Человек и Проза как ИГРА и нечто серьезное?

Бармин Виктор
                Человек и Проза как ИГРА и нечто серьезное?
                (Иные (не игровые) размышления к проблеме человека).

                ***

       Эпиграфы к размышлению:

«Дар напрасный, дар случайный,
 Жизнь, зачем ты мне дана?.."
            (А.С.Пушкин).

"Писательство есть Рок. Писательство есть fatum.
 Писательство есть несчастие..."
            (В.В.Розанов).

"Суета сует, сказал Екклесиаст,
 суета сует, - всё суета!
 Что пользы человеку от всех трудов его,
 которыми трудится он под солнцем?..
 И обратился я, и видел под солнцем,
 что не проворным достается успешный бег,
 не храбрым - победа, не мудрым - хлеб,
 и не у разумных - богатство,
 и не искусным - благорасположение,
 но время и случай для всех их..."
           (Еккл. 1:2-3;9:11).

"Человек же сотворен, дабы служить игрушкою Бога, и это, по существу, самое лучшее для него. Посему должен он проводить свою жизнь, следуя своей природе и играя в самые прекрасные игры,
хотя полагать это и противоречит тому, что ныне принято"
                (Платон).

 Время и случай? Всё есть ИГРА?..
 И вот Иван Карамазов (Б.Паскаль, Н.Гоголь) возвращает свой БИЛЕТ (творческий дар) Богу.

"Я жил так года два, и со мной случился переворот,
 который давно готовился во мне и задатки
 которого всегда были во мне. Со мной случилось
 то, что жизнь нашего круга - богатых, ученых -
 не только опротивела мне, но потеряла всякий
 смысл... Я понял, что искать смысл в этом нельзя.
 ...Я понял, что я заблудился и как я заблудился.
 Я понял, что мой вопрос о том, что есть моя жизнь,
 и ответ: зло, - был совершенно правилен...
 Я жил паразитом и, спросив себя, зачем я живу,
 получил ответ: низачем..."
           (Л.Н.Толстой "Исповедь").

"...В том пункте, где суждение колеблется,
 исчезает сознание полной серьезности.
 Вместо старинного "все -суета" выдвигается, пожалуй,
 более позитивно звучащее "ВСЁ ЕСТЬ ИГРА".
 Это кажется дешевой метафорой и каким-то бессилием духа.
 Но это - мудрость, к которой пришел Платон,
 называя человека игрушкой богов.
 В чудесном образе мысль эта возвращается в Книге притчей Соломоновых.
 Там Премудрость, источник справедливости и владычества, говорит,
 что прежде начала творения, играя пред Богом, была она Его радостью и,
 играя в земном кругу Его, разделяла радость с сынами человеческими..."
                (Йохан Хёйзинга "Человек играющий").

"Во всяком нравственном сознании, основывающемся на признании справедливости и милосердия, ВОПРОС "игра - или серьезное", так и оставшийся нерешенным, окончательно умолкает" (Йохан Хёйзинга "Человек играющий").

НО... умолкает ли ВОПРОС в сердце потаенном?..

Ведь, "Всё только ещё начинается..." - как около "...окончательной точки, колеблясь над бездной" (Ф.М.Достоевский).

"Завтра в восемь утра начнется ИГРА,
 Завтра солнце встанет в восемь утра.
 Крепкий утренний чай, крепкий утренний лед.
 Два из правил игры, а нарушишь - пропал.
 Завтра утром ты будешь жалеть, что не спал.
 Но сейчас..."
"Ночь коротка, цель далека.
 Ночью так часто хочется пить...
 Твоя ноша легка, но немеет рука,
 И ты встречаешь рассвет за игрой в дурака...
 Доброе Утро, последний ГЕРОЙ!.."
               (В.Р.Цой).

                ***

Серьезный взгляд на проблему.
Один человек (писатель, возможно, во всяком случае, человек творческий, создавший уникальное произведение), посмотрев на деяния в виртуальной жизни как "Проза.ру", сказал печально, что всё это не серьезное дело, не реальное занятие, т.е. одним словом - ИГРА в писательство. И вот тогда я призадумался и возмутился духом, вопрошая к самому себе: но почему так, ведь, здесь (в мире виртуальном литературного портала "Прозы") есть много интересных Авторов (уникальных личностей) достойных того, чтоб обратить внимание на их творческие труды. Изначально я был ПРО "Прозу", ЗА творчество неизвестных авторов, но в душу мою закралось сомнение одинокого человека и предстала дилемма как "PRO и KONTRA".
И вот началось...

                ***

Взгляд несерьезный, но вопрошающий к проблематике.
ЧтО такое СЕТЕРАТУРА (литературные СЕТИ Интернета) как феномен? И что значит таковой феномен СЕТЕРАТУРЫ как литературный портал "Проза", и каково значение в нем такового феномена как "человек творческий"? Ведь, казалось бы, риторические вопросы, но интересно задуматься над подобными вопросами с того угла зрения, если вообразить, что в этом виртуальном мире "Прозы" (как бы в режиме "ОНЛАЙН"), здесь и сейчас, творят-мыслят таковые творческие личности, как Йохан Хёйзинга и Станислав Лем. И вопрос не в том, чтО бы они написали здесь, а в том, КАК в них отразилась бы саморефлексия на таковой Феномен самого себя в мире виртуальной реальности как СЕТЕРАТУРА. Или как уникально выразил мысль Гилберт Честертон, чтобы увидеть нечто новое как действительно НОВОЕ, нужно постараться встать на место гипотетического читателя, впервые открывающего Евангелие (как, например, совершенно НОВУЮ страницу истории Мира). Так и мы, сможем ли предположить, вообразить, что какова могла бы быть рефлексия у писателей-мыслителей прошлого, окажись они в мире виртуальной реальности СЕТЕРАТУРЫ как в здесь и сейчас на "Прозе". Возможно, что С.Лем отреагировал бы на событие так, сказав, что мол вот и прилетел бумеранг мысли в меня, запущенный мною по случаю в своей "философии случая", а Й.Хёйзинга степенно и иронически заметил бы, что, мол, ну вот и я теперь сам оказался внутри игровой реальности по имени "Проза", добавляя мол, "что ж, ребятки, поиграем в слова и в смыслы картинок, кто первый на раздаче?"... И вот здесь, откуда ни возьмись, появился Блез Паскаль с предложением к читателям и зрителям делать ставки на его "ПАРИ"... И много было на этом виртуальном "Пире" по существу из мысли и слов, которые всего-то лишь вмещаются в слово из пяти букв - "ПРОЗА"...

Но прочь фантазии разгул, вернемся к реальности - виртуальной. И к той же все проблеме, колокольчиком звучащей внутри нас самих: а зачем я здесь и для чего, куда иду?.. "Куда идешь, человече?" - вопрошает в нас внутренний голос. "Вот знать если бы" - отвечаем мы. А нужно ли нам знать ВСЁ и возможно ли человеку? - возразил чей-то посторонний голос, возможно, вон того тихого человека в больших очках, что в углу притаился, который превратился во вненаходимость.

Во всяком случае, исследовать и разрешить сей Вопрос (прям здесь и сейчас) нам как страсть хочется. Но вот беда, совмещаются ли страсти с исследованием ума холодного. Возможно "да", как ИГРА стихий природных во льду и пламени. Так и ума холодного сомненья, вновь, ищет утешения в волнах любви и веры. Настроиться в себе самом, да уловить бы в сердце звуки, что отражают безмолвно небеса.

Что такое "Проза" в неявном феномене (для человека пишущего, который находится внутри реальности)? ЧтО, как не бегство за успехом, погоня за новизной, гонки за престижем, жадные глотки за впечатлениями. И к тому еще вдобавок, как развлечение, потеха и забава. ЧтО скажешь: потешается народ иль чем бы народ не утешился...

ЧтО такое "Проза"? - Разве не отрыжка постмодернизма?.. Как мол разгул стихии праздной и забавной от мертвящей скуки. Да и мне самому хотелось бы верить, что НЕТ конечно, НО...

Другой скажет: мол, скучно человеку, вот он и бесится, играя словами, как разбрасывая бисер, только вот сам еще рылом не вышел... Красиво сказано? Ну, почти в духе постмодернизма!.. А чем я-то хуже остальных, и мне хочется быть на передовой по СОЦСЕТЬсоревнованию, мол, кто кого обдурит, вот и я туда же, т.е. в постмодернисты... А чТО? Вполне модно, а главное известность-то какая, а?.. И главное - быть постмодернистом значит, идти в ногу со временем. Ну, а какое нынче время, да и кто на него обращает внимание-то, на время это, дело это десятое, как в тридевятом царстве, кому какое дело... Нынче время постмодернистов! - т.е. "как говорит шеф, "куй железо, пока горячо"... Вот и куем, т.е. сочиняем, как пирожки горяченькие, только что из печки. А зачем, для чего, да какая разница, главное-то вот чтО - будь свободным творцом своего счастья. А чтО другие? Здесь, как в жизни, т.е. конкуренция сильнейших и коррупция наглейших и находчивых. Главное, чтоб ВСЁ было прозрачно и белО, как на странице "Прозы", иначе обернется "дело" великим побегом вспять от успеха. А надо как все, т.е. тихо по течению, но все-таки быстро, когда свобода зовет к берегу, а совесть медленно и тихо так опускается ко дну (возможно реки, возможно души, кто знает)... 

ИДИ в ногу со временем - и окажешься в рядах постмодернистов! А кто они такие? Да шут их знает "кто", главное, побольше ЗА иль ПРО свободу говори и окажешься своим в лагере чужих. Т.е. тех, "прозоровцев" что-ли? Слушай чтО говорят и над чем потешаются, тогда окажешься на сцене модной волны. Над чем потешаются сегодня постмодернисты? Да как же им не потешатся, когда старик Лев совсем выжил из ума, выставляя серьезную мину на серьезные вопросы о искусстве. Ну, разве не смешно, когда Лев ТАКОЕ говорит, вот послушай:

"...искусство не есть наслаждение, утешение или забава; искусство есть великое дело. Искусство есть орган жизни человечества, переводящий разумное сознание людей в чувство. В наше время общее религиозное сознание людей есть сознание братства людей и блага их во взаимном единении..." - так вот говорил Лев Толстой.

Ну разве тебе не смешно? В "наше время"?.. Да, только вот в наше время миром правит развлечение и ты в ТЕМЕ, если ты в центре на этом "празднике жизни". Искусство, говорит Л.Толстой, "великое дело". Ха-ха-ха, искусство в 21 веке - великий БИЗНЕС. И тут правит конкуренция, вернее, тот, кто ею управляет... А остальное, как эстетические ахи-вздохи - вещь побочная, для специалистов-буквоедов.

Так чтО, вставай в наши РЯДЫ "Прозы" и оттачивай громче шаг: "ЛЕВОЙ, ЛЕВОЙ". ВСЕ были наши: и Маяковский в наших рядах, и Синявский, когда в лагере о Пушкине сочинял, да и тот же Лев старый готовил нашу всемирную РЕВОЛЮЦИЮ постмодернизма!.. Но старый Лев того еще не осознавал, а вот Ленин уже провИдел пророка великой Революции и предрек Льву великое и светлое будущее, как ИЗВЕСТНОСТЬ мыслей и слов, чихающая от прослоек библиотечной пыли.
Все наши были, так что не отставай от моды и будь современен: вступай смело в "Прозу"!.. и будь постМ-м... (Бедный Демьян, наверное, слова забыл)...

И вот из толпы вопрос начинающего постМ-а: а чтО если отрубят электричество, тогда мы все где будем?.. А кто отрубит-то? Кто посмеет, а? Кто-кто, вы же, постМММ и отрубите...

                ***

Взгляд иной, когда человек серьезен.
А когда серьезен человек?..
Наверное, тогда, когда один на один предстоит пред Лицом Неба, пред Лицом Судьбы, пред Лицом Непостижимого...

Когда... "Вечное молчание этого бесконечного пространства приводит меня в трепет..." (Б. Паскаль).

"Когда взираю я на небеса Твои -
 дело Твоих перстов, на луну и звезды,
 которые Ты поставил,
 То что есть человек, что Ты помнишь его,
 и сын человеческий, что Ты посещаешь его?.."
                (Псалтирь 8:4,5)

"Город стреляет в ночь дробью огней,
 Но Ночь сильней, её власть велика.
 Тем, кто ложится спать, -
 Спокойного сна.
 Спокойная ночь"
     (В.Р.Цой)

  "Когда я думаю о кратком сроке своей жизни,
   поглощаемом вечностью до и после меня -
  "проходит, как память об однодневном госте" (лат.) (Книга Премудрости Соломона) -
   о крошечном пространстве, которое я занимаю, и даже о том,
   которое вижу перед собой, затерянном в бесконечной
   протяженности пространств, мне неведомых и неведающих обо мне,
   я чувствую страх и удивление, отчего я здесь, а не там;
   ведь нет причины, почему бы мне оказаться скорее здесь, чем там,
   почему скорее сейчас, чем тогда. Кто меня сюда поместил?
   Чьей волей и властью назначено мне это место и это время?.."
                (Б.Паскаль)

"Может быть, завтра с утра будет Солнце
 И тот Ключ в связке ключей?.."

"Снова Солнца на небе нет,
 Снова бой, каждый сам за себя,
 И, мне кажется, Солнце -
 Не больше, чем сон...
 На экране окна
 Сказка с несчастливым концом.
 Странная сказка..."
       (В.Р.Цой)   

                ***

Когда серьезен человек творческий?..
 
Быть может, когда "весь мир идет на меня ИГРОЙ"...

И человек еще только начинает пробуждаться из глубины ВОПРОСА:

"Песня без слов, ночь без сна.
 Всё в своё время - зима и весна...
 Хочешь ли ты изменить этот мир?
 Сможешь ли ты принять как есть?.."
"...ИНАЧЕ ЗАЧЕМ ТЕБЕ БЫТЬ?.."
              (В.Р.Цой). 

И, пробудившись, человек на вызов МИРА дает ответ словом избрания: Я ВНЕ ИГРЫ!
И САМ ДУХ совершает последний ВЫЗОВ миру сему.

                ***
 

(Начато 5 февраля 2016г.)
(Продолжение следует...)