Как мы с дочкой в Карелию ездили

Татьяна Вендер
Жарким летом 2014 собрались мы с дочкой в Карелию.  Я ходила в походы и на сплавы и раньше - но в качестве бесплатного приложения - юнгой так сказать.  И мне казалось, что  командиры делают многое неправильно - что надо не так. И вот, закупившись спиртом, тушёнкой , сухой колбасой и ещё массой ненужного,  истратив неделю на укладку рюкзаков и основательно истрепав себе нервы, мы собрались...
 Жара и сушь в июле 2014 стояла страшнейшая.  Но не могли же мы не нацепить новые берцы и камуфляжные штаны.. Поэтому в автобус ввалились уже мокрые и задыхающиеся - но зато словив десяток восхищённо - завистливых взглядов пенсионеров, едущих  с утра в поликлинику. Небрежным жестом ( о,как скоро он превратится в жест отчаянья) расстегнув поясные ремни, закинули рюкзаки на сиденья, окинули пассажиров снисходительным взглядом - и путешествие началось!!!
 В метро было чуть прохладнее - но к Питерскому вокзалу  мы успели заживо свариться в тёплых штанах и башмаках. На вокзале нас ждал мой приятель - так положено - туристов всегда провожают. Началась обычная суета - с билетами - туалетами - водой на дорогу.... Я попросила приятеля сделать несколько снимков.... Сами себе мы казались крутыми  - а на фото вышли две бомжеватые испуганные  тётки, сидящие на корточках на грязном перроне. Затащить вещи в вагон оказалось непросто - какой-то дядька перегородил дорогу своим саквояжем и парализовал весь вагон. Но вот наконец вещи уложены - знакомый  мнётся у окна - мы бессмысленно улыбаемся - и все с нетерпением ждут, когда уже поезд вздрогнет - и двинется. Минут через 10 стали проверять вещи и документы - и тут обнаружили, что пакет с билетами на обратную дорогу потерян... Но оптимизма у нас было с запасом - мы распаковали перекусную сумку размером с рюкзак- и приступили к расслаблению... Быстро выхлебали бутылку водки -  прокурили тамбур - и с наслаждением расстелили постели. Так и уснули - глядя в окно - и мечтая.
 Маршрут для поездки было доверено разрабатывать мне. Я добросовестно изучила десяток карт - вооружившись линейкой прикинула расстояние от Медгоры до Челмужской косы ( погрешность оказалась не больше 100 км). Утро наступило жаркое и пыльное. В  Кандапоге вышли покурить - я дурила дочке голову рассказами бывалого туриста - проводники таращились на чудных баб - всё было сказочно... Но вот наконец и Медгора - маленький деревянный вокзал - пара бабок с черникой у входа - мухи, собаки... Мятые и потные мы взвалили на себя рюкзаки  и вздымая клубы пыли тяжеленными берцами, потопали к Онеге. Оказалось что дорогу на берег я забыла - и на пляж мы приползли хрипя  и отплёвываясь. Искупались пару раз - и пошли в город - ловить такси до Челмужской косы. Прохожие  в шортах и шлёпанцах оглядывались на нас с любопытством и сочувствием.Простояв у дороги часа полтора и отчаявшись поймать машину, спросили у какого - то паренька, где тут такси. Он быстро набрал номер на мобильном- и сказал - ждите здесь - сейчас приедет машина... И действительно - минут через десять подъехала потрёпанная тойота - водитель запихал наши рюкзаки в багажник - и мы покатили по трассе вдоль Онеги, с ужасом пытаясь предположить цену проезда. Вдобавок возчик наш  сообщил , что до Челмужей не 30 км как я насчитала - а 90... Поэтому решено было доехать до Повенца - выбрать красивое место - а потом потихоньку пешочком  обратно - как раз 10 дней со стоянками до вокзала.
Ехали долго - по на удивление хорошей дороге...Вот и Повенец - маленький, деревянный- полупустой... Нас высадили около магазинчика , стоящего на трассе.. Каково же было наше удивление и огорчение, когда зайдя внутрь, мы увидели всё, что притащили из Москвы - тушёнку, водку, сырокопчёную колбасу... Но - делать нечего... Купили водички - и пошли вперёд.. Мужики , стоящие у магазина, проводили на недобрыми взглядами, тихо переговариваясь между собой. Мы устали и проголодались - пустая центральная улица, по обе стороны которой стояли кривые домики с заколоченными окнами, всё не кончалась. В сквериках скучали коровы...
Наконец - в полном отчаянии - мы увидели одинокого прохожего и напали на него с расспросами - как пройти к воде - есть ли места для стоянки и  т д... Он ткнул пальцем вперёд и сказал что направо за пристанью есть места - и там часто ставят палатки туристы... Слегка приободрившись. мы прибавили шагу. Ещё через полчаса мы выползли на заброшенную пристань... Заколоченные бараки - полуобвалившийся  пирс - метрах в ста -  ржавые остовы брошенных катеров.... Жуткое место. Но силы были на исходе. Мы сползли к воде, набрали гнилых досок - развели убогий костёр - и полезли в воду. Наши бледные тушки отекли - стёртые ноги горели... А сосиски поджаренные на костре, пахли мазутом. Дочь дулась - я медленно зверела. Вырвала у неё из рук веточку с  недожаренной сосиской и сказала -"Давай спиртику?" Все эти три перенасыщенных дня - как только я понимала что нервы на пределе - я произносила магическую фразу " Давай спиртику?"  Она недобро зыркнула в ответ.. Я поняла что сейчас наше путешествие и закончится - и во избежание  отошла подальше и уселась остывать на камешек - закурила глядя на озеро...Пока остывала - дочь успела меня запечатлеть на фоне заката. Потом оказалось что это моя лучшая фотография тех дней - спина моя выглядела умиротворённо и задумчиво - а перекошенную рожу на фото видно не было.
Чуть отдышавшись  и разведав обстановку, поняли что палатку ставить негде - да и страшно. И уже без выпендрёжа взвалив на плечи ставшие неподъёмными рюкзаки, поползли дальше. Когда мы увидели посёлок , выходящий на песчаный берег - поняли что дальше идти сил нет. Поставили палатку  - лицом к воде - попой к зарослям ивняка, метрах в 50 от домов - развели костёр - распаковали и переложили вещи -  и рухнули спать.
 Утро встретило нас туманом.... С палатки текла вода. Мокрые ветки не хотели разгораться - но у нас был с собой плекс - и огромное желание согреться. Подбодрив себя кофейком, мы искупались в грязноватом заливе, навели порядок- сложили все продукты в чехол от палатки - и отправились на экскурсию к брошенным катерам.Чтобы подняться на борт ближайшего к берегу судёнышка,  надо было забраться по толстенному грязному канату, а нам очень хотелось сфотографироваться на капитанском мостике. Дочь ойкая и балансируя, полезла первой. Я стояла снизу и фиксировала  этот момент для истории. Минут через пятнадцать она крикнула- "Теперь ты поднимайся!" И тут я заметила странную собаку - стоя за моей спиной в зарослях травы, она внимательнейшим образом наблюдала за нами. Стоило мне повернуться - как она бросилась прочь. Сердце у меня заныло от нехорошего предчувствия.
 "Слезай" - заорала я дочери - а то сейчас без кошельков останемся! Она чертыхаясь соскользнула вниз - и мы понеслись на стоянку. Первым делом мы метнулись в палатку- рюкзаки с документами и деньгами стояли на месте. Дочь попеняла мне на паникёрство - мы решили перекусить и двигаться дальше - и тут обнаружиди что вся еда вместе с чехлом от палатки исчезла... Мы тупо посмотрели друг на друга. И тут до нас дошло - собака стояла на стрёме, пока мы занимались фотографиями! Мы покурили - глотнули спиртику - подсчитали потери  и оставшуюся провизию - и решили что это ещё не конец...В рюкзаках осталась тушёнка- лапша - конфеты чай и кофе.Угрюмо начали паковаться... Вдруг прямо на нас из кустов выскочила здоровенная овчарка - и воровато озираясь, попыталась прошмыгнуть к куче поклажи. Мы с криками бросились к ней - она в кусты. Озверевшая дочь ломанулась за ней, подобрав с земли огромную дубину. " Я найду того, кто собак воровать посылает" - орала она.Через пару минут вернулась злая и запыхавшаяся - собаку кто - то позвал из - за болота в лесу - так что погоня не удалась.
"А вы спортсменки, да?" - услышали мы дружелюбный голос. На берегу перед нами как из под земли вырос парнишка лет 20... " А вы?" - полным злорадства голосом переспросила я. " Я тоже" - ответил паренёк. " Вам помочь?Тяжело ведь" - "Не надо нам уже помогли - теперь будет легче" - ответила я извиваясь от ехидства. Мы забросили на спину рюкзаки и потопали к трассе. Парнишка шёл за нами. " И каким же вы спортом занимаетесь"  - довольно добродушно спросила дочь. " Я собак натаскиваю" - простодушно ответил парнишка. Тут меня раздуло как кобру перед броском - я побагровела  - и пока подбирала слова, дочь пихала меня в бок. Парень, глядя на нас с недоумением, отстал. Мы как раз доползли до магазинчика, с которого начали свой путь к поражению. Купили хлеба, сыру, колбасы, фруктовой воды - и сели обедать прямо на трассе- на автобусной остановке." Мож нам и палатку тут поставить?" - задумчиво сказала дочка.
 Прикинув что денег на еду нам должно хватить , помятые но не сдавшиеся мы отправились по узкой косе заросшей сосновым лесом вдоль берега - искать место подальше от людей.Красота нас окружала сказочная - голубой мох под золотистыми соснами в 3 обхвата, муравейники в человеческий рост... Дочь охала и ахала - и восторженно фотографировала всё подряд - муравейник, сосны, подберёзовик, который потом оказался единственным грибом, найденным в этом походе. Только одно огорчало - все места у воды были заняты - отовсюду слышались голоса людей. Но мы не теряли надежды. В планы входило набрать брусники - чтоб облагородить мерзкий спирт. Но брусника была ещё совсем зелёная, зато  мы наткнулись на россыпь спелой земляники. Задыхаясь и обливаясь потом, набрали кулёк - и тут же высыпали его в спирт - потом долили водички... Навсегда в нашей памяти остался вид и запах этой омерзительной смеси - грязно - розового цвета - с бледными лохмотьями ягод и тошнотворным вкусом...
 Коса почти кончилась - и нам открылся сказочной красы уголок...Среди старых сосен - полянка - на ней деревянный домик с надписью "Баня" - чуть ниже дивный чистый песчаный бережок с причалом.Тихо колыхался ковыль на мелководье, солнце садилось... Таким покоем веяло от водной глади - так чист и бел был песок... Береговые камни покрытые мхом, радовали россыпью спелой черники.. Встанем здесь - хором сказали мы... И только поставив палатку, заметили камеру видеонаблюдения над головой на дереве - и будку с  надписью "Охрана" неподалёку. Посовещавшись, решили остаться  - пока не прогонят- уж больно место отдохновенное. Развели костёр - поели - попили своей непотребной земляничной настойки - и долго любовались белым Онежским закатом - когда ночная темнота так и не приходит.Улеглись поздно - дочь с кинжалом на груди. Среди ночи я проснулась... Палатку шатало... " Кать - к нам кто - то лезет" - зашипела я. дочь села, разлепила глаза, схватилась за кинжал - а я упала и уснула. Утром мне попало - оказалось что палатку шатал приливный ветер - а ребёнок мой сидел до утра  на стрёме и стучал зубами, пока я храпела. Мы позавтракали искупались в чистейшей воде - и пошли исследовать окрестности.И выяснилось что палатку мы поставили на территории частного пансионата - судя по  коттеджам - не бедного.
 Полдня мы бездумно загорали - ели чернику и обсуждали дальнейший маршрут. Периодически на причал выходили люди - но нас как бы не замечали. Не то поражались нашему идиотизму - не то жалели...К вечеру мы обгорели - нахреначились спирту - и поругались.... Надо было попросить охранников переправить нас на лодке  через залив - мне делать этого не хотелось дочери тоже...Слово за слово - перешли на личности - сообщили друг другу о взаимной ненависти - ребёнок собрал рюкзак - и рванул в лес. Я часа два ждала что она вернётся- не бросит же она меня с севшим мобильным... И она вернулась - но тут уже дурь проснулась во мне. Короче она ушла второй раз - и уже всерьёз - а я развела костёр - и тупо  уставившись в него стала пытаться осмыслить происшедшее...Всю ночь проворочалась в палатке - в итоге решила утром двигаться к трассе - какой поход в одно рыло...
 А дочка в это время топала по шоссе в кровь стирая ноги. Воды и еды она с собой не взяла, попутки в Карелии прохожих не подбирают, до Пиндушей - километров 20...В какой-то момент она остановилась набрать земляники - чтоб хоть как-то утолить жажду... Тут на пустой дороге появилась машина... Притормозила возле неё - и водитель высунувшись спросил " Мы к Медгоре правильно едем?" "Правильно"- тупо  ответила она - и когда машина уехала- вдруг поняла,что у неё был шанс доехать до вокзала. Но было уже поздно - и она побрела дальше, глотая пыль и матеря меня, дорогу и собственный идиотизм...
 В Пиндуши приползла неживая - с берцами, полными крови - и тут ей повезло - её подобрали и подкинули до Медгоры дорожные рабочие, возвращающиеся со смены. В кассе нашёлся билет на поезд Мурманск - Адлер на 5 утра. Но впереди была целая ночь...Она купила пару банок энергетика и приготовилась ждать... Сначала сходила на берег - попрощаться с Онегой которую так и не успела увидеть толком.. Была мысль провести эту ночь на берегу в спальнике - но откуда ни возьмись , налетели с лаем местные вечно голодные собаки. Их прогнал мужчина лет 50. Они разговорились. Он стал рассказывать, как сам ходил в походы. Выслушав рассказ про наши злоключения, сказал, что мы совсем чуть - чуть не дошли до красивейших мест за Повенцом- там за каналом целая цепь чудесных озёр - и полно стояночных мест...
 Через пару часов, переодевшись и переложив рюкзак, Катерина поплелась обратно к вокзалу. Маясь и засыпая - послонялась по путям - сделала несколько десятков фотографий... Спать хотелось безумно... Кассирша, собирающаяся домой, сжалилась над ней и предложила закрыть ей в зале ожидания до утра - в Медгоре много бродит всякого недоброго люда. Но дочь боялась опоздать на поезд.Ночь тянулась бесконечно ... И когда пришёл поезд - она забросила рюкзак наверх - и рухнула на своё место, на котором и продрыхла благополучно почти до Москвы.
 А я  в это время, опухшая после бессонной ночи, собирала рюкзак. Прикинув вес - выложила почти всю тушёнку  - половину спирта - конфеты - и ещё много чего - и тоскливо поползла к трассе.В голове был полный сумбур. На дорогу выползла часа через два - и пошла уныло по обочине.Когда силы кончились - остановилась передохнуть. Минут через тридцать  увидела мужчину средних лет на велосипеде и крикнула "Далеко до автобуса?" "Километров 8" - ответил он. Потом оглянулся - спешился - и подошёл поговорить. Спросил, что у меня стряслось - видно личико у меня было не айс... Я рассказала всё. Он вздохнул - достал из багажника бутылку водки - и мы сразу нашли общий язык. После земляничного спирта водка показалась мне райским напитком... Я повеселела - и через полчаса мы уже были друзьями. Его звали Женя - он ездил в магазин за хлебом и водкой - с ним была молодая овчарка..И вдруг он сказал - "А поехали ко мне! У меня тут дом в деревне - катер - я работаю в местном МЧС. Погостишь у меня сколько захочешь - съездим порыбачим - у нас тут палия водится..."
 Мне тогда показалось, что ангел сошёл с небес... Мы поставили мой рюкзак на багажник - и шли, периодически останавливаясь чтоб дрябнуть. Тут мимо проехал мусоровоз, водитель крикнул моему спутнику - "Привет!" Женя погрузил меня в кабину вместе с рюкзаком - сам сел на велосипед - и мы поехали в Сосновку - так называлась его деревня. После бессонной ночи меня здорово развезло. По приезде я достала тушёнку и спирт - и начался праздник... Потом мы поехали на моторке ловить палию - потом пытались сварить картошку - потом Женя показывал мне своё хозяйство - телевизор, берущий аж 4 программы - двухкомфорочную плитку...Потом откуда-то достался старенький плёночный фотоаппарат - и мы щёлкались с Женей - водителем мусоровоза - и все деревней - на память. Потом наступил провал в памяти - и сквозь сон я услышала жуткие слова хозяина - " Ты останешься здесь навсегда!"
 Я вмиг протрезвела - вскочила - хозяин вроде бы спал рядом со мной - потихоньку собрала вещи и рванула к выходу.  Теперь уже я никогда не узнаю - приснилась мне эта фраза, или была сказана на самом деле. Дверь оказалась закрыта - и матерясь шёпотом я протиснулась в окно - потом вытащила рюкзак... Хозяин пробудился, когда я открывала калитку... Никогда не думала, что могу бегать с такой скоростью с тяжеленным рюкзаком...Овчарка провожала меня почти до автобуса.
 К полудню я была в Медгоре... Билет нашёлся только на следующее утро. Надо было где-то ночевать. Бодрым шагом я дотопала до гостиницы - сняла номер - потом купила в ближайшей пятёрочке груш, сосисок  помидор и хлеба... Сжевала всё это на городском пляже - грустно глядя в так и не исследованные дали - поползла в номер - и уснула  мертвецким сном....Утром поняла что офигенный финский кинжал, данный взаймы другом остался в Сосновке... Думаю  - этот нож теперь показывают детям и рассказывают легенды о полоумной тётке из Москвы с рюкзаком...
 Я купила себе йогурт и полазила по окрестным скалам - наковыряла мелкой черники - крупную в окрестностях города уже обобрали - и поползла к вокзалу...Поезд пришёл в полдень. В плацкартном вагоне как всегда была духота и вонь - ни одно окно не открывалось. кондиционер не работал. Народ терпеливо потел.А я в своём камуфляже и берцах прост медленно закипала. Где-то в районе Кондапоги в вагон ввалились два азербайджанца - и тут же начали всех строить... Один вопил,  что его обманули продав билеты в плацкарт, другой орал на тихого старичка, требуя открыть окно. И тут всё что накопилось во мне за эти дни вылилось наружу. Я сжала в руке ножик- маленький - не чета забытому в деревне - и страшным голосом рыкнула -" А ну перестали орать!" Вагон замер - приготовился смотреть как меня будут бить...
 Дядька  постарше спросил меня визгливым голосом - а ты какой национальности? "Еврейка" - ответила я, скрипя зубами ... Тот, что спрашивал, повернулся к другу и сказал - "Эта и зарежет запросто - у меня у брата жена еврейка - зверь а не женщина"... И наступила тишина. Через пару часов хрупкое перемирие кончилось - гости с востока начали клеить худенькую блондиночку лет 30 - она ехала одна из Мурманска в гости к подруге... Та  сначала отбрыкивалась а потом робко подошла и спросила - "Можно я с Вами посижу ? Вы такая брутальная.."И вот наконец Москва... На выходе кавалеры вцепились в чемодан блондиночки - но она отпихнула их и гордо сказала - "Меня ОНА проводит..."
 В квартиру я ввалилась злая как собака - неделю мы с дочкой не разговаривали а потом я на выдержала и спросила - " А ты не боялась что меня там убьют - одну - без телефона?" "Боялась, что ты кого - нибудь убьёшь" - ответила она.