Цикл - откровенные разговоры. Шеф милиции

Александр Сих
     Речь словоохотливого начальника милиции города N, страдающего уездной манией величия. Контингент слушателей: финансовые аферисты, пойманные нечистоплотные чиновники, мелкие жулики и прочие граждане, содержащиеся в СИЗО, КПЗ, ИВС и медвытрезвителе. Одним словом, - в кабинетах с тяжёлыми и плотно закрываемыми дверьми.

     Бывшие господа и некоторые, я надеюсь, будущие товарищи! Уважаемые граждане, мало уважаемые граждане и совсем не уважаемые граждане, именуемые в нашей среде - криминальные экскременты! А не надо возмущаться. Да, оговорился, но оговорился сознательно и по делу. Ведь никогда не поздно из экскремента превратиться в элемента, а потом и до сознательного гражданина рукой подать. А уже сознательный гражданин имеет все шансы стать полноценным товарищем и полновесным господином. Жизнь - скользкая штука. Надо всегда помнить две народные мудрости:" От сумы и от тюрьмы не зарекайся" и " Из грязи в князи". И в моих силах поспособствовать как первому, так и второму.
     Сразу хочу обратиться с древней римской поговоркой: "Дура лекс - сед лекс". И чтобы избежать всевозможных кривотолков, для мало уважаемых и совсем не уважаемых граждан поясню - закон совсем не дура! А дураки те, кто его грубо нарушает, без соответствующего распоряжения властей. А власть - это я! Сомневаетесь? Напрасно. Кто власть? Мэр власть? Вы сделали мне смешно до коликов в обоих полушариях мозга. Надо же такое придумать - мэр власть?! Формально - да, он руководитель города. Но фактически, дорогие и не очень мои граждане, он во всём слушает меня. Только я знаю досконально всю теневую сторону жизни нашего промышленно-коммерческого бомонда. Нет, он, конечно, вправе принимать многие административно-территориальные решения самостоятельно, не посоветовавшись со мной, но он же не дурак. Предыдущий мэр оказался дураком, грубо нарушив моё законодательство в этом городе. И сколько он пробыл на своём посту? Год? Где-то рядом с этой цифрой. Дурак тот, кто учится на своих ошибках.
     Умный человек учится на ошибках других. А самый умный - этот тот, кто слушает меня и добросовестно выполняет мои распоряжения и указания. Вот почему цены растут, зарплаты падают, а у нас тишь и благодать? А потому, что господин мэр выполняет в точности все мои директивы, выдавая их за свои, не считая, конечно, поступающих сверху, а я, в свою очередь, всю ситуацию держу под контролем. А если ситуация выходит из под контроля, случается иногда такое, то сменят нерадивого управленца, не умеющего управлять. И всего делов-то! А я, как и прежде, блюду закон.
     А закон жизни состоит в том, чтобы уметь приобретать максимум, теряя при этом минимум. Если кто-то утверждает обратное, он лжец и лицемер. Но среди вас таковых нет, потому что вам этот закон не только знаком, но вы им живёте. И за это я вас не осуждаю, но... раз вы здесь, вы его грубо нарушили. Желание приобретать максимум, не теряя при этом даже минимум - это жлобство! Особенно это касается чиновников всех рангов.
     Только не подумайте, что все они бездушные карьеристы, стяжатели и взяточники. Да, все чиновники, будь то в погонах или без оных, карьеристы, стяжатели и взяточники, но, отнюдь, не бездушные. Они всё делают с дущой, но, только в том случае, если их душевные порывы будут вознаграждены. И это нормальное человеческое явление в нормальном прогрессивном обществе. Вот давайте разберём пример.
     Например, вот, вы заболели. Хотя на "вы", вы не тянете. Ты, значит, заболел. Да, ты, охламон и оболдуй, заболел. У тебя заворот последних твоих извилин на почве алкогольного синдрома и тебе срочно надо... ага, счас я тебя опохмелю - мощным уголовным кодексом по твоей слабой психологической субстанции! Тебе, дураку, нужна операция, а операция сложная, требующая высокого профессионализма. И врач, хоть он и мастер своего дела, боится её делать за свою зарплату в 500 долларов в месяц. И тут ты, нежно и ненавязчиво, кладёшь доктору в карман его месячную зарплату, и страх у него мгновенно проходит. Потому что знает, что при любом исходе он в выигрыше, но стараний приложит больше обычного. Что ты там шепчешь, доходяга? За такие деньги ты сам себе сделаешь операцию? Ищи спонсора и не отвлекай, пока я не назначил тебе не смертельные, но болезненные процедуры.
     Так вот, когда доктор берёт компенсацию за свои неоценённые труды к своей скудной зарплате, это тоже нормально. И мы не  имеем права его осуждать, разве что - суд, если он, дурак, попадётся. Но это абстрактный пример, типично распространённый во всех медицинских учреждениях. Нет, вам, конечно сделают и бесплатно, но возникает вопрос - кому эта операция больше нужна? Врачу, который их делает по несколько в день? Или вам, для которого этот день может оказаться последним? Вот такая жизненно-моральная дилемма. Но это, когда за дело берётся хирург-профессионал. А вот вам другой пример. Один известный врач, не буду называть фамилию по этическим причинам, как принято у нас писать, мне однажды в приватной беседе пожаловался.
     Вы знаете, говорит, сколько на меня, оболтуса, угрохали мои родители денег, чтобы выучить на врача? Жили мы на хуторе, скотины держали всевозможной и много, и вот половина, значит, уходила на то, чтоб из меня ,скотины, сделать человека. Да ещё в белом халате! Должен же я окупить затраты и компенсировать физический и моральный ущерб моим родителям?! И показать своим благосостоянием, что их усилия не пропали даром?! Должен! И вот - я солидный и уважаемый человек! Но разве я мог бы достичь этого в одиночку? Никогда! Один в поле не воин, а человек без связей - полуфабрикат!  И даже врачом, может быть, стал бы прекрасным, если бы не эта чёртова латынь! Крови не боюсь, что где находится - приблизительно знаю, резать людей -  с удовольствием, но постоянно путаюсь в диагнозах.
     Вы понимаете, что этот уважаемый человек мог натворить, ставя неправильные диагнозы, отрезая здоровые органы, и за всё это беря с клиента благодарность? Но доблестные внутренние органы, то есть мы, не позволили, чтобы невинно страдали внутренние человеческие органы. Зачем садить, граждане подследственные? Он же не убийца, не маньяк, просто у человека не получалось. Не его это - ставить диагнозы. Но любой человек для чего-то в этом мире предназначен. Он оказался прекрасным административным работником. Теперь заведует поликлиникой и латынь от зубов отскакивает. Вот парадокс!
     Тьфу ты, проговорился! Но мы с вами умные люди и прекрасно понимаем, что зря болтать не стоит. Мы запросто можем привлечь за клевету с отягчающими, а это от пяти с конфискацией. Так что, мы и этот эпизод также примем за абстракцию, как назидание молодым врачам, и не только врачам, своевременно принимать правильные решения, пока не ампутировали часть своей жизни.
     Или, вот, самое анекдотичное подразделение милиции - ГАИ. Сейчас везде и всюду пытаются внедрить видеоконтроль, видео регистрацию, видеонаблюдение. Зачем так сильно перегибать палку, она не милицейская дубинка - может и сломаться. И куда девать, ставших ненужными, людей? С такими темпами, через определённый отрезок времени, человечество будет делиться на две категории - управленцы и иждивенцы. Другое дело, если бы возле каждой видеокамеры поставили по сотруднику. Для пущей бдительности! Видеокамера - тьфу, а человек в погонах - закон! Ну хорошо, гаишник берёт взятки, а прибор нет. Ну и что?! Гаишник - это человек во всеоружии, с двумя быстро бегающими глазами, а не бездушное око, которое легко можно выколоть. Вот, допустим, он зарабатывает 300 долларов в месяц. Ещё столько же он имеет от своей старательности. И что с того? Если он ежемесячно штрафами приносит государству прибыль в три, четыре, а то и пять тысяч этих самых долларов! И все при деле. И пока такая субординация соблюдается, жёсткого криминала я в этом не нахожу. Се ля ви, господа нечестные жулики.
     А вот пример более конкретный, из личного, так сказать, опыта. Из личного архива - так скажу. Проворовался как-то директор завода. Проворовался настолько, что стало всё выползать наружу на государственном уровне. Директор этот оказался крысой, и многие серьёзные структуры заинтересовались этой пошлой особой. Я, как строгий страж закона, инкриминировал ему страшную статью - крысятничество. Это очень жёсткая, но имеющая один гуманный пункт, статья. Вот зачем человека сажать в тюрьму, чтобы государство его кормило? Этого бугая, на котором пахать можно! Мы посовещались, да, и мэр присутствовал, а как же?! Так вот, мы посовещались, побеседовали с этой мерзкой личностью, которая плакала, стоя на коленях, и решили, что он обойдётся условным сроком плюс конфискация имущества. Частичная. Мы не изверги - не пустили человека, хоть и плохого, по миру. Оставили трёхкомнатную квартиру и помогли устроиться на работу. Зачем нам плодить бомжей и тунеядцев? Пока только сторожем, потому что суд, с моей подачи, запретил занимать мало-мальский руководящий пост сроком на пять лет.
     Жадный платит дважды, а алчный всю жизнь. Вот, всё ведь у него было! А самое главное, что за это ничего не было. Так нет, ему мало - надо воровать у общества, которое к нему относилось с покровительством и доверием. Не оценил оказанной чести и не оправдал доверия. Пусть теперь он подумает, как прожить на зарплату в двести долларов, а мы ставим себе в заслугу раскрытие громкого экономического преступления и повышаем наш авторитет.
     Давайте ещё поговорим о классе чиновников. Какую-то нездоровую слабость питаю к этому лживому сословию. Как будто все пороки человечества нашли себе пристанище в этой мощной социальной прослойке! Не крутите носом, мадам, это правда. И вот что характерно: чем выше чиновник взбирается по карьерной лестнице, тем больший порочный урожай он собирает.
     Большинство, конечно, чиновниками становятся, чувствуя духовную предрасположенность к этой фешенебельной, но скользкой должности. Но некоторые ими рождаются, ещё в утробе матери запрограммированные на генетическом уровне выполнять функцию "брать". Как только ребёнок, вне зависимости от пола, первое слово, вместо набивших оскомину "папа" или "мама", говорит "дай", всё - растёт крохобор! И родителям очень трудно контролировать процесс становления, когда со временем доминанта "дай" разрушает барьер "стоп", и ему уже дают первый срок. Но это исключение из правил. Обычно чиновники с детства очень осторожны, хитры, лицемерны и непревзойдённые подхалимы, поэтому со временем вырастают в солидных и уважаемых людей.
     Чиновник не брать взятки не может. Это нонсенс! Зачем же, спрашивается, он учился, постигал азы и премудрости кабинетных интриг, претерпевал по службе, чтобы занять какой-либо пост? А когда занял, сидеть и добросовестно выполнять свои обязанности? Ну и к чему это всё? Да и коллеги за спиной засмеют и затыкают пальцами. Другое дело - не всем дают. Тут всё решает занятая в жизни позиция. Если ты востребованный чиновник, имеющий возможность принести людям существенную пользу, то тебе воздастся от них и благодарность. А если ты так, мелкая сошка, протирающая штаны, то и благодарность тебе с гулькин нос. А натура бюрократа ранимая, она от подобной подачки свой гулькин нос воротит, брезгливо кривится, но рука машинально берёт всё, что в неё суют. Хуже всего тем, кому вообще ничего не суют. Лишь изредка, какая-нибудь невоспитанная личность, в качестве компенсации, сунет под гулькин нос бедному служаке здоровенную дулю. Хоть что-то...
     Сколько я их перевидел на своём веку?! Жалко до омерзения, честное слово! Дурачьё! Из-за мелочи - на нары. Когда попадаются более крупные фигуры, тех стараемся зря не сажать - предлагаем откуп. Да, как директора-крысу, о котором недавно упоминал. Опять-таки, - гуманная и взаимовыгодная акция. И здесь вас терзают смутные сомнения? Вот, к примеру, берём на взятке в несколько тысяч долларов. Что мы с этого имеем, кроме того, что посадим бедолагу? Которого, кстати, подставили, иначе хрен его так просто возьмёшь? Ну, конфискуем квартиру из двух комнат, не больше, если не дурак; автомобиль, старую иномарку с пробегом, равным расстоянию от Земли до Луны. И каков итог? Итог таков, что всем плохо: государству прибыли мизер, трудовому коллективу, крутившему это дело, меньше гулькиного носа, а человеку сиди! Опять-таки, на государственной шее. И что это значит? А это значит, что эффекта от наших стараний кот наплакал, и что едим хлеб налогоплательщиков в долг. И выходит - мы иждивенцы!
     А что мы имеем в случае коммерческого подхода к делу? Мы ему называем цифру, и если глаза не полезли из орбит - увеличиваем, если стали выползать - уменьшаем. Результат - консенсус! Мораль: всем хорошо - и нам, и ему, и государству перепадёт больше обычного. Ведь по сути - ну какой он преступник?! Это не насильник, не убийца, не грабитель и не наркоторговец - пусть теперь честно работает на каком-нибудь предприятии. Вы сомневаетесь, что мы выполним условия договора? А вот это я могу отнести к личному оскорблению! Если клиент честно и искренне раскаивается и не пытается что-то утаить, мы, соответственно, блюдём в каждом данном слове каждую букву.
     Что? Про оборотней в погонах? Ну что ж, несколько слов, пожалуй, можно сказать и об этих алчных неудачниках. Всем и давно известно, что наша служба и опасна и трудна. А вот смеяться над этим я считаю делом кощунственным и подлым, и вы автоматически рискуете попасть ко мне в немилость, а это... Извинения принимаются, но прошу семь раз подумать, прежде чем один раз сказать. Да, согласен, в стабильном обществе, где милицейские погоны олицетворяют священные знаки неприкосновенности власти, трагические эксцессы с защитниками правопорядка случаются редко. И слава Богу! Работай в своё удовольствие! Но сразу хочу предупредить - знай меру. Делу время - удовольствию час. У нас я установил железное правило: в первую очередь долг, а уже потом вознаграждение за выполненный долг. Но с пониманием и без перегибов - от каждого по занимаемому положению, каждому по должности и званию. А оборотень тот, для кого вознаграждение выше долга, и таким в нашей среде не место.
     Кто? Собственная безопасность? Вы умный человек? Считаете, что да?! Человеку свойственно заблуждаться. Вы хоть раз вдумывались в эту фразу? Ведь безопасность эта собственная! Наша безопасность, понимаете? И там работают такие же люди в погонах, которым надо кормиться и кормить свои семьи. Но это, закононепослушные и откровенно криминальные граждане, наша внутренняя кухня, на которой сами варим, сами и едим. И без приглашения за наш стол попрошу не лезть! Вас, как будущих честных и порядочных обывателей, должна интересовать ваша собственная безопасность и наша способность её обеспечивать. А здесь, только попробуйте возразить, всё обстоит самым наилучшим образом. Всем воришкам, жуликам и хулиганам мы бьём по рукам такими сроками, чтобы ещё долго, при дурной мысли о злодеянии, им руки заламывала сама мысль о наказании, а не наши сотрудники.
     Вот, прошу обратить внимание на гражданина в третьем ряду. Видите, как он инстинктивно начал потирать запястья после моих слов! Что, помнят ручки? И должны помнить. Лучше потереть сейчас, чем потом. И вам, и обществу. Получается, граждане, что я сейчас провёл своего рода профилактическую работу, а значит, уже сделал что-то полезное для нашего социума. Мы всегда на страже покоя простого человека, если этот простой человек честный налогоплательщик. Именно из налогов простого работяги плачу налоги я, а также любой чиновник и бюрократ. Мы не производим материальных ценностей - мы их охраняем, разыскиваем и конфисковываем! Ну и, чего греха таить, получаем в качестве поощрения за нашу опасную и трудную работу.
     Ну вот, мы обсудили чиновников-взяточников и некоторых крупных дельцов теневого бизнеса, а также мелкое жульё, именуемое мной - дурачьё. Теперь несколько мыслей о среднем классе преступного мира, самом распространённом и самом доходном. Средний класс, как известно, составляет основу благополучного общества и главную долю любого бюджета. Это нечистоплотные коммерсанты, уровня "ИП" и выше, но гораздо ниже уровня "магнат", которые всевозможными методами ухищряются обмануть государство. А это, граждане и гражданки, самое страшное преступление. Обманывая государство, они пытаются обмануть меня, ну, и мэра, конечно. А этого, при всей моей доброте, я простить не могу. Только при полном вашем покаянии.
     Все подвластные мне подразделения с этим негативным явлением борются нещадно, не жалея времени и сил. ОБЭП, ОБОП и наркоконтроль зорко следят за всеми нелегалами и нечестными легалами, которые нагло осмеливаются, без получения у меня соответствующей лицензии, торговать контрафактами и полностью запрещёнными товарами. Здесь у нас работа поставлена на хозрасчёт и плановую экономику, где оптимально стимулирует процесс здоровая конкуренция между подразделениями. Деятельное участие в этом экономическом соревновании принимают погранотряды и таможенная служба, которая, кстати, всегда является нашим флагманом.
     Одним словом, работаем дружно и сплочённо, свято памятуя, что стоим на страже государственных интересов, на охране здоровья и имущества законопослушных граждан, и никогда не забываем, что мы тоже люди, тоже человеки, со своими слабостями и недостатками. К которым просим относиться со снисхождением - и государство и Всевышнего. А ваше мнение в этом вопросе меня совершенно не интересует.
     Я не открою Америку, если скажу, что все люди потенциальные преступники. Чиновник берёт всё, что ему дают; рабочий берёт всё, что плохо лежит; колхозник не докладывает корм скотине, чтобы бесплатно кормить свою; бизнесмен любыми путями старается уходить от налогов. Ну и так далее. Нет, есть, конечно, кристально честные и стойко принципиальные индивидуумы в каждой социальной прослойке. И я их встречал. Но, граждане, как же им тяжело и стыдно глядеть в глаза своих коллег, более свободного уголовно-морального поведения?! Выглядеть наивной белой вороной среди матёрого чёрного воронья!
     Но вы, я вижу, не из их числа. Да, да, незнакомец в первом ряду, с бегающими, хитрющими глазками и в богатой экипировке. Я полагаю, вы представляете очень солидную финансовую структуру и очень желаете лично со мной проконсультироваться? Я всегда иду навстречу сознательным и умным субъектам, которые со временем, при правильном поведении, имеют все шансы стать настоящими товарищами. Прошу подняться на третий этаж в мой кабинет. Обсудим, как моей младшенькой достроить небольшой трёхэтажный домик и какой делать бассейн - на короткой или длинной воде? Сержант, сопроводите дорого гостя, чтоб случайно не перепутал двери моего кабинета с дверьми выхода.
     На этом, пожалуй, закончим. Сами видите - дел невпроворот. Напоследок, скажу одно - граждане, блюдите закон! А если не получилось, то имейте мужество честно во всём сознаться. Сейчас вас проводят в ваше, надеюсь, временное жилище, и у вас там будет время подумать над моими словами. И помните, вас всегда готовы выслушать!...И понять.