Бесенята. Святочный рассказ

Элена Захарова
Святки - время опасное, неспокойное. "Ой, как мы это время не любили", - рассказывала моя бабушка (та, что жила в Вороньем острове - деревушке, затерянной в лесах, куда ни один общественный транспорт не доходит). - Всяка нечисть повылазит. Святочные духи по дворам снуют, где бы чего напакостить ищут. Только и смотри, как бы чего худого не сотворили. Особливо духи некрещёных деток хулиганят - их в святки на гулянье отпускают. Вот они и резвятся. Чтобы защититься от святочных духов, мы строго все запреты и предписания соблюдали. А запретов-то ох как много! Нас, молодых, старшие всегда одергивали. Не стучи ложкой о горшок! Не дуй на еду в ложке! А коли ложка та упала, ни в коем разе не поднимай, пока все из-за стола не встанут! Не клади локти на стол! И упаси тебя Бог рукой до печки дотронуться или головешки кочергой помешать!"

"А коли не соблюдать предписания, - страшным голосом обычно продолжала бабушка, - вызовешь недовольство святочных духов. Духи же эти, особливо что поважнее, могут серьёзный урон нанести. А нечисть помельче - та больше проказит,  развлекается для своего удовольствия - порчу там небольшую навести, сосульку не голову скинуть,  ледышку под ноги подсунуть"...

Знали наши бабушки, как себя следует в святки вести, чтобы неудовольствия злых духов не вызвать, защититься от святочной нечисти. Это хоть как-то нечисть в узде держало. А теперь - почти никто в это не верит, обычаев не соблюдает. Может, в деревнях старожилы и соблюдают кой-какие предписания. А в городах-то молодёжь обо всём этом и слыхом не слыхивала. И что такое святки - не многие знают. Не говоря уж о том, как вести себя надлежит в это время неспокойное. Вот уж где нечисти всякой раздолье, совсем она распоясалась...

Только нечисть, особенно городская, теперь тоже другая стала. Вы думаете, у нас прогресс, а у них там всё по-старинке? Не тут-то было. Современная нечисть и одевается соответственно времени (чтобы в глаза не бросаться), и новинками техническими не брезгует, тоже плодами цивилизации не прочь побаловаться.

Был со мной такой случай. Хотите - верьте, хотите - нет. Возвращалась я домой поздно, заполночь - заболталась у подруги, про время забыла. А была вторая половина святок - время самое что ни на есть опасное - легко можно на нечисть какую нарваться. Иду я, вспоминаю бабушкины рассказы о святочных духах. Почти до самого дома дошла. Вокруг - не души. Оно и понятно - время позднее, да и мороз градусов двадцать - не меньше. Иду, задумалась...

Вдруг, вижу - мальчик! Откуда взялся - непонятно. Только что никого не было. Смотрю вокруг - где родители-то? Мальчонка совсем маленький - лет пять, не больше. На беспризорника не похож - вон комбинезончик на нём новёхонький, да и дорогой на вид. А бездомные в такой холод по улицам не ходят - где-нибудь в тёплых подвалах сидят...

Растерялась я. Начала лихорадочно соображать - куда звонить-то надо? В милицию? МЧС? Скорую? Вон, мороз какой - может, застудился, обморозился. А пока, думаю, надо к себе домой отвести, очень уж холодно. А он вокруг меня бегает, подскакивает, смеётся. "Где, - говорю, - мама твоя?" Молчит, проказливо ухмыляется. "Где ты живёшь, малыш? Давай, я тебя домой отведу!" А он мне прибаутки выкрикивает: "Дай мне тетенька монетку - я куплю себе конфетку!" Голосок звонкий, весёлый. Я опешила : "Где, - говорю, - ты конфетку сейчас купишь? Магазины закрыты давно. Да и не продадут такому маленькому". А рука помимо моей воле к сумке тянется. Достала кошелёк, перчатки сняла - пальцы вмиг заледенели. Высыпала в горсть монетки и протягиваю мальчику. А тот монетки схватил - без варежек - ручонки ледяные. Смеётся, подпрыгивает.

Вдруг наклонился, горсть снега зачерпнул и... мне в лицо как бросит! У меня аж дух захватило от неожиданности. "Ах, озорник!" Глаза протёрла - глядь, а и нет мальчишки. Стою, головой верчу во все стороны - никого. И следов, кроме моих, не видно. Снег-то крупный валит, сугробы прямо на тротуаре - сантиметров десять. Потом чувствую - об ногу что-то тихонько стукнулось. Смотрю… котик чёрный! Молоденький, весёлый, подскакивает. Сверкнул на меня глазками - а взгляд озорной - точь-в-точь, как у того мальчонки. Протянула я к нему руку, а он как бросанётся в сторону парка - прямиком по сугробам, через кусты. Только его и видели...

Тут вспомнилось мне, что парк наш аккурат на месте старого кладбища находится. Совсем не по себе стало. Посмотрела я ещё раз по сторонам, покричала: "Мальчик, мальчик, где ты?" Да и домой поспешила - чуть не бегом. И, конечно, поскользнулась на крыльце. Обычно я осторожно там хожу, знаю, что скользко. А тут не до того было. Коленку больно ушибла.

К двери в квартиру подошла, сумку открыла, не могу ключи найти. Искала-искала - нет ключей. Наверное, думаю, выронила, пока мальчику монетки доставала. И вдруг вспомнила, что бабушка наказывала: "Никому, подозрительному на нечисть, в святки ничего не давай, как бы он ни просил. Особливо часто бесенята так развлекаются. Затемно бегают по улицам, у прохожих монетки выпрашивают. А растеряется кто - даст монетку - потом несчастья замучают..."

Пришлось к соседке в дверь звонить (хорошо, что я у неё запасные ключи оставляла). Неудобно, конечно, время позднее - а что делать-то? Ладно, думаю, куплю ей завтра шоколадку за беспокойство.

А примета бабушкина сбылась. Всю неделю - до самого Крещения (хотите - верьте, хотите - нет) меня преследовали неудачи. То батарею прорвало, да так, что соседей снизу залило. То часы любимые сломались - настенные, с кукушкой - те, что от бабушки в наследство достались. Столько лет ходили… А о бесконечных опозданиях, забываниях дома то кошелька, то проездного - я и не говорю.

Да, что там, до смешного доходило. Вот не поверите: телефон в кастрюлю с кашей уронила - и смех, и грех! Да достала не сразу - каша-то кипящая - пока сообразила чем бы выловить, да кое-как ложкой подцепила, телефон кашей пропитался. Сломался, конечно. А там - все номера телефонов, на симку не скопированные. В ремонт снести постеснялась. Как объясню мальчикам из мастерской - зачем телефон в каше варила? Подумают: совсем тетка сбрендила! Только после Крещения поспокойней стало. Опять же простудиться умудрилась - болела потом долго, с осложнениями. Видно - напроказил, наворожил тот бесенёнок...

Конечно, я и теперь обычаев святочных и запретов не соблюдаю. Не до того современному городскому человеку. Но затемно в святки стараюсь не ходить. А колено, что тогда ушибла, до сих пор беспокоит - начинает болеть и поскрипывать, если пешком долго идти приходится. Вот, иду, прихрамываю, ногой скриплю (ну, чем не баба Яга?!), да озорника своего святочного вспоминаю...

2016, январь, святки


Это произведение участвовало в конкурсе "Святочный рассказ" - http://www.proza.ru/2015/12/30/808