Сюжет микроромана Призрачное собрание

Николай Крячков
Некий белый ангел давно наблюдал за петербургским философом и пригласил его на оперу «Пиковая дама» с тем, чтобы обсудить возможность участия философа в учреждённом ангелом и духом Павла Петровича (Павла I) Призрачном собрании. Философ согласился участвовать в этом собрании, проходившем в Михайловском замке.

Первая их совместная встреча была посвящена доказательству бытия чёрта. Для этого был вызван дух учителя, который рассказал участникам собрания историю о том, как вытеснение соблазна действовать под аккомпанемент предательского подзуживания чёрта позволило ученику улучшить свой результат, который измерялся временем выполнения упражнения. В предыдущей попытке чёрт смог занять внимание ученика, время выполнения результата было хуже и этим доказывалось бытие чёрта. Павел Петрович был впечатлён.

Но время обнаружило также и сверхчувствительность философа. Когда он находился в Москве, то почувствовал остановку времени и рассказал об этом ангелу, который позвонил философу, чтобы предупредить о переносе очередного собрания. Ангел, сославшись на борьбу в их ангельской вечности, в связи с чем собрание переносилось, посоветовал философу следить за заводом его ручных часов. Но ведь чувство их остановки у философа было такое ясное, что он задумался о своей роли в Призрачном собрании и вспомнил человека, носившего макинтош, свою историю взаимоотношений с ним и попробовал в связи с этим представить — что же хочет ангел? Мысль о судьбе булгаковского Мастера ужаснула его. Ангел, в свою очередь, размышлял о философе, на которого пал его выбор. Фильм о самозванце был фоном этих размышлений. Утвердившись в правильности своего выбора, ангел приладил над философом незримый щит.

Следующее собрание было посвящено природе человека. В зале появился дух иностранного гостя и изрёк мысль, что человек — падшее творение, поскольку естественным образом тяготеет к злу. Это суждение возмутило Павла Петровича, но ангел предложил выслушать философа, который обратился к модерну, призванному возвысить каждого до природной красоты, осуществить синтез, а не разобщённость, неизбежно следующую из изречения иностранного гостя. Если разобщённость имеет место, то человек уподобляется машине, невозможен символический код, позволяющий людям общаться с объектами различной природы.

Позже представители сил зла оказались попутчиками философа в пригородном поезде, о чём он поведал на следующем собрании. Один из этих представителей навязывал философу дискуссию, другой демонстративно читал «Мастера и Маргариту». Они хотели донести до философа какую-то важную мысль, которую ангел интерпретировал как прагматизм в деле продления их существования и начавшийся процесс потери почвы под их ногами, за которым следует неизбежное искушение искусителя. Павел Петрович усомнился в этом, сославшись на опыт власти. Однако, философ удивил обоих собеседников, сообщив, что уже обратился к искушающему и получил от него письменный ответ о принятии обращения к сведению... Волнение охватило ангела, ведь философ сделал своё дело — вышел в финал, оказавшись внутри событий, их действующим лицом. Надо быть очень внимательным, ведь и Санкт-Петербург разворачивает свою третью после окна в Европу и образа и подобия Амстердама сущность – свой архитектурно-космический символизм. Из космоса Россия выглядит материком, центром притяжения окраин и источником хлеба насущного как универсальной человеческой ценности, а Санкт-Петербург мог бы символизировать управление этим материком.