Истории российского кино. Два бойца

Владимир Калабухов
     2015 год в России, Год литературы, посвящался 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мы чествовали и вспоминали фронтовиков и тружеников тыла, рассказывали о судьбах земляков – участников битв, публиковали истории создания песен дорог войны – песен, помогавших выстоять, выжить и победить!

     2016 год объявлен Годом российского кино. Принимая эстафету истории, мы вспомним наши лучшие фильмы, их сюжеты, их героев, их песни. Расскажем о создателях кинокартин и, конечно, об актёрах. Всё это важно знать именно сегодня, когда в судьбах России, её граждан так много перемен. Чтобы помнить и уважать историю страны, запечатлённую и в её кинофильмах.

                ИСТОРИЯ ФИЛЬМА «ДВА БОЙЦА»

     Год создания – 1943. Советская военная драма с актёрами Борисом Фёдоровичем Андреевым (1915 – 1982) и Марком Наумовичем Бернесом (1911 – 1969) в главных ролях, поставленная кинорежиссёром Леонидом Давыдовичем Луковым (1909 – 1963).

                *     *     *

     Фильм рассказывает о нелёгких фронтовых буднях двух боевых товарищей – весёлого, темпераментного одессита Аркадия Дзюбина (Марк Бернес) и простого рабочего парня с уральского завода Александра Свинцова (Борис Андреев), воевавших вместе осенью 1941 года на Ленинградском фронте. Между корабельным сварщиком из Одессы Аркашей и «Сашей с Уралмаша», как при первой же встрече нарёк Свинцова острый на язык Дзюбин, несмотря на разные характеры и темперамент, сразу же возникла взаимная симпатия, которая вскоре переросла в крепкую дружбу. Однажды Саша признался Дзюбину, что в городе на Неве у него есть любимая девушка, а затем познакомил его со своей Тасей (актриса Вера Дмитриевна Шершнёва, 1906 – 1978), взяв с него слово никому не рассказывать об этом. Но Аркадий поведал о сердечной тайне друга однополчанам, да ещё и отозвался о Тасе как о девушке «так себе» и «ничего особенного». Обидевшись не на шутку, Свинцов поссорился с Аркадием и перевёлся в другой пулемётный расчёт. Тот же, осознав ошибку, всё же не нашел в себе силы переступить через свою гордость и извиниться перед другом. В ходе одного из боёв Свинцов был тяжело ранен и попал в госпиталь. Аркадий, чтобы загладить свою вину, всё время, что Саша был прикован к больничной койке, тайком писал от его имени Тасе полные любви и нежности письма. После выздоровления Свинцов случайно встретил в городе Тасю и узнал от неё о благородном поступке Дзюбина. Возвратившись в строй, Саша во время ожесточенного сражения, рискуя собственной жизнью, спасает от гибели Аркадия.

                *     *     *

     Фильм «Два бойца» вышел на экраны 6 октября 1943 года, солдаты на передовой увидели его в конце года. В основу сценария положена повесть Льва Исаевича Славина (1896 – 1984)  «Мои земляки», опубликованная в 1941 году. Прочитав повесть, режиссер Леонид Луков загорелся идеей снять по ней фильм и обратился с просьбой создать по ней сценарий к писателю и кинодраматургу Евгению Иосифовичу Габриловичу (1899 – 1993), который в суровые военные годы стал ещё и фронтовым корреспондентом.
 
     Евгений Габрилович вспоминал:

     «Сценарий картины «Два бойца» по повести Л. Славина я писал в Москве в начале 1942 года. Писал в пустой квартире (семья была эвакуирована в Ташкент). Была со мной только собака по кличке Ингул, чепрачного цвета, мужского пола. Я торопился вовсю: близился срок моего отъезда на фронт, надо было успеть отправить сценарий в Ташкент на студию. Писал и не перечитывал. И первый, кому я его прочитал в ту московскую военную пору, был мой Ингул. Наверно, я начал бы писать всё сначала, если бы у меня оставалась хоть капелька времени. Но утром надо было уезжать…»

     Закончив работу, Габрилович остался недоволен результатом и отправил сценарий Лукову с запиской: «Знаю, что плохо, простите…» Однако Габрилович, всегда очень требовательный к себе, оказался неправ: сценарий получился простым и незамысловатым, но вместе с тем удивительно глубоким и правдивым, что позволило Леониду Лукову создать фильм, полный важных для каждого, вечных смыслов, которые не теряют своей значимости даже в самые тяжёлые времена. Фильм «Два бойца» был снят в 1943 году на Ташкентской киностудии. В Ташкенте тогда работали ведущие актёры, режиссёры, операторы – именно туда в годы Великой Отечественной войны были эвакуированы основные силы советского кинопроизводства. Фильмы и боевые киносборники, снимавшиеся там, должны были помочь воюющей стране выстоять и победить, поднимая боевой дух солдат и тружеников тыла. И одной из самых любимых народом лент, созданных в годы войны, стала картина «Два бойца».

     После премьеры фильма его режиссер Леонид Луков писал:

     «Главная сила на войне – это люди. И цель моя была показать эту главную силу войны – простых советских людей, не совершивших, на первый взгляд, никаких выдающихся подвигов, но чья повседневная жизнь и борьба сами по себе подвиг. И поэтому в картине «Два бойца» главное – не сюжет и не внешние обстоятельства, а люди на войне. Здесь важно всё: как они дерутся, как тоскуют по дому, как любят чудесную женщину, как мечтают о будущем… Хотелось в вое мин и взрывах снарядов услышать стук простого человеческого сердца, подслушать солдатские думы, хотелось говорить с экрана языком простых людей, петь их песни, показать то высокое и честное чувство советского патриота, которое ведет нас к бессмертной победе над врагом».

                *     *     *

     В съёмках фильма вместе с режиссёром Леонидом Луковым приняли участие уже работавшие с ним ранее над лентами «Александр Пархоменко» и «Большая жизнь» актёры Марк Бернес и Борис Андреев, а также композитор Никита Владимирович Богословский (1913 – 2004). Образы, созданные на экране Бернесом и Андреевым, принесли артистам широкую популярность и всенародную любовь. За роль неунывающего Аркаши Дзюбина, ставшей второй главной ролью актёра в кино, Бернес был награждён орденом Красной Звезды и удостоен звания «Почетный житель города Одессы». Прозвучавшим в фильме песням «Тёмная ночь» и «Шаланды, полные кефали», написанным Никитой Богословским на стихи Владимира Гариевича Агатова (1901 – 1966) и исполненным Марком Бернесом, суждена была долгая жизнь – они любимы уже несколькими поколениями и стали поистине народными. «Тёмная ночь» успела стать суперпопулярной ещё до окончания съёмок киноленты – её включил в свой репертуар Леонид Утёсов, выступавший с концертами перед фронтовиками, а песня «Шаланды, полные кефали» одно время даже была под запретом – уж слишком «одесской» она получилась.

     О том, как была создана «Тёмная ночь», Никита Богословский рассказывал в своих мемуарах:

     «В фильме никакие песни поначалу не планировались, должна была звучать только оркестровая музыка. Но как-то поздно вечером пришел ко мне режиссёр картины Леонид Луков и сказал: «Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без песни». И так поразительно поставил, точно, по-актёрски сыграл эту несуществующую ещё песню, что произошло чудо. Я сел к роялю и сыграл без единой остановки всю мелодию «Тёмной ночи». Это со мной было первый (и, очевидно, последний) раз в жизни… Поэт Агатов, приехавший мгновенно по просьбе Лукова, здесь же, очень быстро, почти без помарок написал стихи на уже готовую музыку. Дальнейшее происходило как во сне. Разбудили Бернеса, отсыпавшегося после бесчисленных съёмочных смен, уже глубокой ночью (!) раздобыли гитариста, поехали на студию и, в нарушение правил, взломав замок в звуковом павильоне, записали песню. И Бернес, обычно долго и мучительно «впевавшийся», спел её так, как будто знал много лет. А наутро уже снимался в эпизоде «Землянка» под эту фонограмму».

                *     *     *

     Интересные факты из истории фильма «Два бойца».

     Борис Андреев на роль «Саши с Уралмаша» был утверждён сразу, а на роль Аркадия было два звёздных претендента: Пётр Алейников и Николай Крючков. Но Луков, просмотрев пробы ещё двадцати кандидатов, остановил свой выбор на Марке Бернесе.

     В массовых сценах в картине были заняты курсанты Ташкентского пехотного училища.

     Марк Бернес, никогда ранее не бывавший в Одессе, для того, чтобы воспроизвести колоритную речь своего героя – одессита Аркадия Дзюбина, посещал военный госпиталь, где общался с ранеными уроженцами «жемчужины у моря», старательно запоминая все услышанные от них обороты речи и знаменитый одесский говор.

     Законченность образу Дзюбина помогла придать молоденькая девушка-практикантка в парикмахерской, куда Бернес зашёл, чтобы подстричься. Жена актёра, увидев его с новой стрижкой «под полубокс», была в ужасе, а режиссёр встретил на следующий день на съёмочной площадке возгласом: «Наконец-то нашёл! Нашёл!»
В повести Дзюбин аккомпанирует себе на мандолине, в фильме герой Марка Бернеса играет на гитаре.
 
                *     *     *

     Песня «Тёмная ночь» имеет очень интересную историю возникновения. В 1943 году во время работ над фильмом «Два бойца» у режиссёра картины Леонида Лукова возникли трудности со съёмкой эпизода, где солдат пишет письмо домой. После многих неудачных попыток режиссёру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким.

     Не теряя времени, Леонид Луков обратился к композитору Никите Богословскому и поэту Владимиру Агатову. Всего за несколько часов были написаны легендарные стихи, которые потом пели и на фронте, и в глубоком тылу. Чуть позже была готова и музыка.

     Всенародно любимой военная песня «Тёмная ночь» стала после её исполнения Марком Бернесом, который в роли Аркадия Дзюбина – главного героя картины, бойца-одессита – поёт её ночью под гитару, в землянке с протекающей крышей, в окружении фронтовых товарищей.

     Из воспоминаний Никиты Богословского:

     «Как-то поздно вечером пришёл ко мне режиссёр картины Леонид Луков и сказал: «Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без песни». И так поразительно поставил, точно, по-актёрски, сыграл эту несуществующую ещё песню, что произошло чудо. Я сел к роялю и сыграл без единой остановки всю мелодию «Тёмной ночи». Это со мной было первый (и, очевидно, последний) раз в жизни...
Поэт Агатов, приехавший мгновенно по просьбе Лукова, здесь же очень быстро, почти без помарок, написал стихи на уже готовую музыку.

     Марк Бернес, который всегда учил песни месяцами, подготовил «Тёмную ночь» буквально за 15 минут. Песню записали, и утром уже снимали сцену в землянке под фонограмму этой песни…»

     Фильм навсегда стал визитной карточкой Марка Бернеса, получившего за него от правительства орден Красной Звезды, а от одесситов – звание «Почётный житель города Одессы».

     Фильм «Два бойца» вышел на экраны СССР 6 октября 1943 года, на фронт попал в конце года. К этому времени песню «Тёмная ночь» знали буквально все фронтовики: ещё до выхода фильма Никита Богословский по дороге на фронт повидался в Москве с Утёсовым. Леонид Осипович, услышав «Тёмную ночь», включил песню в свой репертуар и даже записал на пластинку раньше, чем она прозвучала в фильме. Потому было решено срочно написать герою ещё одну песню – и были написаны «Шаланды, полные кефали».

     Стоит отметить, что после записи песни «Тёмная ночь» съёмка фильма пошла гораздо легче – сцена с письмом была снята с первого же дубля.

     Но история песни «Тёмная ночь» на этом не заканчивается. При записи песни на грампластинки первая партия пластинок оказалась бракованной – был слышен посторонний шум. Как выяснилось, первая матрица была испорчена слезами техника, которая не могла сдержаться при прослушивании песни.

     После Победы в Великой Отечественной войне «Тёмная ночь» начала свое триумфальное шествие по миру. Когда Иван Семенович Козловский (1900 – 1993), один из исполнителей песни, приезжал в гости к лидеру американской коммунистической партии Уильяму Фостеру, он спросил, не желает ли тот послушать советскую песню в живом исполнении. Уильям ответил ему, что с удовольствием послушал бы песню «Тёмная ночь», и что в Америке её очень любят.

     После первого издания на грампластинках в 1943 году Леонид Утёсов записал ещё несколько студийных фонограмм как на пластинках (в 1954 и в 1958 годах), так и на магнитных записях (в 1958 и 1967 годах), однако зрители навсегда запомнили исполнение песни в интерпретации Марка Бернеса, которая отличается своей душевностью и поразительной искренностью.

                *     *     *

     …Картина «Два бойца» снималась в 1942 году в Ташкенте. Композитор Никита Богословский утверждает, что мелодия «Тёмной ночи» сложилась буквально на одном дыхании, мгновенно, что это заняло у него столько времени, сколько песня звучит сейчас. Режиссёр Леонид Луков вспоминал, как поздней ночью они бились над песней про тёмную ночь, как десять раз повторяли запись, но всё было «не то», всё недоставало особой душевной проникновенности, лиризма. И вот наконец Бернесу удалось добиться того единственного, неповторимого звучания, которого так искали и режиссёр, и композитор, и поэт Владимир Агатов.

     Они вышли на улицу, когда над городом уже занялась заря, и остановились потрясенные: какие-то люди, очевидно работники киностудии, уже напевали их только что рождённую песню.

     С этого утра началась долгая жизнь «Тёмной ночи». Её пели в окопах и землянках, мысленно обращаясь к родным и близким: «Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь...» И над детскими кроватками её пели тоже, потому что в маленьких, затемнённых городах эта песня очень помогала ждать…
 
                ТЁМНАЯ НОЧЬ

     Тёмная ночь, только пули свистят по степи,
     Только ветер гудит в проводах, тускло звёзды мерцают.
     В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
     И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
          Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
          Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
          Тёмная ночь разделяет, любимая, нас
          И тревожная, чёрная степь пролегла между нами.
     Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
     Эта вера от пули меня тёмной ночью хранила...
     Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
     Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
          Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи.
          Вот и сейчас надо мною она кружится.
          Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь,
          И поэтому знаю: со мной ничего не случится!

     Помимо Марка Бернеса и Леонида Утёсова песню с огромным успехом пели в годы войны Иван Козловский и Георгий Виноградов с Краснознамённым ансамблем. И в послевоенные годы, и в наши дни это популярное произведение по душе многим артистам, музыкальным коллективам, а, главное, ветеранам и нам, слушателям. В Интернете можно найти «Тёмную ночь» в исполнении Дмитрия Хворостовского, Иосифа Кобзона, ВИА «Песняры», Стаса Пьехи, Елены Ваенги, Земфиры и многих других.

                *     *     *

     В первоначальном варианте сценария фильма песен не было вовсе, но потом режиссёр Леонид Луков попросил Никиту Богословского написать песню для сцены в землянке. Так появилась в картине «Тёмная ночь», блестяще исполненная Марком Бернесом. Но так получилось, что Леонид Утёсов, получив от Никиты Богословского ноты, запел ещё до выхода на экраны «Двух бойцов». Таким образом, для зрителей был утрачен сам момент внезапности.

     После этого Луков решил, что Аркадий Дзюбин должен спеть ещё одну песню, совершенно контрастную, и дал композитору задание: написать её «в стиле весёлых одесских уличных песен».

     Из воспоминаний композитора Никиты Богословского:

     «Я по рождению ленинградец, никогда не соприкасался творчески с одесским песенным фольклором и просто не знал, с чего начать. И тогда в газетах было помещено объявление с просьбой ко всем лицам, знающим одесские песни, явиться на киностудию. На следующий день привалила огромная толпа коренных одесситов, патриотов своих песен. Пришли люди очень разнообразные – от почтенных докторов до типов, вызывавших удивление по поводу того, что они ещё на свободе. И все они два дня пели наперебой всевозможные типично одесские песни. А я потом, сплавив характерные обороты и интонации, написал «Шаланды», песню вполне самостоятельную, но принесшую мне впоследствии массу неприятностей, так как люди, её бесконечно критиковавшие, никак не могли понять, что такой персонаж, как Аркадий Дзюбин, мог петь в данных условиях только такого типа песню, иначе образ его был бы неправдивым. Конечно, если бы я написал эту песню вне фильма, просто для эстрадного исполнения, я был бы вполне согласен с моими критиками. Но зато после «Двух бойцов» жизнерадостные и доброжелательные одесситы стали считать меня «своим».

     «Одесский» текст песни написал киевлянин Владимир Агатов, в её основу легло его же стихотворение, посвящённое социалистическому соревнованию рыболовецких бригад.

     Интересно, что в фильме, и в песне в частности (как и в её грамзаписи 1943 года), Марк Бернес произносит название города как «Одэсса» (в поздних записях 1963 и 1967 годов – уже правильно: «Одесса»).

                ШАЛАНДЫ, ПОЛНЫЕ КЕФАЛИ

     Шаланды, полные кефали,
     В Одессу Костя приводил,
     И все биндюжники вставали,
     Когда в пивную он входил.
          Синеет море над бульваром,
          Каштан над городом цветёт,
          Наш Константин берет гитару
          И тихим голосом поёт:
     «Я вам не скажу за всю Одессу –
     Вся Одесса очень велика…
     Но и Молдаванка, и Пересыпь
     Обожают Костю моряка».
          Рыбачка Соня как-то в мае,
          Причалив к берегу баркас,
          Сказала Косте: «Все вас знают,
          А я так вижу в первый раз».
     В ответ, достав «Казбека» пачку,
     Сказал ей Костя с холодком:
     «Вы интересная чудачка,
     Но дело, видите ли, в том:
          Я вам не скажу за всю Одессу –
          Вся Одесса очень велика…
          Но и Молдаванка, и Пересыпь
          Обожают Костю моряка».
     Фонтан черёмухой покрылся,
     Бульвар Французский весь в цвету,
     «Наш Костя, кажется, влюбился», –
     Кричали грузчики в порту.
          Об этой новости неделю
          В порту кричали рыбаки…
          На свадьбу грузчики надели
          Со страшным скрипом башмаки.
     Я вам не скажу за всю Одессу –
     Вся Одесса очень велика…
     Но и Молдаванка, и Пересыпь
     Обожают Костю моряка.

     И, конечно, в наши дни в Интернете можно посмотреть чудесную кинокартину времён Великой Отечественной войны «Два бойца», услышав в исполнении Марка Бернеса обе песни – «Тёмная ночь» и «Шаланды, полные кефали». А сам кинофильм останется в вашей памяти на долгие-долгие годы…

     По материалам сайтов Интернета.
    
     2016

     Возвращение к содержанию сборника "Истории российского кино" – http://www.proza.ru/2016/03/12/1615.