Как живётся России в режиме капитализма

Марина Леванте
          "Разбудите меня лет через сто, и спросите: что сейчас делается в России... Я отвечу: пьют и воруют. "

(М. Салтыков-Щедрин 1826-1889).

 
       Салтыков-Щедрин ли сказал эту фразу или кто-то другой, а приписали русскому писателю, но смысл её всей своей сути не утрачен до сих пор, то есть стагнация процесса развития уже в новых российских реалиях осталась прежней, как и много-много лет назад, когда были написаны эти слова про пьют и воруют, что подразумевали под собой намного большее, не только не прекращающееся пьянство и воровство, которое не только России присуще, так привычно принято считать, что наша страна вечно находится  на первом месте по этим показателям, что в корне не верно, но то, что в неизменностях своих она себе преданна, тут против правды не попрёшь.

    И то, что произошло и происходит сейчас у нас, в новом государстве с новой гос формацией,  является ярким свидетельством той правды, заключающейся  в словах, сказанных в 19-м столетии, но имеющих более глубокий, более  глобальный смысл.

   Так что же произошло за   20 долгих   лет, после состоявшейся  смены социалистического  устройства социальной  системы  в стране, под названием Россия с новым государственным строем, который подразумевает под собой капитализм?  Какие существенные изменения состоялись  на рынке производства  товаров народного потребления, по реализации и  потреблению которых можно судить о благосостоянии данного государства?

Хочется сказать твёрдо и ясно: Никаких! Если кто-то считает, что оформление внешней витрины, наполненные  прилавки магазинов разнообразным ассортиментом того, чего не было в Советском  Союзе, массовое внедрение новых  западных технологий и их  методов организации труда,  это и есть то самое, благополучие, некий ВВП,  то хочется сразу разочаровать такого  оппонента,  ибо  важно то, как всё это применяется, насколько  возможности населения соответствуют требованиям новой государственной  системы.

Если посмотреть на происходящее в стране, то смело можно сказать, что практически ни один человек, являющийся сейчас россиянином, и  только что бывшим советским гражданином,  но и  молодое поколение тут не исключение,  сначала  не осознал, а следом, не   усвоил одного —  закон капитализма,  в первую очередь, предусматривает под собой, жёсткую конкуренцию, сначала на внутреннем рынке труда, а потом уже конкурентоспособность в мировой экономике. Что означает, выживает сильнейший, но подразумевает это под собой —  более умный, более гибкий, способный мыслить  на новом уровне развития данной системы, в конце концов, тот, кто быстрее передвигается, быстрее реагирует на ситуацию, не ленится думать и учиться. Что же происходит у нас?

Зная, что голова отвечает за весь организм, или  какая голова,  такой и хвост и всё туловище, то наши,  так называемые,  новоявленные бизнесмены, даже,  побывав за рубежом,  переняв их  опыт построения  процесса  трудопроизводства,  вернувшись  в свои родные реалии, не воплотили полностью в дело то, чему их вроде научили. Соответственно, какие-то отголоски оттуда, что-то, до боли знакомое отсюда,  а  итог весьма печален. Ничего не происходит.

Качество   товаров и услуг остаётся на прежнем совковом уровне.
 
 Бармен, стоящий за стойкой, знает только о существовании в его меню нового названия кофе, а то, что к этому кофе, скажем, «по турецки», ещё и  подаётся  холодная  вода не учитывает,  в лучшем случае, по требованию клиента он может предложить бутылку с  газированной или не газированной водой за отдельную плату.

Смысл тогда все эти  кофейные напитки называть,  как-то по разному, ежели все они  в итоге,  одинаковые, остальное  - вода, сливки не  в кофе, а к  кофе,  как прилагающиеся, но ни что-то единое, а  имеющее только отдельное  название. То есть из Европы привезли названия,  а пользуемся ими  по нашему,  по-советски.

И так абсолютно во всём.

 Технологии производства товара имеем, а  воплощаем по старинке, спустя рукава, как и было,  принято в советском обществе, особенно когда речь шла о тунеядцах.


  Очень показательный  пример такого,  когда   в  советском  Баку на конфетной  фабрике  установили чешские станки по производству данного продукта,  ознакомив с инструкцией пользования. Через некоторое время, автоматы не работали, происходило банальное воровство сырья, и западные машины не захотели работать не на бензине,  утрируя, а на соляре, которой заправляли импортные автоматы по производству конфет.

И такое  имеется  в полной мере и сейчас.

Назвали рабочие коллективы корпоративами, как корпоративное движение,  но при этом, почему-то в одной общей  программе у каждого работника одной кампании рознится информация. Просто замечательное  явление, с которым  приходится  сталкиваться  на каждом шагу и в любой отрасли,  пусть хоть в банковской системе. Нет слаженности в работе. И никому нет до этого дела, и  что самое основное, это  свидетельствует, в первую очередь,  об отсутствии  профессионализма уже в  верхнем  эшелоне любой промышленной и государственной  структуры.

 Как, если бы правая рука не ведала, что творит левая, а голова, тот мозговой центр, отдающий указания,  даже не засомневается,  почему так у него происходит, совсем ни  так, как задумал, но дальше, и в той голове результат мыслительного процесса нулевой.

То есть российский гражданин ориентирован исключительно на быстрый заработок, быструю прибыль, а цель вовсе не оправдывается средствами. Что  значит, называться капиталистами нравится,  но быть ими не нравится и более того,  не получается.

          При отборе сотрудников в определенную область,  работодатель руководствуется не профессионализмом наёмного работника,  а  зачастую действует  по рекомендации своего знакомого, тем, что  тот посоветовал. А что он насоветовал, никто не знает и знать не хочет. Это уже совершенно лишнее. В итоге, новый работник  не в состоянии справиться качественно со своими обязанностями и сама выполняемая работа такая же качественная,  как и её исполнитель.

Смысл конкуренции на капиталистическом  рынке труда сразу исчезает, не имеет смысла полученное образование  и профессионализм,  навыки,  то есть опыт,  в том числе,  побоку, главное, это рекомендация родственника,  знакомого, приказ вышестоящего лица  и на этом весь  отбор заканчивается.

А что может предложить такой сотрудник для улучшения   качества своей же   работы, ежели,  не знаком даже с её  азами? Тем не менее, главное в подборе кадров,  это все эти  выше перечисленные, будем называть вещи своими  именами, коррупционные  нюансы.

      При этом в стране идёт мифическая борьба с коррупций, во всяком случае, приоритеты вроде,  такие обозначены,  что больше напоминает добродушного Дон Кихота, который только и делал, что нападал на ветряную мельницу. Но результат-то его борьбы хорошо известен. И это уже даже не похоже на метафору, ибо реалистичней того, что происходит здесь и сейчас,  в российском государстве,  ничего не может быть.

 Как и то, какой товар  предлагается потребителю, без разницы, где закупленный,   ибо и тут одно стремление, одна цель, купить подешевле, а продать подороже, не важно, что цена не соответствует качеству.  За  результат  такого мошенничества никто не отвечает. И на законодательном уровне тоже.

 И, что же мы имеем на сегодняшний день?  Ценовой разброс за одно и то же никуда негодное качество услуг и товаров на рынке потребления. Вот,  тут и происходит жёсткая конкуренция, необходимая при капиталистической системе. Конкурируют между собой цены,  но только  не продукты производства и  не их производители.  А что тогда можно предложить на внешний рынок, если на внутреннем,  только ценовая  политика преуспела и превзошла все ожидания.

  Ибо и здесь, никто не проводит грамотной аналитики рынка сбыта. Даже  умение цены менять,   происходит  хаотично, ещё и по своему усмотрению.  То есть не важно, что только что,  тот, кто приобретал предметы роскоши, способен с ухудшением  общей экономической  ситуации в стране,  а не только у продавца в его бизнесе и дома,   на покупку лишь   товаров первой необходимости, стоимость предлагаемого  товара отвечает лишь потребностям бизнесмена, но не его возможностям продать.

  И  кто же  захочет  иметь дело с  таким продавцом, взять его себе в партнёры,  если он умеет только ловко бирочки   с ценами менять  и больше ничего.

 Потому, за 20 лет существования  нового строя, который язык не поворачивается назвать, капиталистическим, мы и находимся в стадии зародыша, перед которым  камень преткновения,  с надписью, предлагающей право выбора — каким путём пойти, а мы так и не сумели определиться,  что значит,  выбрать не смогли. Ибо та  дорожка, что осталась за нами, нам оказалась  милее.  Может,  так оно и было,  но надо всё же считаться  с тем, что произошло. А мы сумели только поменять, но ничего не сделать,  чтобы соответствовать этим  переменам.

 И это-то за 20 уже с лишним  долгих лет, так и едем на новых ценностях, но   со старыми приоритетами.

 Но разве человек не разочаровывается, когда зазывающая яркая реклама обещала одно, а когда он зашёл во внутрь,  то,   не обнаружил обещанного?   Как и любой ребёнок,  открыв красивый мешочек с подарком,  обнаружил в нём свои  старые сандалии,  из которых ещё  и вырос   давно.

Материал написан в 2012 году, сейчас 2019... ????

Марина Леванте