Почему я не стал Генералом! - 2 глава - 12

Долгирев Сергей Николаевич
Глава  12

В Одесской  тюрьме,  пришлось  мне  участвовать,  как   одному  из  наших  за обман  своих, права  качали,  ну  и  добавили  мне за  это  еще  пару  лет.
Привезли  меня  этапом  в  эту  вашу  Тобольскую  тюрьму,  здесь  и отбывал   свой  срок  от звонка  до  звонка. Да  вот  видно  и  сейчас вновь  в  нее  возвращусь.
 - Ну а  сейчас,  ты  за  что  сюда  попал?  Спросил  я.  Да  так по   собственной  глупости,  черт попутал!
 Он  махнул  рукой  и замолчал.  А  меня  прямо  интерес  взял, а  что же все- таки  у  него  здесь  в  городе  было?   
И  я  не  выдержал, снова  спросил:
 -  Ну  расскажи.  Что  же  все  - таки случилось?
 -  Ничего  особенного, - ответил  он, но продолжал, -  освободился  я  семь  дней  тому  назад,  вместе  со  мной  вышли  на  волю  и  трое ширма чей. 
Ну, естественно  пошли  вместе.  На  душе  все  поет,  все  цветет!  Эх… да,  что  тебе  говорить,  ты  ведь  сосунок, фраер. 
Ты  еще  не знаешь, чем  пахнет  свобода! Ну,  зашли  мы  в  буфет, тяпнули  там  по  рюмашке,  да  по  второй,  деньжат то   не  много  было,  в  тюрьме  много  то  не  заработаешь.   
Пришли  на  пристань,  как  уехать  из  вашей  дыры,  а  там  народу,  тьма,  тьмущая, всем  надо  ехать,  а  пароходы  редко  ходят,  да  и  с  билетами,  ой  как  туго!   
Про кантовались  мы   еще  два  дня,  «кругленькие»    наши  кончились,  надо  было, что  то  предпринимать.
 
Вот  тут -то  и произошло следующее.  Увидел  я,  что  в  хламе  бумаг, сброшенных  прямо  с  пристанского  пирса  на  землю,  лежат  корешки -  книжка  корешков    пароходных  билетов,  правда  самих  билетов  нет  они проданы, а  их отрывные  талоны  лежат.
И  у  меня  вновь  мысль  мелькнула, идея! Так   ведь  это  для  меня  клад!  Надо  организовать  собственную  кассу  по   предварительной  продаже  билетов   из  этих  талонов, ничего,  сойдет, народ  в  основном  темный  из  сел  и  деревень,  да и   эти чалдоны-лапотники. 
Забрали    мы  книжку,  идем  по  пирсу, подыскиваем  место, где  можно  провести  наше  мероприятие.
Видим,  вначале    пирса   стоит  фонарь, а  возле  него  заброшенный  киоск, толи    там  раньше  газеты  продавали, толи  мороженное, но   для  нас  годиться. 
Почистили  мы  его,  сделали  вывеску  «Касса». 
А  поздно  вечером  когда  все  начальники  разбрелись  по  домам,   вытащили  из  фонаря  керосиновую  лампу,  я залез  в  будку,  повесили  объявление,  а  мои  парни  как – бы  стали  в  очередь  за  билетами.
Но  прошло  около  часа, никто  к  нам  не  подошел, тогда  один  из  парней  взял  два  талона, ведь они  как  билеты, разница  не  большая. 
И  пошел  на  дебаркадер,  где    было  полно  мешочников,    пускать  там  слух  по  секрету,  что   в  начале  пирса  работает  касса  по  предварительной  продаже   билетов, пароход  то ожидали  на Омск  ночью. 
И  дело  пошло,  за  какой  то  час  мы  продали  «тухтовых»  билетов  на  240  рублей,  а   это  хороший  «куш» .  Видим  народу  еще  прибавилось,  появилось  много  желающих  заранее приобрести билеты.
Думаю  хватит,  можем  сейчас  «погореть»,  объявил  я  перерыв  до  6  часов  утра, собрал  валюту, вышел  из  «кассы»,  кое  кто вижу  расположился  до  утра  у  нашей  «кормушки».
Ну,  а мы  уже  смылись  в  город, была  у  нас  там  одна  «хаза»,  в  ней и  переночевали.   
Утром  один  из  нас,   смотался  на  пристань,  а  там  скандал.
Пароход    опоздал,   пришел  позднее,  пассажиров  с  нашими  билетами   не  пускают,  подняли  они  шухер,  матерятся  и  милиция  тут  как  тут.
Одним  словом решили  мы  два  дня  перекантоваться  где  либо  на  берегу,  лодок  для  ночевки  вытащенных  на  берег  было  много  в  любой, что  твой  дом, с крышей, спи  отсыпайся.   
Двое  смотались,  принесли  горилки,  хлеба, колбасы,  на  базаре  ведь  все  можно  купить,  выпили «покиряли»  до  утра, а утром  рано  нас  и  «замели»  двоих. 
Двое  других еще  с  вечера  подались  на  паром,  не  стали  парохода  дожидаться,  а  мы  двое  сглупили, поленились  на  другую  пристань уйти.
Вот  видишь я  и  здесь, а  напарник  в  другой  камере.  Вчера  была  очная  ставка,  нашлись  и  свидетели,  как  я билеты  продавал.
Так что  мое  дело  теперь  «табак»  от  трех  до  пяти  пахнет,  мой  то  напарник раскололся,  ну  и мне  теперь нечего  делать   не остается  как  признаться.
Вот  так  то  оно  парень,  до  чего  бездомная  жизнь  доводит,  а  ты  говоришь «убегу  из  дома»,  что  захотелось  тюремной  баланды  похлебать?
Держись  парень  за родителей и  выбрось  свою  дурь  из  головы, он   еще  хотел , что  то  добавить,  да  загремел  засов  камеры  и  мне  предложили  подняться  к  дежурному.
 
В  камеру я  больше  не  попал,  поднялся  я наверх,  вижу  сидит  совсем  другой  дежурный, а время  прошло  часа  1,5 - 2   за  этим  рассказом.
Лейтенант,  а  до этого  был  какой то  сержант -  помощник  комвзвода, спрашивает  меня:
 - Это  ты  милиционера   оскорблял? Сейчас  составим  на  тебя  протокол,  а  тебе  запишем  привод.            
Я  стал   ему  говорить:
 - Никакого  я  милиционера  не оскорблял  и  вообще  вы  даже  не  знаете  кто я  такой,  как  моя  фамилия и  мог  ли  я  так     поступить.   
Я  ведь  сам  сын  старого  чекиста, мой  отец  Секретарь  окружкома  партии,  а  поэтому    подумайте,  мог  ли  я  так  поступить?
Мой  дежурный  после  моих  слов  несколько  стушевался  и  говорит:
- Не   может  быть, вот  рапорт  милиционера.
Я  ему  ответил,  что  весь  этот  рапорт  ложь  и  клевета, и  стал  ему  подробно  все  рассказывать, как  все  было.  В  конце  моего  рассказа  он  сказал:
 - А  как  я  буду  знать,  что ты  тот,  кем  ты  себя  называешь?
Я  ответил:
- Разрешите   позвонить  начальнику НКВД и он  вам  скажет  сам. 
-  Звони.
Я  покрутил  телефон, раньше  были  такие  телефоны, назвал  номер  телефона  и  услышал  голос  дяди  Пети.   
Как  я  уже  говорил,  он  был  шурином  моего приятеля  Сашки  Лушникова. 
Говорю  ему:
- Дядя   Петя,  это  Сергей  меня  в милицию  забрали,  -  и  стал  ему  коротко  объяснять  почему. 
Он    выслушал  меня  и велел  передать  трубку  дежурному, я  передал.
Вижу  мой  дежурный,  как  бы  подтянулся  и только отвечает:
 - Есть, есть,  так  точно  и повесил  трубку. 
 - Ну , вот что,  - голос  его  подобрел,  - я тебе  сейчас  дам  бумагу,  а ты  садись  и пиши  как  было  на  самом  деле,  а  как   напишешь,  пойдешь  домой.
Он отвел  меня, в  какой - то  пустой,  без  людей   кабинет, где  я    написал,  все  как  было.   
Дома  я  также  все  рассказал  папе  об  этом  происшествии  со  мной. 
Папа  знал,  что  зря  я  лгать  в  таких  вопросах  не  буду,  это  не  игра  и  шалость. 
Через  5 - 6  дней  Сашка  Лужников  мне  сказал,  что  того  милиционера  выгнали  из  милиции  за  клевету, таких  тогда  в  органах  НКВД  не  держали.

И   как я   уже   тебе     говорил, я  снова  через  полгода   побывал  в городской  милиции, но  на  этот  раз  в  качестве  свидетеля  и частично  потерпевшего. 
Дело  обстояло  так: 
Шел  я  как - то  там  же  приблизительно,  где  мне  встретился  Саша  Брехунец,  вижу   впереди  какая - то  старая  женщина  лет   60 - 65   за  веревочку  козу  по  дороге  ведет, коза   упирается,  мотает  головой  и  не  хочет  за  ней  идти. 
Тут  сзади  нагоняет ее  девочка   лет  10 - 12  плачет  и  кричит :
 -  Отдайте  нашу  козу, это  наша  коза!
 А  бабка  на нее, -   уйди, -  а  сама  продолжает  тащить  козу.  Я  сразу  решил,  что   видно   бабка  украла  козу, надо  девочке  помочь.
Подошел  к  ним,  остановил  бабку, коза, наконец, вырвалась  от  нее  и  к  девочки. 
Бабка стала  ругаться, да  еще  матом.  Я  тогда  сказал,  пойдемте  бабуля  в  милицию  это  тут  рядом,  и  девочке  тоже  сказал  идти  за  нами   с  козой.
Бабка  стала  упираться, а когда  я   взял  ее  за  руку,  она  быстро  нагнулась  и  укусила  меня  за  палец,  да  еще  стала  кричать  и  ругаться. 
Собралось  человек  5 - 7  прохожих,  а  вот  и  милиционер  идет  к  нам. 
И  вот  мы  все :  я,   бабка  и  девочка с козой ,  а  также  двое  из  прохожих, идем  в  отделение  милиции. 
Там  расспросив  всех  и  убедившись,  что  коза  «Манька»  действительно   украдена  бабкой, т.к. прибежала  мать  девочки и  нас  всех  отпустили, после  снятия  письменных  показаний, а   бабку  повели  в камеру  к  стати  она  еще  и  пьяная   оказалась.
 
Прошло  две  недели,  я  получил  повестку  в  суд,  пришел туда,  выступал  как  свидетель – потерпевший.  Укус   то , давно  уже  правда  зажил  и  вот  бабке  по  приговору  суда  дали  условно  три  года,  и  тут  же  ее  отпустили. «Справедливость  восторжествовала!»

Но, я  отвлекся  более  ранними  воспоминаниями…… 
И  так  через  некоторое   время  заходит  начальник  УГРО  товарищ  Комаров, а  он  был  не  большого  роста,  щупленький  с  черными  волосами  и  смугловатым  лицом,  в  возрасте  36 - 38  лет. 
Рука  у  него  одна  левая  была  перевязана  и  согнутая  в  локте, и поддерживалась  через  шею  бинтом.
Вслед   за  ним   вошел  Сашка. Мы  все  притихли.  Комаров  оглядел  всех  веселыми  глазами  и сказал:
 - Начнем  наше  собрание», - сел  за  стол  и  добавил, - на  повестке  дня,    два  вопроса, прием  в  члены Бригадмила  и второй  о  стоящих  перед  нами  задач.
Я  приподнялся  как  бы  собираясь уйти,  так  как  действительно  оказался  здесь  случайно, но  Комаров  мотнул  мне  головой, садись  мол,  и  я  обратно  сел  на  стул
 -  И  так, - продолжал  он, - поступило   заявление от  товарища  Долгирева  Сергея  Николаевича  о приеме  его  в  нашу  бригаду содействия  милиции.
Я  при этих  словах   заерзал  на  стуле, недоумевая,  как  это так,  я  ведь ни  каких  заявлений  не  писал,  а  наоборот  среди  ребят  сам  частенько  поругивал  бригадмильцев,  да  у  меня  и  в  мыслях  не  было  вступить  к  ним  в  бригаду.
Откуда  это  он  взял,  что  я  хочу  к  ним?  Не  смеется  ли  он  надо  мной?
Смотрю, нет,  он  посмотрел  строго  на  меня,  потом  улыбнулся  и слегка  мне  подмигнул  одним  глазом  и продолжал:
  - Все  вы  его  знаете,  парень   он  взрослый, смелый, сообразительный.
Родители  у  него   как  вы  знаете  наши  Советские  люди,  отец   его  старый  чекист  и  член  ВКП (б)  с  подпольным  дореволюционным  стажем. 
Я,  думаю, мы  примем  его  в  свои  ряды.  Какие будут  мнения?
 -  Примем, мы  его  знаем, - загалдели  ребята,  в том  числе  и  Сашка. 
Сделав  не  большую  паузу, он  сказал:
 -  От  имени  органов  милиции  и  бригады  содействия  милиции, поздравляю  тебя  Сергей  Долгирев  с  вступлением  в  ряды  борцов  в  борьбе  с  преступниками, нарушителями  законов  нашей  Советской    власти.
 
Все  это  было  провернуто  так  скоро  и  неожиданно  для  меня,  что  я  не  успел  ничего и  обдумать, не возразить  и  вообще, проще  говоря, я  как  то  растерялся  от  всей  этой  неожиданности. 
Тем   более что  Комаров - гроза  воров, разбойников и  хулиганов.
Вдруг   вытащил  из  кармана  значок  Бригадмильца  и, подойдя  ко  мне, привинтил  его  на  моем  пиджаке.
Я  был  смят, ошеломлен  и  уничтожен!  Слышу, Сашка  мне  тихонько  скажи,  оправдаю  доверия  бригады.   
Я  не  успел  огрызнуться  на  него.  Вижу, что  Комаров  ждет  этих  слов  от  меня  и  только  пролепетал:
 - Да,  я  оправдаю  доверие, - впервые заговорил  я, подсказанными  мне  словами.
- Ну , вот  и  отлично, -  Комаров  пожал  мне  руку  и  отошел  к  столу.
-  Теперь приступаем  ко  второму  вопросу.
   
Сижу,  красный,  растерянный  и  постепенно  соображаю. Вот  до  чего  довела  меня   жажда  познаний, что  делается  в  стане  Бригадмильцев, чую  подсознательно,  что  это  все  было  специально  подстроено,  но  кем? И   зачем?
Как  могли  они  знать,  что я  именно   сегодня  пойду  к  пристани? И  откуда  взялся  на  моем  пути  Сашка?
Но это  последнее,  как  видно  была  случайность,  а  вот  вопрос  о  привлечения  меня    бригадмилом, видно  был, где  то  обсужден  и  решен  ранее,  и как  видно  не  без  участия  моего  папы   и  начальника НКВД.   
Все  это  как  видно  сделано  для  отвлечения  меня  от  моих  действий  с  драками  и  другими  не  дисциплинированными  поступками.
 
Мне  уже  шел  семнадцатый  год, и  кто  его знает,  что могло  быть  дальше.
Так   думал  я  о внезапном  повороте  в  моей  судьбе. Теперь  прощай  вольные  драки, хождение  с ножами  и финками. 
Это  уже  невозможно,  мне  как  бригадмильцу, это  было  уже  запретом.
Не мог  я  теперь  изменять  все  события,  дав  слово  Комарову,  да  и  перед  теми  ребятами,  которые  ручались за  меня,  мне  было стыдно  и  так  я  постепенно  успокоился, да   и  стал  слушать  Комарова.   
А,  он  говорил,  что наша  задача,  предупредить  и  искоренить  преступления.
Бороться  со  всевозможными  драками  среди  молодежи, оберегать  покой  граждан, от   посягательств  уголовных  и   хулиганствующий  элементов.В  заключение  он  сказал, что  мы  обязаны  раз  в  неделю,  а  можно  и больше, в  зависимости  от  своего  свободного  времени  от  учебы  или  работы,  дежурить  при  городской  милиции 
Где  не  только  мы   будем  помогать  в   оперативной  работе,  но  нас  будут  обучать  проводить  дознание, вести  протоколы  допроса,  обыска  и    тому   подобной  документации  следователя.
А, кто  пожелает  потом,  мы  с  радостью  примем  в  свои  ряды, рабочей крестьянской  милиции.
Да!  Тогда  была  такая  пора,  свои  кадры  милиция  сама  себе  ковала,  из  числа  лучших  добровольных  помощников и в  этом  особую  роль  сыграл  Бригадмил. 
Когда  мы  вышли  из  здания  милиции,  я   Сашке   сказал:
 - А,  ты  друг  нарочно  все  подстроил?
Он  засмеялся  и  сказал:
 - Нет, честное  слово,  нет, я только  сказал  Комарову,  что  пригласил  тебя  на  собрание  к  нам,  а  он  ответил, что  молодец, как  раз,  кстати, я  уже  об  этом  думал.
 
 Пришел  я  домой,  рассказал  обо  всем  папе, а  он  только  ответил:
 - Ну  что ж,  раз  тебе  приказали  надо  выполнять  и показать  себя  с  другой  стороны,  чем  ты  есть. Вот  и  все  его  слова.
 
Коснусь  немного  о  значке  бригадмильцев,  что  он собой  представляет, это  большая  алая  звезда  с  кругом,  вернее  кольцом.
Очень похожий  на  орден  Отечественной  войны  только  без  лучей, по  белому  кольцу  было  написано  «Бригада  содействия  милиции  НКВД и  номер  значка».   
Этих  значков  было  очень  мало,  и  давали  его  только  отличившимся, а  мне, конечно  он  был  дан  явно  с  умыслом. 
Носить   его  полагалось на  левом  лацкане  пиджака, на  виду. 
Но  мы  его  носили  на  обратной  стороне  лацкана,  так  было лучше, на  тебя  меньше  обращали  внимания. 
Только  когда  нужно  было,  какое  то  немедленное  вмешательство  или  куда  либо  пройти  без  билета в кинотеатр, театр  драмы  и   так  далее.
Отвернешь  лацкан  пиджака, покажешь  значок  и  тебя  всегда, везде  пропустят. 
Об  этом  все  знали, а  мы  себя  чувствовали, как  тайные  агенты. 
До  организации  Бригадмила  был  Осадмил (общество  содействия  милиции)  позднее  он  был реорганизован  в  Бригадмил.

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/01/30/2256