Так кого ждали евреи и чего хотели от Иисуса?

Виктор Лысый
         

   ...Во времена Иисуса евреи ждали двух мессий: первосвященника и царя. А  в Уставе ессейской общины даже конкретно говорилось о "будущих мессиях Аарона и Израиля". При этом особое внимание уделялось "чистоте" рода царей и первосвященников - их происхождению. В "Храмовом свитке", к примеру, было сказано: "…И выберешь царя, выберешь его из братьев, поставишь царя - не чужого человека, который тебе не брат".

  И царь, и первосвященник - это помазанники божьи и являлись они "мешида", то есть мессией. Этим  термином еще во втором веке до Рождества Христова называли законного царя Израиля из рода Давида, который должен был появиться и занять трон.

   Таким образом, надежды и ожидания были свойственны не только для зелотов и ессеев, как считают некоторые историки, но и значительной части евреев, и уходили они корнями в Ветхий Завет.

  Способствовали этому ожиданию и жестокости правления Ирода и сменивших его римских прокураторов. Так что момент для появления мессии был самый подходящий, и он появился.
 
  Как свидетельствует Евангелия, Иисус по отцу принадлежал к роду Давида, а по матери к роду Аарона - первого священника. Таким образом, Иисус, являясь потомков обоих родов, не мог не привлечь к себе внимания народа.

  Да и жизнь его отличались от общепринятых норм поведения в том обществе. Ну, а если послушать, что он говорил, и к чему призывал, увидеть исцеления и чудеса, то подобное было уж за гранью и воспринималось не иначе, как божий промысел.

  Но особенно большие надежды возлагали на приход мессии всё же ессеи и зелоты – наиболее воинственные и активные члены общества. Они полагали, что он в качестве первосвященника и царя  Израиля  поведет их к победе. От него ждали, что каждый его шаг будет направлен против римлян и, что он будет строго соблюдать чистоту ритуалов, чему зелоты придавали огромное значение.

  Как лидеру  того времени Иисусу была отведена определенная роль, причем её можно было сыграть без особого труда. Дело в том, что ветхозаветный пророк Захария предсказывал, что царь въедет в Иерусалим на осле. Иисус посчитал необходимым исполнить это пророчество, как и некоторые другие.

  И об этом рассказывается в Евангелии от Матфея, где Иисус появился в Иерусалиме верхом на осле, что с восторгом было встречено горожанами, которые приветствовали его криками: "Осанна Сыну Давидову!" и устилали ему путь  своими одеждами и листьями пальм.

   Жители Иерусалима признали его царем из рода Давида. Иисус сознательно выбрал свой путь, и гибель его была неминуема или, по крайней мере, избежать её было весьма проблематично.

  Подтверждением тому может служить и  надпись, которую Понтий Пилат приказал сделать на кресте: "Сей есть Иисус, Царь Иудейский", хотя она и трактуется, как издевательская.

  Многочисленные факты в жизни Иисуса:  рождение в семье потомков Давида и Аарона, ессеи и зелоты в ближайшем окружении, сознательное появление в Иерусалиме в образе царя - должны были обеспечить ему место в  истории, как лидеру еврейского народа. Но этого не произошло, так что же случилось?
Чтобы это хотя бы немного понять, обратимся к религиозной и социальной обстановке, царившей в иудейском обществе того времени.
      
  Иосиф Флавий, древнеримский историк описывает три течения в иудаизме, существовавшие тогда, а это саддукеев, фарисеев и ессеев. Саддукеи поддерживали богослужения в Храме, из их рядов выходили и священники, совершавшие ежедневные жертвоприношения.

 Фарисеи больше интересовались иудейскими традициями и сведением воедино законов, установленных древними пророками, а вот участия в храмовых жертвоприношениях они не принимали. Но,  если с основными двумя течениями иудаизма фарисейством и саддукейством  Иисус полемизирует, что отражено и в Евангелии, то третье по важности течение, ессейство, не упомянуто, ни разу.
 
  Что Иисус не знал о нем - это маловероятно. Не исключено, что он бывал и в  общине ессеев в Кумрани. Место в пустыне, где предположительно был Иисус сорок дней, находится неподалеку от Кумрана. А пути, по которым он странствовал по Иудее,   проходили буквально за околицей этого поселения, и не заглянуть в  этот оазис в пустыне, где находилась община ессеев, и бывал Иоанн Креститель, что подтверждается и в кумранских свитках -  просто не реально. И хотя прямых доказательств  пребывания здесь Иисуса пока  нет, но вот косвенных достаточно.

  Так отдельные выражения, вроде «Святой Дух», «Сын Божий», «сыны света», «нищие духом», скорее всего, заимствованы христианами у кумранитов,и словосочетание «Новый Завет» тоже введено ими. И то, как существовала общность первых последователей Иисуса, напоминает кумранскую общину. Да и самый парадоксальный призыв Иисуса - не противиться злому, находит параллель в уставе ессеев: «Я никому не воздам злом, а добром преследую мужа».

   Однако главное различие этих направлений ессейства и христианства коренится в самой сути. Если ессеи обращались к одним иудеям и надеялись на реальную земную победу над «сынами тьмы», привлекая к этому лишь евреев, то христиане пошли дальше. Они стали проповедовать своё учение и среди язычников.

Поэтому их религия и приобрела, столько последователей, особенно после разрушения  Иерусалимского храма, когда восстание евреев было утоплено в крови, и уже ни о какой реальной победе над непобедимым Римом и мечтать  не приходилось.

Оставалось одно оружие – Слово! И этим «оружием»  и стали сражаться с «силами тьмы»  ученики Иисуса и победили. Рим тоже признал христианство, что еще раз подтверждает необыкновенную миссию Иисуса, его прозорливость в выборе направления и становления новой морали для человечества.
Но это было потом, а вот в самой Иудее, во времена Иисуса произошло всё не так, как хотелось многим.

Не заполучив мессию в качестве царя-освободителя, а такие предложения ему были и, возможно  не раз, евреи распяли Христа. И хотя сделали это римские легионеры, по приказу Понтия Пилата, наместника Рима в Иудее, обвинили в этом всё же евреев, потому что они осудили Иисуса на казнь.

 Однако парадокс этого деяния состоит в том, что не сделай они этого, то и не было бы самого Иисуса Христа. Не было бы основного в этой религии - мученика Иисуса Христа, принявшего на себя все людские грехи. Так можно ли евреев упрекать в совершённом им деянии, а если упрекать, то в чем?

 «Иудейский народ ждал Мессию, но не узнал его, когда он пришел. Отверг и распял. Это центральный акт  во всемирной истории, к которому всемирная история шла, из которого она исходит и который делает еврейство, как бы осью всемирной истории, - говорил русский мыслитель Николай Бердяев. – А поскольку Христос явился этому народу, то он был народом Божьим, но после отвержения Христа он перестал быть таковым.

Христос отвергается ими потому, что он умер на Кресте, вместо того, чтобы царственной мощью уничтожать зло и страдание и начать историю блаженную и справедливую.

Без еврейства христианство было бы невозможно, и невозможна была бы христианская история. Без еврейства не было бы Голгофы. Ненависть к евреям - не христианское чувство. Христиане должны относиться к ним по-христиански».

Вышесказанное русским философом весьма точно определяет роль евреев во всемирной истории и судьбе Иисуса, и не согласиться с ним трудно.
  Таким образом, отвергнув сиюминутное царство в Иудее, Иисус Христос приобрел бессмертие, и стал, почитаем в веках, как  Сын Бога на Земле, что и определило во многом дальнейшее развитие человечества.
 
  …Но вернемся на нашу грешную Землю, а конкретно в город у моря - Ялту, где некоторые библейские грехи и не считается-то  грехом, а так - мимолетным увлечением, хотя иногда и терзающим душу.

 Это глава из романа: «Однажды в ЯЛТЕ». Ранее здесь были представлены главы из этого же произведения: «О камнях их душе и памяти», «…И лунным светом полон сад», «Дама с мольбертом» и «Бессмертие души и голограмма мира».
   Роман закончен и представлен в интернете, так что можно зайти и почитать, набрав в любом поисковике ЛитРес "Однажды в Ялте".