Мы с бронзовой лошадью

Леонид Андреев 2
В детстве мне врезалось в память одно выражение из повести Валентина Катаева "Сын полка". Сирота Ваня Солнцев разговаривает со встретившимся ему сыном кавалерийского полка, одетым в настоящую военную форму.
- А меня не взяли,- убито сказал Ваня.- Сперва взяли, а потом сказали - не  положено.
- Стало быть, ты им не показался,- сухо сказал роскошный мальчик,-  раз они тебя не захотели принять за сына.

Тогда в детстве в этом слове "не показался" мне почувствовался особый нетривиальный, очень и очень нестандартный смысл. В "не показался" я почувствовал совершенно иной оттенок мысли, нежели в "не понравился", "не полюбился", "не приглянулся"... "Показался" - это значит душой прилёг к чему-то, к кому-то. И здесь даже в отрицательной коннотации этот оборот не кажется оскорбительным, примитивным в рамках "да-нет". Просто между субъектами витает некое тайное несоответствие. Он ей приглянулся, а она ему нет.

А я вот думаю, что вполне можно представить, что такое же тайное соответствие может возникать и между человеком и животным, с одной стороны, и неодушевлённым предметом, с другой. Вот вам сильно показалось что-то - персидский ковёр, растение, ювелирное изделие... И очень хочется верить, что вы тоже показались ковру, растению, ювелирному изделию. Но они просто не могут показать вам, что вы им показались. Мне кажется, что если у вас не проходит любовь к чему-то, то это должно означать, что вы тоже этому чему-то сильно показались...

В 95 году мы с женой прогуливались по центральным улицам Сантьяго в Чили. И вдруг на витрине большого универмага я увидел бронзовую скульптуру головы лошади. И она мне "показалась". Так показалась, что я разыскал менеджера и попросил мне её продать. Человек объяснил мне, что лошадь не продаётся, что это предмет интерьера, предназначенный сугубо для украшения витрины. Так задумано дизайнером. Но я с такой страшной силой вцепился в работника универмага, что после совещания с дирекцией с нас содрали солидную сумму и я покинул магазин, бережно прижимая лошадь к груди. С тех пор прошло 20 лет, а я каждый день смотрю влюблёнными глазами на лошадь и верю, что она меня тоже с тех пор не разлюбила.