмощных 610-мм торпед, и таки доконали.

• Американский двигатель «Райт Циклон» (Wright R-1820) был запущен в производство в 1931 году. Мотор неоднократно модернизировался и ставился на известные Дуглас DC-3 и «летающую крепость» B-17. В СССР было налажено его лицензионное производство под маркой М-25. В 1938 году ОКБ А. Д. Швецова проводит модернизацию мотора, и в серию запускают АШ-62ИР, который ставился на знаменитые «ишачки» и «чайки», производился в СССР и России более 50 лет, и до сих пор эксплуатируется на самолёте Ан-2. А в Китае Ан-2 и сейчас производят как «Юншучжи-5». Думаю, что «Циклон» имеет шансы встретить столетний юбилей в воздухе.

• Броненосные крейсера типа «Джузеппе Гарибальди», построенные в Италии в 1894—1905 годах серией из 10 кораблей входили в состав флотов Аргентины, Испании, Италии и Японии. И принимали участие в испано-американской ("Кристобаль Колон"), русско-японской (знаменитые "Ниссин" и"Кассуга"), итало-турецкой и первой мировой войнах. Аргентинский «Пуэйрредон», заступивший на службу 1898 году, закончил её в 1954-м (в качестве учебного корабля), был исключён из списков флота и отправлен своим ходом для разборки в Японию. Сохранить близнеца "Ниссина" и "Кассуги" в качестве музея японцы почему-то не смогли...

• Максимальная взлётная масса истребителя-бомбардировщика Рипаблик P-47 «Тандерболт» (англ. Republic P-47 Thunderbolt) составляла 10 200кг. Нормальная взлётная масса: 9452 кг. Боевая нагрузка: 1361 кг. Плюс восемь крыльевых пулемётов калибра 12,7 мм. пулемётов. Для сравнения - максимальная взлётная масса советского бомбардировщика Пе-2 (кстати, тоже «переделанного» из высотного перехватчика) - 8500 кг., нормальная – 7550кг., бомбовая нагрузка 1000кг.
   Самолёт считается самым крупным одномоторным истребителем Второй мировой войны. Машина была создана под руководством конструкторов русского и грузинского происхождения А. Н. Северского и А. М. Картвели и совершила первый полёт в мае 1941 года. Проектировали её как истребитель сопровождения, но куда лучше подошла ей роль штурмовика.
    Особенностью конструкции «Тандерболта» было то, что двигатель его традиционно находился в носовой части самолёта, а турбокомпрессор, нагнетавший в цилиндры воздух - за кабиной пилота, ближе к хвосту. Выхлопные газы двигателя подводились к приводной турбине компрессора по воздуховодам, проложенным по бортам нижней части фюзеляжа. Они успевали охладиться и не оказывали столь разрушительного влияния на лопатки турбины. Воздуховоды от турбокомпрессора к двигателю шли по бортам верхней части фюзеляжа.
    «Тандерболт» в небольших количествах поставлялся по ленд-лизу в СССР, но разочаровал советских летчиков-испытателей. Один из лучших инженеров-летчиков ЛИИ Марк Галлай, один из лучших инженеров-летчиков ЛИИ, вспоминал о полете на Р-47: «Уже в первые минуты полета я понял - это не истребитель! Устойчивый, с комфортабельной просторной кабиной, удобный, но - не истребитель. «Тандерболт» имел неудовлетворительную маневренность в горизонтальной и особенно в вертикальной плоскостях. Самолет медленно разгонялся - сказывалась инерция тяжелой машины. «Тандерболт» замечательно подходил для простого полета по маршруту без резких маневров. Для истребителя этого недостаточно…»
   На вооружении советской ПВО истребители были недолго и, согласно соглашению о ленд-лизе, их вернули американцам. Машины сосредоточили на аэродроме в районе Львова, и передали представителям США. Американцы решили не тащить назад ставшие ненужными самолёты, а привести их в непригодное к полетам состояние, и зимой 1945-46 года – планомерно давили их танками. «Пребывание в России разлагающе действует на неокрепшие умы», и согласно легенде, советские люди сначала научили 100%-х янки пить не только водку и самогон, но и разнообразные спиртосодержащие жидкости из авиационного хозяйства под обычное сало, изо дня в день на морозе и под открытым небом. А затем –  менять на это самое сало у местного населения всякие полезные в хозяйстве украинского крестьянина штучки - авиационные часы, колбочки, коробочки. А уж, какие, наверное, славные змеевики получались из трубопроводов «Тандерболта»...

• В 1991 году компании Boeing и Sikorsky с совместным проектом разведывательно-боевого вертолёта RAH-66 Команч были признаны победителем конкурса LHX (Light Helicopter Experimental) и получили возможность продолжать работы в рамках программы, согласно которой предполагалось построить до 6000 вертолётов. Разработка вертолётов оценивалась в 2,8 млрд. долларов, а стоимость их производства - до 36 млрд. долларов. В девяностых годах было построено два опытных образца. Начало серийного производства «Команчей» планировалось в 2006 году, но за 34 млрд. долларов предполагалось поставить уже не 4 – 6 тысяч, а только 1292 вертолёта. А в 2004 году вообще было принято решение о прекращении работ по теме разработки вертолёта «Команч». К этому времени в разработку вертолёта было вбухано не 2,8 миллиарда долларов, а более 8. Кроме того, по закрытию программы и отказу от строительства вертолётов Боинг-Сикорский получили ещё порядка 450–680 миллионов в качестве «утешительных».

• Первые в мире полноценные суда на воздушной подушке (СВП), способные двигаться и над водой, и над твёрдой поверхностью были построены в 1934—1939 годах советским конструктором Владимиром Левковым. В эти годы был создан ряд опытных катеров весом от 1,5 до 15 тонн, которые разгонялись до 50 узлов, могли проходить речные перекаты, двигаться надо льдом, выходить на берег, преодолевать рвы и неровности, что и было запечатлено кинохроникой.

• В 1983 году в США стартовала программа ATA (Advanced Tactical Aircraft – «Перспективный тактический самолет»), целью которой была разработка палубного штурмовика для замены устаревающих  A-6 Intruder. Военно-морские силы и Корпус морской пехоты намеревались купить в общей сложности 450-500 штурмовиков ATA. Предельная стоимость разработки составляла 4,78 миллиарда долларов. Если стоимость программы превышала лимит, то весь перерасход ложился на разработчиков. В их роли выступили McDonnell Douglas и General Dynamics. Первый полет планировался на 1991 год, а серийные машины должны были поступить на вооружение не позже 1994-95 годов. Проектируемый штурмовик предполагался дозвуковым, малозаметным и представлял собой летающее крыло треугольной формы, над поверхностью которого выступал лишь фонарь кабины. Всё вооружение размещалось во внутренних отсеках. Машину назвали A-12 Avenger II, в честь палубного бомбардировщика времен Второй Мировой войны. В ходе работ разработчики столкнулись с множеством технических проблем, в процессе решения которых постоянно росла стоимость и работ, и самолета, и срывались установленные сроки. К началу 1991 года отставание составило 18 месяцев, первый полёт опытной машины перенесён на 1992 год, а суммарные  затраты Пентагона и разработчиков уже достигли 7,5 миллиарда долларов. Ознакомившись с отчетами за предыдущий 1990 год, командование ВМС США решило закрыть проект в виду неясных перспектив и неконтролируемого роста стоимости изделия. Министр обороны США Д. Чейни прокомментировал ситуацию: «Я закрыл проект A-12. Это решение не было простым, поскольку перед нами стояла очень важная задача. Но никто не мог сказать мне, во сколько обойдется вся программа и когда она завершится». Однако после этого минобороны США и разработчики  ещё почти 15 лет судились, требуя друг от друга миллиардных компенсаций.

• Отличительной чертой и «визитной карточкой» знаменитого пикирующего бомбардировщика  Юнкерс Ю-87 «Штука» (нем. Sturzkampfflugzeug) было крыло типа «обратная чайка» (или - «перевёрнутая чайка»). Но «юнкерс» вовсе не был исключением - такое же  сильно изогнутое крыло с расположением в изломе стоек шасси было на широко распространённом палубном американском истребителе времён Второй мировой войны Чанс-Воут F4U «Корсар». Правда, на «корсаре» шасси было убирающимся. Кстати, обычная бомбовая нагрузка «корсара» представляла две 454 кг. бомбы и была сопоставима с нагрузкой «штуки», которая брала до тонны бомб. Но, естественно, уложить бомбу с пикирования «в начищенный «пятак»» американец не мог, да и не за этим создавался…

• На истребителях Белл P-39 "Аэрокобра" и Хаукер "Тайфун" вместо сдвигающегося назад или открывающегося вверх фонаря пилотской кабины применялись дверцы наподобие автомобильных. "Кобра" выделялась среди "ровесников" ещё и носовой стойкой шасси, а комбинация установленного за кабиной пилота двигателя и "тянущего" винта в носовой части самолёта - вообще осталась исключительной.

• Первый в мире сверхзвуковой бомбардировщик, американский В-58 Hustler считался для своего времени очень и очень автоматизированной машиной. Однако об одном устройстве лётчики предпочитали молчать, чтобы не вызвать насмешек коллег - между двумя шкивами, установленными в первой и третьей кабинах (экипаж располагался «гуськом» в трёх кабинах) была натянута обычная верёвка. Для того, чтобы снять с предохранителя находящееся на борту ядерное оружие, по веревке перемещался мешочек, в который командир вкладывал свою часть кодированного разрешения. Прокручивая веревку, мешочек передавали штурману, и тот опускал в него свою часть, затем наступала очередь оператора оборонительного оружия. Когда все трое собирали правильный код, штурман-бомбардир снимал предохранитель. (по материалам С. Богатырева и А.Овчаренко «Обогнавший земной шар»)

• Винтовым самолётам, особенно одномоторным, свойственна тенденция разворота в сторону, противоположную вращению винта. Винт создает момент реакции, который кренит самолет, увеличивает силу реакции опоры на одно из колес шасси и за счет силы трения создает момент, направленный на разворот самолета. Кроме того, закрутка воздушного потока винтом создает на вертикальном оперении самолета аэродинамическую силу, которая так же создает момент направленный на разворот самолета. Наиболее ярко тенденция выражена на взлёте - при малой воздушной скорости с большим углом атаки и работающим на максимальных оборотах двигателе. Пилот обычно парирует разворот рулем поворота, но для облегчения управления машиной конструкторы идут на малозаметные внешне ухищрения – обычно разворачивают под углом киль самолёта или выполняют его с профилем, асиметричным оси фюзеляжа. На двухмоторных машинах иногда ставят двигатели, вращающие винты в противоположных направлениях. На истребителе F4U «Корсар» в консоль крыла пристроили увесистый груз-«противовес». А на французских истребителях Bloch МВ150, МВ152, МВ155 моторы воздушного охлаждения установили под углом 2,5° влево от продольной оси самолёта.

• Культовый американский истребитель Второй мировой войны Норт Америкэн Р-51 «Мустанг» был разработан по заказу правительства Великобритании в кратчайшие сроки (прототип поднялся в воздух спустя всего 117 дней с момента размещения заказа), и поначалу оказался малопригоден для воздушных боёв на Западном фронте: его двигатель Allison V-1710 совершенно не подходил для полётов на высотах выше 4600 метров. Всё изменилось в результате сотрудничества с компанией Rolls-Royce и установки двигателя Merlin, а впоследствии его американского аналога Packard V-1650: высотные характеристики истребителя были кардинально улучшены, причем при сохранении всех его преимуществ, при полётах на низкой высоте.

• Проектирование и постройка первого паровоза серии ФД («Феликс Дзержинский») заняли всего 170 дней. При этом на разработанной машине было применено множество новейших на тот период конструктивных решений, которые кардинально изменили советскую школу паровозостроения. Впервые в СССР был создан паровоз, оборудованный циркуляционными трубами, камерой догорания и механизмом подачи угля в топку (стокером). Локомотивы серии ФД серийно строились с 1931 по 41-й год, и были одними из мощнейших советских серийных паровозов с самой высокой силой тяги. Паровоз ИС («Иосиф Сталин», с 1962 года – ФДп) считающийся за высокую степень унификации пассажирской версией ФД, на момент создания являлся самым мощным пассажирским паровозом в Европе, взял премию Гран-при на Всемирной парижской выставке в 1937 году, и остался самым мощным пассажирским паровозом в истории советского паровозостроения.

• В период с марта по ноябрь 1943 года заводом №37 на шасси трофейных немецких танков Pz. III и самоходных установок StuG III первых серий (часто называемых "артштурм") было построено порядка 200 самоходок СУ-76И (И — "иностранная"). В ходе переделки на машины устанавливались новая броневая рубка и 76,2-мм орудие С-1, разработанное на базе танковой пушки Ф-34. Прекращение производства СУ-76И, и недолгая их служба в действующих частях были связаны с уменьшением количества трофейных машин и запчастей (выпуск Pz. III в качестве танка был прекращён, а новые самоходки на его шасси отличались более мощным бронированием, отличным длинноствольным орудием Stuk 40/L48 калибра 75мм. и, будучи захваченными, не нуждались в подобной переделке), а также в связи с массовым выпуском СУ-76М, избавившейся к тому времени от своих основных недостатков.

• В ходе проектирования и постройки сверхскоростного самолёта А-12 (на базе которого позже был сконструирован разведчик SR-71) специалисты отделения Skunk Works фирмы Lockheed постоянно сталкивались с множеством неожиданных и абсолютно неизученных проблем. Одной из их причин было применение новых материалов. То,  «что титан не совместим с хлором, фтором и некоторыми другими элементами, знали все, но никто не подумал, что по этой причине нельзя выполнять разметку титановых листов обычными маркерами, которые содержат эти химические вещества. Листы разметили по старинке, и уже через 12 часов в результате сильнейшей коррозии в них образовались дыры! А вот загадка, над которой лучшие умы «Сканк Уоркс» бились в течение года: титановые панели, изготовленные летом, почему-то покрывались пятнами и теряли прочность, в то время, как с изготовленными зимой этого не происходило. Дело оказалось в воде, использованной для промывки деталей – летом она была слишком хлорированной. Решил проблему переход на дистиллированную воду.» (по материалам А.Совенко «Чёрные птицы стратосферы»)

• Советская лёгкая самоходная установка СУ-76М, отношение к которой в войсках было довольно противоречивым, помимо прозвищ «жу-жу», «коломбина» и «сучка», была поименована ещё и как "голожопый Фердинанд" - за некоторую схожесть компоновки и силуэта с немецкой САУ,  и открытую сзади и сверху броневую рубку.
Кстати, это прозвище, при том, что самоходка имела куда больше схожих черт с такими "коллегами по войне" как "Насхорн", "Хуммель", "Мардер II" или "Веспе" - лишний раз свидетельствует о "громкой", но вряд-ли заслуженной славе детища Фердинанда Порше, изготовленным в количестве 91 штуки, из которых больше трети было потеряно в первом же боевом применении в июле 1943г. при атаках хорошо укреплённых и прикрытых минными полями позиций в районе станции Поныри и совхоза "1 Мая".

• За время боёв 1941-42 годов вермахт захватил в исправном состоянии более 1200 советских 76мм. орудий Ф-22. Эта дивизионная пушка была создана в 1936 году в рамках концепции универсального «зенитно-дивизионного» орудия. Концепция себя не оправдала, орудие было снято с производства, но будучи спроектированным с большим запасом прочности, обладало потенциальной возможностью стрельбы снарядом с более высокой начальной скоростью. Этим воспользовались немецкие инженеры: путём расточки каморы для стрельбы более мощным зарядом трофейные орудия были переделаны в противотанковые пушки 7,62 cm Pak 36(r). «Почти задаром» получилось мощное орудие, способное бороться с танками Т-34 и даже КВ. Pak 36(r) использовались до конца войны, как на полевом лафете, так  и на самоходных артиллерийских установках «мардер». Из советских орудий дивизионного звена лучшей бронепробиваемостью обладала лишь появившаяся в 1944 году 100-мм пушка БС-3.

• Советский батальонный 82-мм миномёт БМ-37 (образца 1937г.) мог вести огонь не только штатными 82-мм минами, но 81-мм трофейными немецкими и 81-мм американскими (они поставлялись по ленд-лизу, а во время войны во Вьетнаме захватывались бойцами НФОЮВ). Для такой стрельбы существовали специально разработанные таблицы поправок к данным прицела. Естественно, отстреляться нашими минами из немецкого или американского миномётов было невозможно.

• Мотоцикл BMW R71 30-х годов, хоть и неплохо зарекомендовал себя на службе в вермахте - конструкторами компании BMW к дальнейшему развитию был признан нецелесообразным. Что не помешало конструкторам советским его полностью скопировать. После чего он серийно производился с 1941 по 1963 год как М-72, М-72М и М-61. А с 1963-го по сегодняшний день - как "Урал" различных версий. Причем, по состоянию на 2016 год - лишь 3% выпускаемых мотоциклов продаются в России и СНГ, а основным рынком сбыта являются США, ЕС, Канада и Австралия. Причем "Колясыч" позиционируется именно как машина "с русским характером", хотя его история хорошо известна.

• Советский 120-мм полковой миномёт образца 1938 года произвел на немцев столь сильное впечатление, что те, захватив технологическую документацию и несколько сотен исправных образцов не ограничились их применением, а наладили серийное производство под обозначением 12-cm Granatwerfer 42 (12-см миномёт образца 1942 года). В СССР выпуск 120-мм миномётов был освоен даже в осаждённом Ленинграде. А в 1943-м году на его основе был разработан 120-мм полковой миномёт образца 1943 года, признанный как один из самых удачных образцов оружия данного типа.

• Танк «Шерман» модификации М4А4 отличался среди других машин семейства «экзотичной» силовой установкой: двигатель  Chrysler A57 multibank, представлял собой пять сблокированных шестицилиндровых автомобильных бензиновых двигателей L6. Моторы были сопряжены с общим единым ведущим валом через раздаточную коробку, но силовая установка имела пять распределителей, пять карбюраторов, пять топливных насосов, пять водяных! Чтобы впихнуть это хозяйство в танк – его корпус пришлось удлинить на 280 мм., и убрать  из моторного отсека топливные баки. Объём других баков увеличили, но модификация М4А4 имела самый маленький запас хода.

• Фердинанд Порше, взявшийся в 1941 году за разработку "тяжёлого танка прорыва" в рамках выдвинутых тактико-технических требований, в вопросах танкостроения являлся новичком. Но, был настолько уверен в своём успехе, что к моменту проигрыша конкурса детищу Эрвина Адерса и фирмы «Хеншель», его прототип VK4501(P) был не только готов к серийному производству, но были уже изготовлены порядка 100 шасси для будущих танков. В серию же пошла машина Адерса, правда с башней, спроектированной Порше (собственная разработка Хеншель так и не была доведена), и именно этот гибрид стал тем самым знаменитым "Тигром" модификаций H и E. Готовые шасси Порше были использованы для производства не менее известных самоходных орудий «Фердинанд», и нескольких БРЭМ и собственно танков, известности не сникавших.
  Вскоре Порше получил возможность снова испытать свои силы - уже в августе 1942 года было получено задание на проектирование ещё более мощной машины - будущего "Тигр II", более известного как "королевский". Фердинанд Порше снова проиграл Адерсу, только к моменту фиаско в этот раз на его заводах было... 50 готовых башен для будущего танка. Они были использованы на первых машинах, последующие оснащались башнями Хеншель.

• Ботинки для солдат американской армии времен Второй Мировой войны были изготовлены из кожи, «изнанкой» наружу. Надо полагать, с расчетом, что так они будут лучше впитывать ваксу при ежедневной чистке. Но в окопах северной Франции вместо ваксы оказалась жижа из воды, снега и грязи. В результатае, как вспоминал генерал О. Бредли: «около 12 тыс. человек заболели ревматизмом ног и также вышли из строя…  Заболевания ревматизмом ног были вызваны постоянной их сыростью… Он приводил к стойким повреждениям периферических сосудов нижних конечностей. Из 12 тыс. заболевших ревматизмом и эвакуированных в тыл солдат большая часть, по заключению врачей, оказалась навсегда непригодной к строевой службе. Многие остались инвалидами на всю жизнь. К концу января заболевание ревматизмом ног достигло столь крупных масштабов, что американское командование стало в тупик. Мы были совершенно не подготовлены к этому бедствию, отчасти в результате собственной небрежности; к тому времени, когда мы начали инструктировать солдат, какой нужен уход за ногами и что нужно делать, чтобы ботинки не промокали, ревматизм уже распространился по армии с быстротой чумы…

• Американец Артур Педриг несколько лет трудился в патентном бюро и превосходно изучил все нюансы патентной деятельности, главным из которых оказалось умение правильно составить заявку, формально доказав новизну и отличие изобретения от аналогов. Как-то в разговоре с приятелями он поспорил, что сможет запатентовать сотню изобретений, которые никогда не будут востребованы в силу своей полной абсурдности и ненужности. И с 1962 по 1978 год получил патенты на 162 бессмысленных изобретения, вроде автомобильного руля, установленного на заднем сидении, велосипеда для поездки по дну болот и пневматической пушки для стрельбы айсбергами из Антарктиды в районы пустынь с целью их орошения.

• Британский истребитель-перехватчик «Лайтнинг», разработанный в середине 50-х компанией Инглиш Электрик  был единственным серийным реактивным самолётом, два двигателя которого были размещены в фюзеляже вертикально, один над другим. Задумывалось это с целью обеспечить полёт машины в экономичном режиме на одном двигателе. Другой уникальной особенностью машины стали надкрыльевые топливные баки, и само крыло оригинальной конструкци. Размещение пилотов плечом к плечу на двухместном варианте истребителя - для того времени тоже было непривычно. Впрочем, для желающих окатиться авиаэкзотикой - английская авиация, особенно послевоенная, будет "самое то". Также, «лайтнинг» оказался первым серийным военным самолётом, способный выполнять крейсерский сверхзвуковой полёт без использования форсажа.

• В СССР с 1976 по 87-й годы производились сразу три типа Основного Боевого Танка: Т-64, Т-72 и Т-80. Кроме них на вооружении находились ещё и произведенные ранее Средние Танки Т-55 и Т-62.

• Конвертоплан Белл V-22 «Оспри», испытания которого начались в 1989-м году – широко известен благодаря рекламной шумихе, подающей аппарат как последнее слово техники. Куда меньше славы и известности ныне у почти забытого экспериментального транспортного самолёта XC-142, разработанного компанией Линк-Темко-Воут (LTV) и совершившего первый полёт ещё в 1964-м году. Машина создавалась для решения схожих задач, но отличалась конструктивно - режим короткого/вертикального взлёта и посадки обеспечивались применением поворотного крыла с четырьмя винтомоторными силовыми установками. Турбовинтовые двигатели мощностью по 3080 л.с., (тяговооружённости самолёта оказалось достаточно для вертикальных режимов полёта) передавали мощность на общий вал трансмиссии и вращали четыре воздушных винта диаметром 4,7 метра каждый, а управление по тангажу осуществлялось воздушным винтом малого диаметра, горизонтально установленным в хвостовой части, и лопасти которого могли складываться. «Оспри» же оснащён двумя двигателями расположенными на концах крыла в гондолах, которые могут поворачиваться почти на 98 градусов, и двумя трёхлопастными роторами диаметром 11,6 м.
   XC-142 обладал меньшей, чем «оспри» грузоподъёмностью (3,3 тонны против 5,45) и не мог использоваться как полноценный вертолёт, но имел большую скорость (640км/ч против 560) и грузовую кабину больших размеров (мог перевести 32 экипированных десантника вместо 24 и габаритные грузы).
  Было построено пять самолётов XC-142 . В ходе испытаний помимо трудностей, свойственных работам со столь новаторской машиной, произошла катастрофа, в которой погибли три члена экипажа, но главной причиной завершения программы в 1970-м году стало падение интереса к ней военных заказчиков.

• Российский основной боевой танк Т-14 (Объект 148) на платформе «Армата» по сути - является лишь продолжением опытно-конструкторских работ, начатых ещё в восьмидесятых годах прошлого века и направленных на разработку танка четвёртого поколения. Причем все они предусматривали необитаемую башню и размещение экипажа в корпусе машины.
    В СССР Харьковским конструкторским бюро машиностроения с 80-х годов прошлого столетия разрабатывался Объект 477 «Молот» (также известен как «Бунтарь» и «Боксер»). В работе принимали участие КБ Ленинграда и Нижнего Тагила. Башня была необитаемой и оснащалась орудием калибра 152мм. Перезарядку его обеспечивал заряжающий модуль в виде вращающегося барабана на 10 выстрелов с возможностью его пополнения из двух размещенных по его сторонам модулей – тоже вращающихся барабанов по 16 выстрелов. Первые образцы были построены в конце 80-х годов, и только в конце 90-х машина была подготовлена к производству, но так и осталась невостребованной.
   В середине 80-х годов на Кировском заводе в КБ «Спецмаш» разрабатывался «танк предельных параметров», он же - Объект 299, который, кстати, планировался как универсальная платформа для ОБТ, тяжелой БМП и ракетного танка. Силовое отделение располагалось в носовой части (газотурбинный двигатель мощностью порядка 2000 л/с. при весе машины в пределах 50 тонн), за ним - бронекапсула с тремя членами экипажа. Кормовая часть отводилась либо для боевого, либо десантного отделения. Башня – необитаемая, в ней располагалось 152-мм орудие с автоматизированной системой заряжания.
   В начале восьмидесятых  Пентагон начал исследования, в рамках которых предполагалось создать перспективный основной танк M1 «Abrams» Block III, который должен был поступить в войска в середине девяностых годов. В передней части корпуса предлагалось бок о бок разместить: командира, механика-водителя и наводчика. Боевое отделение – необитаемое, основное вооружение – перспективное гладкоствольное орудие XM291, калибром 140 мм. Разработка танка и орудия продолжалась до начала девяностых, и новый танк вполне мог пойти в серию до конца десятилетия. Но после распада СССР американские военные предположили, что бывший потенциальный противник больше не опасен, и значительная часть проектов была заморожена, а часть и вовсе закрыта.
   Аналогичные работы велись и германскими конструкторами. Причем попытки запилить танк с необитаемой башней предпринимались ещё в конце семидесятых. Последний приступ закончился построением  полномасштабного деревянного макета будущего танка, который должен был иметь расчетную массу 55 т, переднее расположение двигателя, автоматически заряжаемое 140-мм гладкоствольное основное орудие и вспомогательную 40-мм скорострелку. Однако расходы на разработку и запуск в производство новой машины были высоки, а европейские военные рассуждали примерно также как и американские, и в 1991 г. работы по проекту были прекращены. Но уже в настоящее время появился проект модернизации существующих танков "Леопард-2" с размещением всех членов экипажа внутри корпуса, и установки вместо башни вращающейся забронированной дистанционно-управляемой 140-мм гладкоствольной пушки и двух магазинов с боекомплектом.
   Наконец, с 1990 по 2010 годы конструкторское бюро УКБТМ (Нижний Тагил) вело работы по Объекту 195 (ОКР «Совершенствование-88», Т-95). Российский проект перспективного ОБТ четвёртого поколения, главным новшеством которого тоже были «лафетная компоновка», с установкой 152-мм. пушки в небольшой необитаемой башне (вспомогательное вооружение - 30-мм автоматическая пушка и 12,7-мм пулемет «Корд»), и размещение экипажа в бронекапсуле в носовой части корпуса.

• Для уборки/выпуска шасси на знаменитом "ишачке" (советский истребитель И-16 конструкции Поликарпова) пилоту требовалось совершить более 40 оборотов установленной в кабине ручной лебёдки, часто называемой "шарманкой". И не стоит считать "ишачка" чем-то технически отсталым: более поздние и технически продвинутые, цельнометаллитеские F4F «Уайлдкэт», построенные компанией Грумман - тоже имели ручную уборку шасси.

• Одной из достопримечательностей штата Техас является Самый Маленький Небоскрёб в Мире в городе Уичито-Фолс. Архитектурный курьёз, возникший в результате аферы инженера Дж. Д. Макмаона, который в 1912 году, когда в окрестностях Уичито-Фолс была найдена нефть, и возникла потребность в офисных помещениях - предложил проект постройки здания высотой в 480 футов (около 146 метров) и запросил за работу 200 000 долларов. Однако, в проекте инженер указал высоту не в футах, а в дюймах, на что заказчики внимания не обратили, и через год на углу улиц Седьмой и ЛаСалля появилось здание из красного кирпича и искусственного камня высотой всего 12 метров. Причем около 25 % площади строения занимала крутая и узкая лестница. Попытки инвесторов вернуть свои деньги через суд не увенчались успехом, а здание, поначалу вызывавшее у жителей города раздражение - пережило кризисы, депрессии и войны, было убережено самими же горожанами от сноса и передано Обществу наследия округа Уичито.

• Изучая трофейный японский истребитель И-97, привезённый из Монголии, советские специалисты обнаружили привязанную в кабине верёвку со стальным кольцом, о назначении которой догадались сразу-же: пилоты наших "ишачков" часто негодовали по поводу отсутствия встроенных подножек. Очевидно, не только советские конструктора боролись за чистоту аэродинамических форм, усложняя жизнь лётчиков, а кто-то находчивый  смастрячил такое вот "стремя", в которое при посадке в кабину вдевалась нога. (по материалам монографии М.Маслова "И-16")

• Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Аскольд» (построен в 1900 году на верфи «Германия» в Киле) был единственным в Русском Императорском Флоте обладателем пяти дымовых труб: проектировщики фирмы «Фридрих Крупп» ответили категорическим отказом на просьбу Заказчика уменьшить их количество. За эти трубы крейсер на флоте прозвали "портсигаром". Уникальности его силуэту добавляло и установленное на надстройке баковое (носовое) орудие: немцы также отказались делать полубак (возвышенная носовая часть), хотя это снижало мореходность корабля, и создавало проблемы для орудия. Компромиссным решением носовую надстройку удлинили вперед и установили орудие на ней, но впоследствии уже сама эта надстройка подвергалась ударам волн и даже деформации. Ещё с баковым орудием «Аскольда» связан «ляп» в романе «Из тупика» Валентина Пикуля: неоднократно и со вкусом описана «носовая башня мичмана Вальронда», хотя орудийная установка представляла собой не башню, а прикрытое щитом 152-мм орудие системы Канэ.

• Британские эскадренные броненосцы Triumph и Swiftsure первоначально строились по заказу чилийского флота для противодействия новым броненосным крейсерам Аргентины. Однако с окончанием очередного кризиса в отношениях между Чили и Аргентиной обе стороны отказались от достройки новых кораблей. Броненосцы были выставлены на продажу, и недвусмысленный интерес к ним проявила Российская Империя. Допустить их покупку Россией британское правительство не могло, и Королевский ВМФ пополнился парой неплохих кораблей, отнесенных, однако к броненосцам второго класса – главный калибр был всё же слабоватым. При адаптации их для британских моряков – важные надписи на испанском были заменены, но на дверях гальюнов остались «флажки» - «Ваканте» (свободно) и «Оккупадо» (Занято). Под этими кличками корабли и несли службу в британском флоте.

• Русский броненосец «Наварин» шутливо называли «перевёрнутым столом» за его четыре дымовые трубы, установленные «квадратом» – паровые котлы располагались в четырёх котельных отделениях (два носовых и два кормовых правого и левого борта) и у каждого отделения была своя дымовая труба, что и придавало кораблю весьма необычный вид.

• В ходе Цусимского сражения погибли три новейших русских броненосца типа «Бородино» - «Бородино», «Император Александр III» и «Князь Суворов». Четвертый корабль, «Орёл» - сдался. Однако не успевший принять участие в Русско-Японской войне пятый корабль этого типа - «Слава» - в ходе обороны Рижского залива в 1915 году успешно сражался с германскими крейсерам и броненосцами. И досаждал им столь сильно, что для его уничтожения была спланирована и проведена отдельная операция (безуспешная) с участием крейсеров, подводной лодки и аэропланов-торпедоносцев. Лишь после того, как во время Моонзундского сражения «Слава» была накрыта огнём дредноута «Кёниг» и получила сначала три, а потом ещё два попадания крупнокалиберных снарядов - корабль принял столько воды, что не смог пройти через Моонзундский пролив и ускользнуть вместе с остальным флотом, был оставлен экипажем и лёг на подводные камни.
   Прототип серии «Бородино» - броненосец «Цесаревич», получив значительные повреждения в Порт-Артуре и в ходе сражения в Жёлтом море, уцелел, частично сохранив боеспособность и сумел уйти в Циндао. Активно использовался в межвоенный период. Прошёл всю Первую мировую войну и был отправлен на слом в 1923-м году.
   Бесславная гибель и пленение, как новейших русских броненосцев, так и других русских кораблей при Цусиме и в Порт-Артуре, стали следствием не столь конструктивных просчетов и недостатков, сколь всеобщей безответственности и бездарности военных и политических руководителей Империи, не сумевших ни обеспечить должную подготовку страны к войне, ни распорядиться должным образом имеющимися силами.

• Спроектированный в конце 50-х компанией Грумман штурмовик А-6 «Интрудер» среди прочих прозвищ заработал и такие, как «Железный головастик» и «Беременная гуппи» за свой внешний вид – эдакое головастое и тонко-  длиннохвостое создание. Причиной такой конструкции послужило намерение проектировщиков повысить взлётно-посадочные характеристики машины за счет установки двух двигателей с поворотными соплами, и расположение пилота и штурмана в просторной широкой кабине плечом к плечу (кстати, на рабочем месте штурмана отсутствовали органы управления самолётом). От поворотных сопел, однако отказались, так как вполне хватало  механизации крыла. А способности «интрудера» к роли даже не штурмовика, а скорее палубного бомбардировщика, могущего нести значительную бомбовую нагрузку и наносить точные удары в любых погодных условиях – оказались столь впечатляющими, что неказистая, но смертоносная машина находилась на вооружении флота три с половиной десятка лет, попутно освоив «профессии» танкера и самолёта радиоэлектронной борьбы. Причем, когда в 1997 году эксплуатация «интрудера» была завершена - достойной замены ему не нашлось.

• Строительство Чкаловской лестницы, соединяющей Верхне-Волжскую и Нижне-Волжскую набережные в Нижнем Новгороде, было начато в 1943 году, в разгар Великой Отечественной. Идеи сооружения лестницы на Волжском откосе были и до войны, но «продавить» строительство председатель Горьковского горисполкома Александр Шульпин смог лишь к моменту, когда город начал отстраиваться после немецких бомбардировок. При строительстве применялся труд немецких военнопленных (как и на ряде других объектов города, но вот приписываемые обычно немцам Дом связи и автозаводская поликлиника № 37 причудливой «свастикообразной» архитектуры – были построены ещё в 1936 и 34-м). Лестницу предполагалось назвать Сталинградской, в честь победы в Сталинградской битве. Кстати, и сам разрушенный до основания Сталинград начали расчищать и восстанавливать летом 1943 года, ещё до окончания Курской битвы.

• Электровоз ВЛ85 («Владимир Ленин», тип 85; выпускался в 1983-1994годах в количестве 270 шт.), обязанный своим появлением БАМу, был самым мощным в мире серийным магистральным электровозом до 2000 года, когда начался выпуск норвежско-шведского грузового IORE (до 2011 года выпущено 13 двухсекционных локомотивов), которого в свою очередь в 2014г. потеснил российский «Ермак».

• На железнодорожном транспорте и городском трамвае давно и успешно применяется «рекуперативное торможение» - процесс преобразования тяговыми электродвигателями кинетической энергии движения поезда в энергию электрическую. Проще говоря, электродвигатели локомотива начинают работать в режиме генераторов, а выработанная ими электрическая энергия подаётся в контактную сеть, и может быть использована другими локомотивами, что дает ощутимую экономию. Как правило, рекуперативное торможение используется для подтормаживания и поддержания заданной скорости состава при движении по относительно некрутому уклону вниз.
 
• Самыми массовыми вертолётами можно считать американский Белл UH-1 «Ирокез» (также известный как «Хьюи»), выпущенный разными модификациями в количестве более 16 000 шт. и советский/российский Ми-8 – 12 000 шт. При этом Ми-8 является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире.

• Лёгкий крейсер «Молотов» проекта 26-бис, вступивший в состав Черноморского флота 14 июня 1941 и названный в честь Вячеслава Молотова, в 1957 году,  после "разоблачения антипартийной группы Молотова, Кагановича и Маленкова" был переименован в «Славу», что по достоинству оценили флотские остряки: «Слава» -как никак ещё и сокращение от имени «Вячеслав». Крейсер находился в строю до 1972 года, а накануне войны он был единственным кораблём ВМС СССР, оснащённым отечественной радиолокационной станцией «Редут-К», которая успешно использовалась для обнаружения самолетов.

• Корпуса французских предвоенных танков Гочкис Н35, Рено R35 и лучшего на тот момент Somua S35 – собирались на болтах из нескольких литых частей. Правда, для тридцатисемимиллиметровой противотанковой Pak 35/36 толщина брони и прочность соединения далеко не всегда были по зубам (после встречи с Т-34 пушку и вовсе прозвали "дверным молотком"), а выставленной на прямую наводку 88-мм. зенитке было "глубоко фиолетово" - на болтах там всё собрали или на сварке. Другой "фишкой" французского танкостроения была одноместная башня, находясь в которой командир не только управлял боем и наводил орудие (как на советских машинах), но ещё и заряжал его. Впрочем причиной того, что французские танки почти никак себя не проявили была не их конструкция, а отсталые стратегия и тактика их применения.

• Чтобы развеять миф о якобы насаждаемом властями СССР мнении, что «паровоз придумали» Мирон и Ефим Черепановы – достаточно ознакомиться с изданной в 1945 году книгой Льва Гумилевского «Железная дорога», рекомендованной учащимся железнодорожных школ и техникумов. В книге подробно рассказывается о работах Тревитика, Хедлея и Стефенсона.

• Автомобиль Фольксваген "Жук" - выпускался с 1938 года по 2003 год без пересмотра базовой конструкции. За это время были изготовлены 21 529 464 автомобиля, что является абсолютным рекордом. Кстати установленный на «Жуке» четырёхцилиндровый двигатель выделяется не только воздушным охлаждением, он ещё и «оппозитный» - то есть угол между рядами цилиндров составляет 180 градусов (ход поршней – «навстречу» друг другу).

• В 1957 году советский радиоинженер Леонид Куприянович запатентовал телефон ЛК-1 - опытный образец весом около 3 килограмм, способный работать без подзарядки до 30 часов и радиусом действия 20-30 км. Принцип работы был аналогичен тому, что используется в современных мобильниках: ЛК-1 был соединен с базовой станцией, которая принимала сигнал от одного мобильного телефона в проводную сеть, а затем передавала этот сигнал на другой мобильник. Через год была представлена улучшенная модель весом около 500 грамм, а в 1961 году - мобильный телефон, помещающийся в карман, с ориентировочной стоимостью 300-400 рублей, что было тогда сопоставимо со стоимостью легкого мотоцикла или хорошего телевизора.

• Во время Второй Мировой войны в США была предпринята попытка адаптировать под американский винтовочный патрон и запустить в производство знаменитый "косторез" - немецкий единый пулемет MG42, считающийся одним из лучших в своём классе вообще, а не только в период войны. Эксперимент закончился полным провалом по причине ряда допущенных ошибок и изначальной непригодности для конструкции американского патрона большей длины. Тем не менее за основу разработанного в послевоенные годы единого пулемета М60 снова были приняты германские разработки. И новый пулемет представлял собой гибрид автоматики перезаряжания винтовки FG42, разработанной для парашютистов вермахта, и лентопротяжный механизм всё того же MG42. Оружие снова получилась не слишком удачным, но было принято в 1957 году на вооружение Армии и КМП, где довольно быстро получило за свои недостатки прозвище «свинья». Пулемет отличался невысокой надежностью, сложностью эксплуатации и возможностью "саморазборки" при интенсивной стрельбе. Хотя голливудские киногерои продолжали косить "врагов демократии" из М60 налево и направо, военные уже в середине 1970-х годов начали поиск более удачного образца этого вида оружия. Им стал бельгийский FN MAG (также частично созданный на базе MG 42) принятый на вооружение как М240.

• При получении урана-235 методом газовой диффузии для нормального хода процесса требуется по всей его цепочке поддерживать определенный уровень давления газа. На каждой ступени (коих - немеряно) должен работать насос, что требует огромных энергетических затрат. Например, в СССР поначалу для получения 1 кг обогащенного урана нужной концентрации требовалось затратить порядка 600 000 кВт-час электроэнергии. В начале 50-х группа ученых и конструкторов под руководством Федора Митенкова в г. Горьком смогла «создать компрессор так называемого половинного расхода, который потреблял электроэнергии в разы меньше, чем его предшественник...» Естественно, Митенкова попросили поделиться своими наработками с ленинградскими коллегами, занимавшимися той-же темой. Но, тут, по словам самого Митенкова, они хоть и рады были помочь - произошла "закавыка", суть которой заключалась в том, "что теоретически осмыслить полученное нам самим не удалось, так как мы достигли успеха опытным путем... Я поехал в Ленинград и честно им все последовательно рассказал. Поведал им, как мы меняли конструкцию сверхзвукового компрессора, как я мучил своих конструкторов, пока искали необходимую геометрию лопаток на выходе из компрессора и перепробовали все, что можно было, а получив нужную лопатку, стали ее просто буквально копировать, повторяя эту, можно сказать, в значительной степени случайную находку. Рассказал и то, что теоретически объяснить, изложив какой-то математической функцией, какими-то алгоритмами, почему и как это работает в сверхзвуковых течениях, мы не готовы, потому что просто не понимаем сами всего... та же сложность с теорией и в авиации, с ней и сейчас конструкторы сталкиваются при проектировании сверхзвуковой техники. Объяснить все получается не всегда. Ведь не случайно тот же ЦАГИ построил когда-то специальные стенды в натуральную величину, с помощью которых и сейчас ищут решения с точки зрения управления такими самолетами, и многие из таких решений по-прежнему находят только благодаря практическим изысканиям..."
   Ленинградцам (людям, мягко говоря неглупым, и знающим тему) была передана вся документация, но достичь успеха путём копирования наработок команды Митенкова - они так и не сумели.

• Герои "Трёх мушкетеров" и других романов Дюма, действие которых разворачивалось даже ранее, во времена Генриха III - лихо и со вкусом распивали вино из бутылок. Между тем достаточно "массовая" бутылка для вина была впервые произведена только в 1630 году англичанином Кенелмом Дигби. Да и это поначалу применялось скорее как декантер - графин, в который наливают вино из стоящей в подвале бочки, чтобы потом разлить по бокалам. Хранить и продавать вино в бутылках начали немного позже.
 
• В рассказе О.Генри "Поросячья этика" (1908 г.)главный герой, расстроенный тем, что его обманул более хитрый мошенник, отвешивает свинке, ставшей причиной его конфуза, такого пинка, "что она вылетела из другого конца аллеи — на двадцать футов впереди своего визга", то есть со сверхзуковой скоростью.

• В годы Первой мировой войны в авиации широко применялись ротативные двигатели - моторы воздушного охлаждения со звездообразным расположением цилиндров, которые вращались вместе с картером и воздушным винтом вокруг неподвижного коленвала, закреплённого на моторной раме. Такие двигатели некоторое время даже превосходили по мощности на единицу массы "стационарные" двигатели водяного охлаждения, и применялись в основном в истребительной авиации: ими оснащались "ньюпоры", "сопвичи" и трипланы "фоккер" Dr.I, на одном из которых летал Красный Барон Манфред фон Рихтгофен. Ради увеличения мощности были созданы даже "двойные" звёзды, но в конечном итоге и они проиграли моторам традиционной конструкции - слишком велики были потери мощности на вращение цилиндров и гироскопический эффект, затруднявший управление самолётом.