Не отправленное письмо

Геннадий Леликов


  -Что этот мальчишка все смотрит и смотрит на меня? Лучше бы на доску, на мне ведь не написано!- нервничала семиклассница Нина,списывая с доски домашнее задание в дневник. 
-Как его зовут?
          Угадав её мысли, новый мальчик неожиданно для Нины, протянул ей свою худенькую с длинными пальцами руку, произнес:
-Толик Манид. А тебя?
          -Вот это фамилия?-пронеслось в голове Нины. Это её заинтриговало, но она скромно, не глядя на него,назвала свое имя и вышла из класса.
          Толика обожгло прикосновение к её руке. Нина не знала, что он из-за неё остался на второй год в седьмом классе, потому что ему давно хотелось быть рядом с этой боевой и озорной девчонкой.
           Родители Толика догадывались, по кому он страдал,но умалчивали, будь что будет!
Знала и мама Нины - учитель начальных классов. И,когда её мама встречалась с Толиком, говорила с ним мягко и уважительно. Агриппина Павловна (так звали маму Нины), следовала принципу:"Не любить,значит,-не жить".
           Нину раздражало то, как он целый урок мог не сводить с Нины своих больших голубых глаз, и он не скрывал ни от кого своих чувств.
На Восьмое марта в школе организовали вечер. Толик подарил Нине букет домашних цветов, чем удивил всех. В это время в Сибири мороз стоял под минус тридцать, цветы в селе - только комнатные. Нина приняла их. Потом мальчик пригласл её на вальс. Она боялась заглянуть в его бездонные глубокие озерца. Он осторожно касался её талии. Она слышала, как громко бьётся его сердце, думала, вот-вот выпрыгнет.Спросила:"Сердце не болит у тебя?"
           Ответил прямо и искренне: "Очень болит!" Потом, помедлив, добавил:"И в этом виновата ты!" Опять вскинул на неё свои голубые блики, словно в первый раз видел. Нина почувствовала его взгляд и застыла от неожиданного признания.

Невысокая, полненькая девчушка с длинною плотною каштановой косой, казалась зажженной свечкой. Так ярко падал на неё густой свет лампочки большого накала.
           -Идемте к морю!-крикнул кто-то.
Вмиг опустел школьный коридор,где проводились мероприятия,все помчались к Байкалу. Натаскали веток, разожгли костёр. Стали придумывать игры, петь песни.
          -Где Толик?-подумала Нина.-Нравится мне он, или?..-думала она.-Вряд ли!Почему-то мне жалко его, семья жила бедно, много детей, а он старший и на нём все заботы.
Толик одиноко брёл домой с тяжелой грустью. Нина не ответила на его чувства. Но он все равно любит её и будет любить всегда.
В летнее время восьмиклассники устраивались быть рыбаками,девчонки-поварихами, чтобы заработать денег.На плёсе две бригады закидных неводов. В одной десять школьников, в другой-восемь.

Байкал бушует, значит, утром бригадир не поднимет рыбаков рано.Молодёжь обралась у школы.Играли в футбол команда на команду. Потом пошли в тайгу.
В лесу тишина! Ветер гуляет на верхушках столетних сосен и елей.
        Барабанит дятел, посвистывают коростели,гулким эхом заполняет тайгу баритонный бубен  пестрой кукушки, взгромоздившейся на макушку лиственницы.
Набродившись, надышавшись чистейшего лесного аромата, вернулись в бригаду  с полными ведрами грибов и голубики. После ужина, уставшие, рано легли спать.
Толику не спалось: все думал о Нине. Вышел из барака, где расположилась бригада.
        Темные тучи висели порванными мешками, а меж них- желтые проблески луны.
 Байкал гнал стадо обезумевших барашков, а  они, стукнувшись о неприступность откоса, пятились назад,прихватив с собой по горсти золотистого песка, исчезали.
           -Была-не была!"-решил Толик. Он был на год старше сверстников,ему исполнилось пятнадцать лет, и он обретал черты обаятельного юноши: стройного и элегантного.
         Бесшумно вошел в барак.Девчонки сладко посапывали, Нина - с краю. Её будто что-то кольнуло. Она открыла глаза и чуть не закричала.
 Редкая луна высветила лицо Толика.Он стоял перед нею на коленях.
 Осторожно,горячей ладошкой  прикрыл ей рот:"Я ничего тебе плохого не сделаю, пойдем, погуляем?" И вышел из барака.
  Нина подумала:"Ну его! Откуда пришёл, туда и уйдёт. Лучше посплю".
Подсунула ладонь под подушку, но не спалось.Поднялась, оделась, вышла.
        Ветер по-прежнему рвал на своей груди рубаху, косулями скакали на берег волны, и хитро подсматривала луна.
-Нина! Я тебя очень люблю!-захлебываясь словами, словно тонущий в воде,Толик пылко и часто говорил.-Почему ты не отвечаешь мне? Весь мир для  кажется прекрасным, когда ты рядом! Разреши? И он вложил свою огненную ладонь в её пухленькую бархатистую.
Они спустились с откоса.
 Он говорил и говорил. О том, что готов ради неё на мыслимое и немыслимое. Влюбился,когда впервые увидел её плотную роскошную косу, румяные круглые щёчки и светлячки в необыкновенно ласковых глазах. Теперь он не мыслит своё существование без  неё!
Ей он нравился и не нравился.
        Онавсегда  мечтала о светловолосом, высоком, каким и был Толик,но почему он не трогает её сердце? Почему его просто жалко и всё? Может, оттого, что из такой большой семьи, или что-то ещё, чего она не может понять?
           -Нет,-говорила она себе.-Не то, всё не то... 
Больше часа бродили по песчаной косе, ловили влажный воздух, вглядываясь в черную даль разгневанного моря.Чего-то не хватало в этом безбрежном  бушующем просторе: нежности, что ли?
            На многие вопросы юноши она не давала утвердительного ответа.Слова её были неопределенными, размытыми, еле произносимыми, отчего море сглатывало их, или порывами ветра уносило в тайгу...
До выпускного десятого класса  их дружба не внесла определенности и крепости. Запоминающимся остался поход в заповедные Духовые озера. До них надо было идти пешком: километра два до речки, потом переплыть на лодке, потом снова долго идти по лесистой тропе близ подножия гор.
         Случилось так, что классный руководитель заболела и не смогла возглавитиь поход со своим  классом, тогда они решили идти самостоятельно.
         В тайге немало  разного зверья, но местные подростки были готовы к любым испытаниям.
        За плечами у них ружья, берданы и мелкашки. Родители с раннего возраста приучали детей к выживанию в суровых условиях.
Властвовал месяц май. Склоны гор поменяли белый наряд на лиловый: цвёл багульник.
 Ивушка опустила на воду медовые пушистые сережки.
 За горой скрылось раскаленное светило, и опустилась сумрачная вуаль ночи.
Тайга замерла в ожидании чего-то гордого, таинственного и великого!
 Копошатся пташки, укладываясь на покой.
 Раздается хлюпанье на зоревой глади полыхающей воды: щука устроила карасевый ужин.Первозданное байкальское очарование! Кажется, природа сама просится в гости к молодежи: замерла, остановилась, насторожилась.
Нина родилась именно в этот день, День пионерии. Толик знал об этом. Собрал листья бодана, нарвал веток вербы и черемухи, составил букет. Букет торжественно преподнес любимой. Она прыгала от счастья!
Ей никто и никогда не дарил такой необычный букет.
          Развели костер, на рожне пожарили окуней, добытых в озере на удочку. В золе напекли картошки.Шутили, смеялись, рассказывали смешные эпизоды из школьной жизни.

      Ночевать пришлось в зимовье. Чтобы обогреть жилище,Толик разжёг небольшой костёрчик прямо на земляном полу, и всю ночь поддерживал его, сидя рядом со спящей Ниной.
          Утром выглянули и обомлели:кругом бело,снег валил хлопьями.В обратный путь мальчики торили снежную тропу, девчонки шли гуськом...
Позже самовольщикам крепко попало, когда узнали, что они ходили без учителя.
           Собрание, педсовет, дознания: что ели, пили, чем занимались?
Толик взял всю вину на себя, как организатор похода,хотя принимали решение всем классом.

После выпускного вечера снова пошли в лес, теперь с учителем. Думали, какую  память оставить о себе? Толик предложил:"Видите, вон высоко спиленная береза. Ей мы уже ничем  не поможем. Давайте напишем на ней свои имена."
-Так же сгниет, а с нею и наши имена!-кто-то саркастически пальнул в его сторону.
- Толик прав,-поддержала Надежда Михайловна- классный руководитель.- Добрый разум наживают не разом. Вспомните: Новгородские князья писали на бересте. Она в земле пролежала столетия и даже сохранились долговые расписки. Почему бы нам не последовать их примеру? И все бросились царапать вокруг ствола. Нина не стала спешить. Решила придти сюда на следующий день, взять острый нож и вписать свою фамилию.
Так она и сделала.

Толику через день надо было уезжать.Ему исполнилось восемнадцать, и он подумывал об армейской службе. Пока он отправлялся в республиканский центр к родственникам, чтобы там подыскать работу.
Сегодняшний день он решил посвятить Нине. С раннего утра следил за воротами её дома. Десять часов утра, а она не появляется.
Около одиннадцати часов Нина вышла в сереньком платьице, с веревкой в руках и с ножом.  Веревка ей нужна, чтобы пригнуть рядом стоящую березку, взобраться на высокий пень, и сверху начертать факсимиле.
Толик следил за ней поодаль.
Каждое движение  сформировавшейся девушки - красавицы, он ловил, пожирал, наслаждался. Каждый её шаг сладким отзвуком отдавался в сердце высокого, возмужавшего парня.
  И вот , когда ей удалось взгромоздиться на пень, удерживая веревку, чтобы  березка не высользнула,в это самое время до нее донесся истошный крик:"Нина! Ниночка! Милая! Родная! Не надо! Не надо!.."
Она так перепугалась, что чуть не слетела с верхотуры.
Потом застыла на постаменте,точно памятник. Округлив свои выразительные глаза, которые вдруг вспыхнули лазерными лучиками, выпалила: "Кто кричит?"
 Тут она увидела вылетевшего из чащи Толика, словно его нагнал медведь.
-Толик!Что с тобой? Как ты здесь оказался?
Толика била дрожь. Он находился в трансе:
-Нина! Не надо этого делать! Я без тебя не проживу и дня. Давай, лучше вместе...
-Что вместе?-недоумевала девушка.
-Ты же повеситься надумала. Из-за меня...
-Дурачок!..
Нина просто и ясно объяснила ему, зачем сюда пришла.
Парень сел на валежину, и какое-то время приходил в себя.Затем протянул ей обе руки. Она спрыгнула в его объятия, быстро освободившись. Он взял из её рук нож и с особым тщанием вывел имя и фамилию "Нина Волкова". Спохватившись, крикнул:"Минуточку. Я сейчас!"
Метнувшись в сторону, через мгновения стоял перед нею с гитарой.
-Ты что? Умеешь играть?-спросила она.
-Немного,-уклончиво ответил он.
Сел и заиграл.
Нина была поражена. Она не знала, что Толик так виртуозно владел инструментом! Тихо напевая, переходил от одной мелодии к другой. Он весь был в музыке.
Остановилось щебетание птах, смолкли в селе горластые петухи. Даже не было слышно волн,  которые умерили свой норов.А Толик играл и играл, наполняя тайгу чарующими звуками, которые, отражаясь от ближних гор,звуками наполняли сельские улицы. Тайга начиналась сразу же за огородами. "Адмиралтейский столп" выпускников располагался невдалеке.

Друзья не заметили, как меж деревьев стали просачиваться одноклассники, кто еще не успел уехать.
Молодежь сгрудилась возле Толика, который играл и играл с упоением, а они дивились его незаурялному таланту. В его репертуаре преобладали русские народные мелодии.
На следующий день их пути разошлись. Нина решила стать учителем, поступала в педучилище.
Толик ехал в город испытывать судьбу. Его одолевали думы:"Неужели я напрасно вечерами брал уроки у гитариста и балалаечника? Я так хотел удивить её и расположить к себе! Не смог! Что во мне не такое, за что она могла бы полюбить? Но я все равно не отступлю!"

          Через год юношу призвали в армию, откуда он почти ежедневно писал письма любимой. Та отвечала, но нерегулярно.
Нина окончила двухгодичное училище, работала в сельской школе лесозаготовительного участка. Энергичная и боевая, была замечена, и райком комсомола рекомендовал её сопровождать группу детей в пионерский лагерь "Артек".
 В Уфе в вагон сели трое ребят спортсменов. Веселые, рослые, крепкие парни ехали в Москву на соревнования.
 Володя, так попутчики называли друга,  упорно и настойчиво добивался расположения приглянувшейся девушки.
-Еще один "светленький"предлагает дружбу,-подумала Нина.
 Червячки-мысли о дружбе разом отмела.
 В Москве пересадка. Девять часов ожидания.
Володя ни на шаг не отходил от Нины. На прощание дал свой телефон.
На обратном пути, снова пересадка в Москве.Из окна прибывающего на платформу поезда она  снова увидела Володю.
-Какой настырный!-мелькнула мысль.
Володя встретил Нину с букетом. Её сердце начало понемногу таять, и она дала ему свой адрес.
Вскоре Володя приехал в сибирское село и попросил руку и сердце Нины.
Толик тем временем надеялся, что Нина все-таки ответит ему взаимностью. Писал и писал.
Нину это все больше раздражало, и она решила ему написать ему последнее письмо:

  Толя! Здравствуй!
Твоя настойчивость напрасна. Я никогда тебя не любила.
Никчемная жалость к тебе не позволяла мне сказать
прямо и открыто. Я знала, какие чувства ты питал ко мне,
только не знал моих. Они не принадлежали тебе и не могли
принадлежать.Мне тяжко было решиться на это письмо, но когда-то
я должна была сказать все, что я о тебе думаю. Ты красиво
                ухаживал.Боясь спугнуть свою мечту целых три года ни разу не
                обнял и не поцеловал.А девушкам хочется любви настоящей, а не
                салфеточной. Меж неравных- не уживается любовь.
Подвела тебя никчёмная скромность и галантность. Девушкам 
                больше нравятся решительные и упрямые в своей любви.
Да, ты красивый и статный, и любая девушка сможет полюбить тебя,
                только не я.
Не скрою: мне нравились твои большие глаза байкальской глубины.Но
                не это главное.Не примагнитил меня звон твоей фамилии.
    Прости! Я выхожу за муж. Оставь при себе свои фантазии.
               Забудь меня.
               Навсегда.
               Ищи свое счастье.
               Может, оно и улыбнется тебе.
               "До свидания",- не говорю, потому что оно не будет.
               У меня теперь другая жизнь. Семейная.
Иди своей дорогой, а куда она тебя приведет, знает лишь один
               Господь.

ТВОЯ ОДНОКЛАССНИЦА.-Это все, что оставляю в своей памяти..

Немало времени утекло, убежало, растаяло в буднях жизни.
Однажды Нина увидела сон, который напомнил ей о прошлом.
Поход. Много шумных болтливых ребят. Лес, костер и Толик. Он
        сидит на упавшей лиственнице с гитарой и поет:
У меня была любовь,
У меня была мечта-
Ты одна! Ты одна!
Ты- мой свет, цветочек мой,
Ты- мой ангел неземной.
Не судьба мне быть с тобой,
Не судьба!
Ну, куда же ты ушла?
Где ж теперь моя душа?
Спеть,не спела.
Прозвенела,не спеша,
Улетела.

Нина проснулась, схватила газету и разом записала слова.На неё нахлынули воспоминания.
Где же Толик? Как сложилась его судьба? Получил мое письмо?
 Получил и перестал писать... Как в воду канул.
Обзвонила друзей. Никто о нем ничего сообщить не мог.
У всех свои заботы,свои семьи, им некогда печься о других.
Да и у Нины трое детей, Но ее все же грызла советь. Нельзя было так жестоко обрывать с ним связь.
Возможно, он проявлял настоящие высокие чувства, которые я разрушила и, прежде всего , в нем самом.
 Она металась, не находя себе место. Столько времени прошло, а от него ни слуху, ни духу.
Прошло два месяца.
Вдруг она получает тонюсенькое письмо от неизвестного адресата.
СЕла, облокотившись, на тумбочку, вскрыла конверт.
"Девочка! До меня дошли слухи, что ты хочешь знать о судьбе Анатолия?
Сына давно нет. В последний день службы убит снайпером-душманом. Заслонил однополчанина.Помяни, если можешь.Поставь свечку в храме"...Мама.

Слезы отчаяния, раскаяния и скорби застили глаза.
Они потоками устремились на затемненное стекло, лежащее на тумбочке для красоты.
        Сидела несколько долгих минут.Опомнилась: "Надо все привести в порядок. Что подумает муж, когда увидит меня такой?"
  Подняла стекло, чтобы помыть его и обомлела. Под ним лежало не отправленное Толику письмо. То самое: подлое и надменное!
Она схватила его, прижала к сердцу: "Родименькое, дорогое! Каким чудом ты оказалось здесь?.."
Она не могла вспомнить, как это произошло? И подписанный конверт здесь же рядом, и исписанный тетрадный лист.
В растерянности, сначала хотела его сжечь, уничтожить!
Поразмыслив, решила: пускай живет вместе со мной,как память. Это- моя биография и моя история.
-Царствие небесное тебе, Толик! Прости и прощай!