Солнечный поезд

Михаил Самарский
               






               


                Мечта хороша и полезна, если только
                не забывать, что она мечта.
               
                Жозеф Эрнест Ренан               




      - Тём, ты, видимо, что-то перепутал. Я знаю расписание наизусть – нет там такой электрички. На 10:15 есть, следующая в 10:35, на 10:27 – нет. И никогда не было! – Ирина похлопала Артёма по плечу и, подмигнув, развела руками: - Не расстраивайся, бывает.
      Но одноклассник и не думал расстраиваться.
      - Есть-есть! – усмехнулся он. – Неправильное твоё расписание. Я каждый день езжу на 10:27. Очень удобный поезд – в нём никогда не бывает толпы, а стёкла в вагонах то ли сапфировые, то ли хрустальные, но все цвета за окном яркие и насыщенные. И самое главное – когда едешь в этом поезде, небо никогда не бывает хмурым, всегда на небе солнце…
      - Артём, - нахмурившись, перебила Ирина, - ты решил меня разыграть? Что значит всегда… Впрочем, я же говорю тебе. Что такого поезда нет. Я иногда опаздываю на 10:15 и уезжаю на следующей электричке, то есть в 10:35. И никогда (ты слышишь меня?) никогда между этими двумя поездами не было ещё одного. Скажи, что ты пошутил.
      Тёма взглянул на часы и произнёс:
      - Сейчас сама увидишь.
      Ирина внимательно посмотрела на своего спутника, и ей захотелось потрогать лоб парня. «Может, заболел, - подумала она. – Ну, в самом деле, что за чушь он несёт? Какой поезд, какие сапфиры, какое солнце? Ага, особенно сегодня! Ещё утро, а кажется, что уже вечер наступил…» 
      - Смотри-смотри! – воскликнул парень. – Видишь?
      - Что? – раскрыла рот Ирина.
      - Ну, как что? – Артём указал в сторону перрона. – Солнечный поезд подходит,  вставай! Что же ты сидишь? – он протянул девчонке руку.   
      Ирина сначала рассмеялась, а затем, увидев сияющее лицо одноклассника, испуганно сказала:
      - Что с тобой, Тёма? Ты заболел? Какой солнечный поезд? Я же тебе сказала, что никакого…
      - Так ты едешь со мной? – перебил Артём.
      Ирина стояла молча.
      - Едешь или нет? – повторил Тёмка.
      Ирина не знала как нужно вести себя в такой ситуации, она понимала, что с парнем что-то случилось, но взять и сказать ему в лицо, что он не в себе, она не решалась.
      - Тём, - опустила она глаза, - понимаешь…
      - Давай, до встречи, - весело произнёс Артём, - ты просто испугалась. Но, может, в  следующий раз вместе поедем. Я тебя жду на конечной!
      Голос парня стих, Ирина некоторое время сидела молча, не решаясь взглянуть  на Тёму, а когда подняла голову, его на перроне не оказалось. Она покрутила головой по сторонам, встала со скамейки, прошлась по перрону, но парня нигде не было. Девушка даже тихонько крикнула: «Тёма-а-а! Прекрати! Хватит дурачиться!». В 10:35 строго по расписанию подъехала электричка, Ирина вошла во внутрь и до последней секунды, пока не затворилась дверь, была уверена, что Тёмка сейчас откуда-то вынырнет, радостно обнимет её, и они вместе тронутся в путь.
      Чуда не произошло. Оно не произошло здесь в самом начале пути. Зато в конце пути Ирка опешила. Подъезжая к конечной станции, она вдруг через окно увидела на перроне поджидавшего её Артёма.
      «Как он сюда попал? – невольно прошептала девчонка. – Ну, ладно, он потом вышел бы из другого вагона, подошёл бы ко мне сзади и разыграл бы свою дурацкую шутку. Но мы же только подъезжаем, ещё затворены двери, а он стоит на перроне. Как такое возможно? И возможно ли такое вообще?».
      Было чему изумиться - другим транспортом с такой скоростью сюда просто не добраться.
      Ирина ещё раз пристально вгляделась в лицо юноши, машущей ей с перрона рукой. Сомнений, что это Тёма, не осталось. Она вышла на перрон и растеряно спросила:
      - Как ты здесь оказался? Ты на чём добрался?
      - Ир, - улыбнулся Тёма, - ты, наверное, думала, что я шучу?
      - Ты о чём? – вздёрнула брови Ирина.
      - О солнечном поезде, - ответил Артём. – Я же тебе рассказал. Ты не поверила?
      - Послушай, дорогой, - Ирина была раздражена, она ничего не понимала, - какой поезд? Мы с тобой там были вместе. Где ты видел свой солнечный поезд? Ты меня что, за дурочку принимаешь?
      - Успокойся, Ир, - юноша взял девушку за руку, - это не розыгрыш. Это…
      - А тогда что? – ехидно спросила Ирина. Как ты оказался здесь вперёд меня? Можешь объяснить?
      - Боюсь, что пока нет, - грустно ответил Артём.
      - Это ещё почему? – удивлённо спросила Ирина. – У тебя от меня какие-то секреты?
      - Никаких секретов, - ответил Артём. – Просто тебе нужно успокоиться. Понимаешь?
      - Нет, не понимаю, - возразила девушка. – Я спокойна! Так что, можешь смело говорить.
      - Пойдём в парк, - неожиданно предложил парень. – Найдём уютное местечко, там днём народу мало, и я тебе ещё раз всё подробно расскажу. Договорились?
      Девушка ничего не ответила, лишь молча кивнула. В парке действительно было безлюдно, редкие прохожие, в основном пожилого возраста, медленно передвигались по тщательно вычищенным дорожкам – у стариков это называется «подышать свежим воздухом» или «размять косточки». Во всяком случае, так всегда говорила, бабушка Артёма, когда была жива.  В прошлом году её не стало, но за несколько дней до смерти, она успела рассказать внуку о дополнительном поезде. О том самом, который Артём называл «солнечным».
      - Ну, говори! – наконец-то потребовала подружка.
      - Понимаешь, Ир, - начал Артём, - солнечный поезд – он необычный.
      - В каком смысле? – почему-то шёпотом спросила Ирина.
      - Его видят только те, кто желает его увидеть?– Артём внимательно посмотрел в глаза девушке. – То есть нужно захотеть его увидеть! Понимаешь?
      - Пока нет, - честно призналась Ирина. – Ты только скажи мне честно, это не розыгрыш?
      - Ну, что ты заладила: «розыгрыш-розыгрыш», - передразнил Артём.
      - Как-то всё это необычно, - смущённо ответила девушка.
      - Клянусь! – улыбнулся юноша и добавил: - Это не розыгрыш.
      - Хорошо, - тяжело вздохнула Ирина, - тогда рассказывай дальше.
      - А собственно дальше-то и рассказывать нечего, - пожал плечами Артём, - ты либо веришь в солнечный поезд, либо нет. Если веришь, ты его видишь и можешь ехать на нём куда хочешь, если не веришь, ты его ни за что не увидишь, и он проедет мимо тебя, как это случилось сегодня. Я думал, ты мне сразу поверишь, но ты до последнего сомневалась и… Я наверное, показался тебе больным?
      - Если честно, - Ирина откашлялась в кулачок, - я до сих пор так считаю. Теперь пока сама не проедусь…
      Парень замялся.
      - Тут такое дело, Ир, - он тщательно подбирал слова, чтобы не обидеть собеседницу, - с таким подходом ты можешь так ничего никогда и не увидеть. Ещё раз говорю: в солнечный поезд нужно поверить. Ты же не можешь ступить с перрона в пропасть, то есть на рельсы, там, где пустота. Верно? А если ты будешь сомневаться, то там и останется пустота. То есть ты не пойдёшь в дверь, пока его не увидишь? Правильно?
      - Ну, в общем-то да, - согласилась девушка и тут же предложила: - Тогда научи меня.
      - Чему? – удивлённо спросил Артём. – Чему тебя научить?
      - Верить! – воскликнула Ирина.
      - Этому не учат, Ир, - вздохнул юноша.
      - А как же быть? – чуть не плача спросила Ирина. – Кстати, а ты сам-то как его увидел и почему поверил, что он существует?
      - Мне бабушка рассказала, - ответил Тёма.
      - И что? Ты сразу ей поверил? – удивилась Ирина.
      Артём покраснел. Спустя минуту сказал:
      - Ты знаешь, мне до сих пор стыдно вспоминать, но я подумал, что бабуля моя того… Ну, ты понимаешь меня, - он покрутил пальцем у виска. – Всё-таки старушке было уже под девяносто. В таком возрасте немудрено и…
      - Конечно, понимаю, - улыбнувшись, перебила Ирина, – я и сама сегодня о тебе так подумала. Ну, в смысле. что у тебя с головой что-то случилось. Не обижайся, ладно?
      - Ладно! – кивнул Тёма.
      - Согласись, как в это можно поверить? Стоят десятки людей на перроне, мимо них проезжает поезд, и никто его не видит. Разве  такое может быть? И долго ты искал этот поезд? Имею в виду, пока увидел его?
      - Нет! – замотал головой Артём. Бабушка опередила меня и развеяла мои сомнения: «Тёма, не думай, что я на старости лет чокнулась. Нет! Просто я боюсь опоздать и унесу с собой тайну «сапфирового поезда».
      - Сапфирового? – округлила глаза Ирина. – Так солнечный или…
      - Это не имеет никакого значения, - улыбнулся Тёма. – Бабушка называла его сапфировым, я – солнечным, возможно, тебе захочется назвать его как-то по-другому. Это ровным счётом не имеет никакого значения и никак не влияет на сам поезд.
      - И что дальше? Говори же, что дальше?  – потребовала Ирина.
      - Дальше всё просто, - продолжил Артём, - на следующий день мы поднялись с бабушкой на перрон и ровно в 10:27 подошёл поезд, мы вошли с ней в вагон и поехали. В тот день небо на улице было хмурое и низкое. А из вагона я увидел солнце и ослепительно белые облака.
      - Потрясающе! Слушай, - радостно вскрикнула Ирина, - а можно я назову поезд «облачным». Я обожаю белые облака.
      - Конечно, можно, - закивал Артём. – Кто тебе может запретить?
      - Эх, - печально вздохнула Ирина, – теперь бы ещё поверить в него, чтобы увидеть…
      - А разве ты ещё не поверила, – удивился Тёма, – если ты даже название ему придумала? Мне кажется, мы уже договорились, разве не так? Или ты всё сомневаешься?
      - Чуточку-чуточку, - честно призналась девушка.
      - У тебя время ещё есть, - сказал Артём, - до завтра избавляйся.
      - Да, точно! – согласилась Ирина и добавила: - Значит, завтра поедем на 10:27?
      - Ну, если готова, поедем, – согласился Артём. – Если желаешь…
      - Конечно, желаю, - Ирина подвинулась к Артёму поближе и положила ему голову на плечо. – Тём, мне так хорошо с тобой.
      - Мне с тобой тоже,  - тихо сказал юноша и покраснел.
      - Слушай, - спохватилась Ирина, - а какой у него маршрут? У нашего поезда? Откуда и куда он катается?
      - Я ещё не пробовал на нём путешествовать – ждал тебя. Бабушка сказала, что сесть в него можно только на нашей станции, а поехать – в любую точку планеты.
      Ирина раскрыла рот и округлила глаза:
      - Как в любую точку? И в Африку?
      - Да хоть в Антарктиду, - улыбнулся Артём. – Но опять-таки нужно захотеть.
      - Да-да-да! – радостно захлопала в ладоши девушка. – Я хочу! Очень хочу! Очень-очень-очень!
      - Куда? – спросил Тёма.
      - Ну… ну… я ещё не знаю, - смутилась собеседница.
      - Странно! – тихо произнёс Артём.
      - Чего ж тут странного?
      - Сама ещё не знаешь, куда, а говоришь «хочу»!
      - Но я имела в виду, хочу путешествовать, хочу…
      - Ладно, - перебил Артём, - всё у нас ещё впереди. Не будем забегать вперёд. Сначала ты должна увидеть солнечный поезд.

      Они встали с лавочки и медленно направились в сторону вокзала. Артём и Ирина решили вернуться домой – завтра ответственный день, а сегодня никуда больше не хотелось идти.