Боль

Пумяух
Довольно часто в медицинских передачах можно услышать: «Ни в коем случае не нужно терпеть боль!» и дальше рассказ о чудо-методах борьбы с болью, имеющихся в распоряжении современной медицины. Да верю, верю, что всё это существует на самом деле! Но сейчас моя мама терпит адские боли, и я не представляю, как помочь ей. Сердце кровью обливается не только от её страданий, но и от собственного бессилия. И дело, ведь, не в том, что медики не в состоянии помочь, не в проблемах с медицинской страховкой ( с ней всё в порядке), не в нехватке денег, а в том, как всё организовано. При такой организации все эти чудо-методы стали для нас (и для многих других, думаю) фактически недоступны.
Моей маме 87 лет. Ещё совсем недавно она была совершенно самостоятельна.  Не только сама себя обслуживала, но готовила, занималась хозяйством. Вместе мы ходили на рынок, по магазинам.  Иногда, когда нам попадалась по дороге какая-нибудь сгорбленная старушка с клюкой, мама говорила: «Смотри! А, ведь она моложе меня. А я до сих пор хожу без палки!». Летом начались боли в ногах. Сделали ей рентген позвоночника.   Выбито 6 позвонков. Межпозвонковая грыжа. Операцию в её возрасте делать опасно. Только обезболивать. Боли неприятные, но выдержать можно. Мама всё равно ходила, хотя и меньше.  А 26.01 всё резко изменилось. Мама не смогла встать на ноги: сразу – невыносимая боль. 27.01. по «скорой» её увезли в больницу «Каплан» (Реховот). Вкололи ей в приемном покое обезболивающее и выписали домой. А она на ногу ступить не может. И как её прикажете домой доставлять? Ну, до такси я её довезу на кресле-каталке. А как от такси? А как по лестнице подниматься? Стоим мы с папкой в руках, точнее, я стою, а она сидит – и куда? Поговорил с врачами. Очень милая доктор Оксана направила маму на госпитализацию.
5 дней мама пролежала в больнице. Лучше не стало. Никакие чудо-методы к ней не применялись. Просто В БОЛЬНИЦЕ их не применяют вообще. Только обезболивающие.  Таблетки или уколы в вену. 
1.02. Ужас! Маму выписали. Больную. Выписала её доктор Татьяна (пусть страна знает своих «героев»):
– Мы что могли, сделали, выяснили, какие обезболивающие ей подходят. Больше мы ничего сделать не можем.
– Но она же не может ходить! Как я её домой доставлю? Мы живём на втором этаже на столбах, то есть фактически третий и без лифта, а она шага ступить не может!
– Это ваши проблемы. Вызывайте частную скорую помощь.
Частная скорая помощь – это ужасно дорого. Ну, что поделаешь? Выхода нет.
Двоюродная сестра посоветовала:
– Скажи: «А я отказываюсь её забирать! Вылечите сначала, тогда заберу!» Ведь не станут они её с полицией выдворять!
Так и сказал. А мне:
– Пожалуйста! Но мы прекратим госпитализацию. Будет она тут просто лежать. А за каждый день лежания на койке (без помощи) вы заплатите 4000. Стоит?
Да не так  виновата эта Татьяна: такова система. В больницах здесь не лечат до полного выздоровления, только ставят диагноз, если нужно, делают операцию и отправляют домой, дав рекомендации. Лежать в больнице – радость небольшая. Дома, конечно, приятнее. Стены лечат. Мама сама всегда просилась, чтобы её отпустили пораньше. Но как можно выписать больного в остром состоянии?
 Нет, ну, вдумайтесь, какой бред! Существует способ снятия боли при межпозвонковой грыже: блокада. В позвоночник делают укол, и боль снимается на несколько месяцев. Есть и другие способы, например,  к нужному месту подводят электроды и пропускают особые  электрические импульсы. Есть и ещё варианты. Сразу скажу, что это официальное лечение, а не целительство.  Но в израильских больницах эти процедуры не делаются. Для этого существуют специальные клиники боли. Врачи в больницах просто не умеют их делать и право на это не имеют, как стоматологи не имеют права оперировать на открытом сердце, а хирурги сверлить зубы.  В больнице (см. выше) просто дают обезболивающее. А если обычное обезболивающее не помогают, дают наркотики. И маме давали наркотики, что гробит её организм. При том, что и наркотики помогают не особо. Одна из клиник боли находится прямо в здании больницы. Но чтобы туда попасть (вы вдумайтесь!!!) надо выписаться из больницы, взять в поликлинике направление и приехать! Ещё раз прошу заметить, это не частные клиники, а такие же точно учреждения Минздрава. Ну, не бред ли? Театр абсурда! Ведь не косметическая клиника. Клиника боли!  Что может быть актуальнее в больнице! Где ещё сконцентрировано столько боли! Что может быть логичнее и правильнее, чем оказать больному помощь на месте? Больной жалуется на боль – тут же в палату приходит специалист или же больного везут к специалисту на каталке и, после всех необходимых обследований, специалист назначает лечение прямо в больнице. Но нет! Всё навыверт!
Приехала «скорая». Маму стали укладывать на носилки, а она орёт от боли. Нет, каково, выписывают пациента, который от боли орёт! Пошёл ругаться. Так и быть, дали обезболивающее. Хоть смогли доехать до дома.   С нас взяли 350 шек. Честно говоря, ожидал больше, где-то 800.

Весь вечер мама очень мучилась, плакала. Предлагал снова «скорую» вызвать и ехать в больницу. Отказывается. И я её понимаю.   Во 1-х, как она выдержит переезд, а во 2-х где гарантия, что её снова не выкинут?
Самое досадное, что мама была месяца 3 назад в клинике боли (боли уже были, но мама ещё могла ходить). Тогда ей показалось, что это заведение несерьёзное, и она просто от них отмахнулась.  Ну, что делать? У пожилых свои причуды. Как я её уговаривал не делать это! А теперь и рады бы, но как добраться?   Снова брать частную «скорую»? Наверное, придётся, раз нет другого выхода. Но, ведь, там одним визитом не ограничится.  То есть это даже не тысячи будут, а десятки тысяч! Откуда у нас такие деньги? Да и не в деньгах дело. Как она будет переносить перевозки туда и обратно? Ей же больно! Она кричит! И, опять таки,  речь не о том, чтобы перевезти один раз, отмучиться, получить помощь и вернуться домой.  Лечение длительное. Сначала пациента направляют на различные обследования (на которые нужно ЕЗДИТЬ в разные медицинские учреждения) и только потом начинают лечить, причём, лечение, опять-таки, может потребовать не одного визита, а нескольких. Вероятно, так и нужно: дело ответственное. Но почему всё это невозможно сделать в стационаре??? Почему на обследования нужно кричащего от боли пациента нести  по лестнице, потом погружать на машину, трясти в ней, а после – таким же способом возвращать домой? Почему не отвезти его на больничной каталке? Не дикость это?
Да, на дом специалисты из клиники боли не ходят. Заколдованный круг: чтобы снять боль – нужно приехать в клинику боли, но приехать туда невозможно из-за невыносимой боли.
Мы с мамой живём вдвоём. Мне дали 2 препарата. Оба наркотические. Один нужно давать дважды в день. Другой, сказали, только в самых крайних случаях, когда боль совершенно непереносима. А непереносимая боль бывает не один раз в день, а много. И что делать, когда мама орёт от боли, а  один «крайний случай» уже был и доза того самого страшного препарата принята? Больше нельзя. Нельзя и всё! Хотя, думаю, очень многие, оказавшись в моём положении, не в силах терпеть страдания близких, дают опасные препараты и второй раз и третий, сводя родных в могилу.  Я выдержу и не стану превышать дозу. Я не медик. Я не могу назначить другое лечение. Я могу только смотреть, как страдает самый родной человек, пытаться утешить её словами: «Мамочка! Родненькая! Потерпи! Сейчас легче станет!» и скрежетать зубами от бессилия. Да, дома стены лечат. Да, дома рядом я. Но такому больному, всё-таки, место в стационаре, неправда ли? Я не медик, а рядом нужны медики.
Р-азумеется, я не работаю сейчас. Бросил работу ещё раньше: мама важнее, хотя некоторые удивляются: «Как так можно нигде не работать?» Хорошо, 3 года назад мы получили «амидаровскую» квартиру и нам не надо платить огромные деньги на съём жилья. А иначе, не представляю, как бы мы выживали, оказавшись в такой ситуации. А как выживают другие? А как выживают больные, у которых нет близких? Но и мне всё равно нужно выходить:  в поликлинику, в аптеку, за продуктами. Мама остаётся одна. Больная. В пустой квартире. Метапелет? Есть. 9 часов и 45 минут  в неделю. Помогает очень, но этого ничтожно мало. Просить увеличения часов? Подам просьбу. Но это – время. А сейчас как жить? Кстати, метапелить от государства можно только чужих людей. Близкий родственник не может устроиться к близкому родственнику. Разве не всё равно государству, кому платить деньги? А дети ухаживали бы за родителями, наверное, лучше, чем чужие люди. И в денежном плане проблема таких случаев, как мой, была бы решена. Ну, типа пособия по уходу. Не положено. Почему? Вероятно, чтобы жизнь мёдом не казалась. Хотя такого «мёда» и врагу не пожелаешь.
Мне сказали, что существуют реабилитационные центры, где мама сможет находиться под наблюдением медперсонала.  Ходил к участковому  врачу. Направление в реабилитационный центр та даёт, но это, оказывается, не дело одного дня. Где-то будут смотреть, решать. Придёт человек на дом. Бюрократия! К доктору претензий нет: вся от неё зависящее, она сделала.
Эта самая Татьяна, котрая маму выписывала, сказала:
– В Израиле вот так. Наверное, вы ошиблись страной.
Да, похоже, что ошиблись.  Может быть, стоило выбрать страну, где медицина не такая прославленная, но где больного с острой  болью не выбрасывают на улицу.


Примечания для тех, кто не знает иврит:
«Амидар» - государственная компания, представляющая социальное жильё. Квартиры, обычно, низкого качества, полный аналог «хрущёб». Получить «амидаровскую» квартиру крайне сложно, и даже те, кому она положена, ждут очереди по 20 лет и более.
Метапель (ж. р. Метапелет) – человек, занимающийся уходом за стариками и тяжелобольными. В случае, если ведомство национального страхования сочтёт необходимым, работа метапел(ет) оплачивается за счёт государства.