Мой Северянин. Глава 1. Загадки игоря северянина

Борис Подберезин
               
               




                Глава 1

                ЗАГАДКИ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА

          В молодости он фантазировал:
          Меня положат в гроб фарфоровый
          На ткань снежинок яблоновых,
          И похоронят (...как Суворова...)
          Меня, новейшего из новых.
          Не повезут поэта лошади  –
          Век даст мотор для катафалка.
          На гроб букеты вы положите:
          Мимоза, лилия, фиалка...

     К. Чуковский съязвил: «Это будут фешенебельные похороны. За фарфоровым гробом поэта потекут в сиреневом трауре баронессы, дюшессы, виконтессы, и Мадлена со страусовым веером, и синьора Za из «Аквариума». О, воскресни, наш милый поэт! Кто, если не ты, воспоет наши будуары, журфиксы, муаровые платья, экипажи? Кто прошепелявит нам, как ты, галантный, галантерейный комплимент? ... - Я каждую женщину хочу опринцессить! - таков был твой гордый девиз.
     Но что же делать принцессам без принца? О, воскресни, наш милый принц! ... Тут непременно случится великое чудо. Из гроба послышится жуткий и сладостный голос того, кого мы так горько оплакиваем: «Гарсон! сымпровизируй блестящий файв о'клок!» – и шикарный денди-поэт, жеманно и кокетливо потягиваясь, выпрыгнет из фешенебельного гроба:  – Шампанского в лилию! Шампанского в лилию! – И закричит шоферу-похоронщику:

«Как хорошо в буфете пить крем-де-мандарин!
За чем же дело стало? - К буфету, чёрный кучер!»».

     В ответ Северянин и бровью не повел, а спустя 11 лет завершил картину:
          
                Как хороши, как свежи будут розы,
                Моей страной мне брошенные в гроб!

     Судьба жестоко подшутила над Королем поэтов...
     Какие розы?! Какой фарфоровый гроб?! Какой катафалк?! Какая «моя страна», наконец?! Игорь Васильевич умер 20 декабря 1941 года забытым и нищим в оккупированном гитлеровцами Таллине, и телегу с гробом на кладбище волокла убогая кляча.  Его должны были похоронить в фамильной ограде Запольских, но семья не позволила – со своей последней Музой – Валерией  Борисовной – поэт жил в гражданском браке. Гроб зарыли в чужой ограде. Провожали поэта всего шесть человек. «Свежие розы» явились спустя много лет двумя знаменитыми строками на памятнике. А через десятилетия и сам памятник разорили охотники за цветными металлами …

                Царица Жизнь воспитана, как хамка!…

     Северянин оставил немало загадок. Скажем, вот эту – почему талантливый поэт писал такие стихи, за которые критики  награждали его ярлыками  «безвкусный пошляк», «парфюмерщик», «писака на потребу», «куплетист на Парнасе», а творчество его породило обидное клеймо – «северянинщина»?
     Я бы назвал три причины.
     Игорь Северянин прославился в эпоху, которую позднее назовут Серебряным веком. Два десятка лет на рубеже ХIХ – ХХ столетий вызвали в России небывалый взлет философской и религиозной мысли, расцвет всех видов искусств:

                А рядом, словно окна в синий мир,
                Сверкают факелы безумного Искусства:
                Сияет правда, пламенеет чувство,
                И мысль справляет утончённый пир.
                (Саша Чёрный).

     Северянин и герой, и антигерой своего времени, а еще, пожалуй, и – жертва. Оценить его творчество можно только в контексте этой эпохи.   
      Серебряный век был полон тревожным предчувствием глобальных катастроф, – мировых войн и революций. В философии,  искусстве,  морали  назревал кризис (суть его уловил известный русский философ Н. Бердяев). Развитие капитализма уже определило поворот от духовных ценностей к материальным.  Мир стремительно менялся. В кругах богемы  царили идеи Ницше, возносившие индивидуализм, породившие авангардизм с его стремлением к эпатажу и отрицанию традиционного искусства.
      «Была в эти тревожные годы особая сладость жизни, какое-то смутное предчувствие близких бед и крушений. Оттого все торопились жить, все были ветрены и романтичны. Мир казался особенно дорогим и прекрасным, потому что ежеминутно боялись потерять его» (Г. Адамович).               
     В богемных кругах царили теория «театрализации жизни» Н. Евреинова, идеи слияния творчества и биографии. Это сделало Серебряный век временем маскарадным, быт – карнавалом:    
   
                Этот Фаустом, тот Дон Жуаном,
                Дапертутто, Иоканааном,
                Самый скромный - северным Гланом,
                Иль убийцею Дорианом,
                И все шепчут своим дианам
                Твердо выученный урок.
                (А. Ахматова)


     Театральность, игра  стали определять и творчество, и манеру поведения, и стиль жизни. Ожило придуманное Ф. Достоевским слово «самосочиненность». Лицо уже не отличить от маски, маску – от лица.
     В. Маяковский с его ранимой душой, фобиями и неуверенностью в себе, облачался в знаменитую кофту, рычал со сцены красивым басом и представал перед публикой не «облаком в штанах», а брутальным «Прометеем-поножовщиком»
(К. Чуковский), сверхсильным предводителем планетарных погромов. Его маску уличного хулигана, скопированную позднее С. Есениным, принимали за подлинное лицо.  Н. Клюев, всегда являвшийся среди поэтов  в деревенской рубахе, подпоясанный веревкой и в смазных сапогах, в «мирской» жизни одевался как изысканный денди и напрочь забывал деревенский говор. А. Ахматова театрально  звала смерть, как освобождение («Ты все равно придешь – зачем же не теперь?»), но испытала безумный страх при бомбардировке осажденного Ленинграда. А собрания в «башне» В. Иванова?! А знаменитая мистификация Черубины де Габриак?!
     Почти у любого поэта Серебряного века мы найдем эту тему. В. Брюсов:

              На свете нет людей – одни пустые маски
              Мы каждым взглядом лжём, мы прячем каждый крик...

      М. Волошин: «Уже начался процесс образования человеческих масок, являющихся самозащитой личности в тесном и устоявшемся общественном строе».
     В. Шершеневич:
 
        Маски повсюду, весёлые маски,
        Хитро глядят из прорезов глаза;
        Где я? В старинной, чарующей сказке?
        Но отчего покатилась слеза?

     Речь идёт о масках уже в прямом смысле – Д. Бурлюк расхаживал с раскрашенным лицом, М. Кузмин наносил «мушки», Н. Гумилёв в голодном и промёрзлом Петрограде начала 20-х годов появлялся в цилиндре и фраке на вечере среди литераторов, поголовно обутых в валенки.
     Символично – даже знаменитое поэтическое кафе «Бродячая собака» преобразилось в «Привал комедиантов».
     Игорь Северянин едва ли не возглавлял этот «карнавал». Современники единодушно отмечали его редкий игровой талант, и поэт использовал его вовсю. Вот первая причина, почему он писал такие стихи. 
     Сам Игорь Васильевич охотно признавал свою игру («Игорь Северянин»):

       Он тем хорош, что он совсем не то,
       Что думает о нем толпа пустая,
       Стихов принципиально не читая,
       Раз нет в них ананасов и авто.

     Теперь о пошлости, за которую поэта бранили критики. Была ли она в его стихах? Несомненно.  А был ли он сам пошляком? Об этом спорят до сих пор. Пошляк, по Набокову, носитель поддельных, лживых ценностей, претенциозности, «мнимости»: мнимый творец прекрасного, мнимый  ПОЭТ,  мнимый  «гений»,  изнемогающий от стремления казаться не тем, что он есть. Пошляк свято верит в правду создаваемого им собственного образа. И по сути не ведает, что творит.
    Северянин ведает!
    Он  пересиропил  свои стихи эротической галантерейщиной вполне осознанно. Для него это как бы – литературный приём, игра в пошлость.

            Во мне выискивали пошлость,
            Из виду упустив одно:
            Ведь кто живописует площадь,
            Тот пишет кистью площадной. 

     О своем отношении к пошлости поэт говорил вполне определённо:

            Так страшно к пошлости прилипнуть, -
            Вот это худшая вина…
   
     Блистательный А. Вертинский в своем творчестве очень походил на Северянина. Более того – помимо своих  «бананово-лимонных Сингапуров» он исполнял песни, написанные на стихи Северянина –  но назовёт ли его  кто-нибудь пошляком?!
     Возможно... За все эти вымученные красивости, ажурности, гламурности, богемные надрывы, голубые испано-сюизы, вечерние дансинги…
     Но всё это заслоняет и превращает в искусство неподражаемый, совершенно уникальный  талант Вертинского – артиста, умеющего «из горничных делать королев». Так же и с Северяниным, и если называть его пошляком, придётся признавать, что и пошлость может быть изысканной.   
     Северянин  прекрасно понимал это, иначе не сокрушался бы, перечитывая «Евгения Онегина»:
            
               Мы извращеньем обуяны
               Как там, читатель, не грози:
               И духу вечному Татьяны
               Мы предпочтем «душок» Зизи! …
    
     Северянин был человеком весьма ироничным, и в этом – вторая разгадка. 
Г. Шенгели  – друг и, в известной мере, ученик Северянина утверждал: «Игорь обладал самым демоническим умом, какой я только встречал, — это был Александр Раевский, ставший стихотворцем; и все его стихи — сплошное издевательство над всеми, и всем, и над собой… Игорь каждого видел насквозь, толстовской хваткой проникал в душу и всегда чувствовал себя умнее собеседника — но это ощущение неуклонно сопрягалось в нем с чувством презрения».

    
               Пускай критический каноник
               Меня не тянет в свой закон –
               Ведь, я лирический ироник:
               Ирония – вот мой канон.

     Эту мысль Северянин повторяет и в других стихах, например, в автопортрете («Игорь Северянин»):

               Он в каждой песне, им от сердца спетой,
               Иронизирующее дитя.

     По форме ирония Северянина – классическая: «хула в виде хвалы». И навряд ли стоит всерьёз называть его певцом пошлости и мещанства, упрекать в эстетизации низкопробной гламурной салонности, провозглашать гением кича. Ведь Игорь Васильевич и сам свои наиболее вызывающие «поэзы» в узком кругу открыто называл «стихами для дураков».
     Трудно не  заметить: кич сегодняшний, заражённый звёздными болезнями и так востребованный «широкими массами», а по-простому – быдлом, кич, заполонивший все экраны ТВ, весь эфир и поглотивший подлинное искусство, –  процветает и осознанно извращает во имя наживы вкусы публики. Более того – формирует их.
     Северянин, действительно, презирал «почтенное общество» и издевался над публикой, пародируя ее вкусы. Об этом секрете Полишинеля он  вопиет во весь голос:

               В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи
               В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив:
               Я улыбнулся натянуто, вспомнив сарказмно о порохе.
               Скуку взорвал неожиданно нео-поэзный мотив.
               Каждая строчка — пощёчина. Голос мой — сплошь издевательство.
               Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.
               Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,
               И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс.

     Или:
               Я – не игрушка для толпы,
               Не шут офраченных ничтожеств!
               Да, вам пою, – пою! – И что же?
               О, люди! как же вы тупы;… –
               Я – ветер, что не петь не может!
 
     Об обиде на свою эпоху и о презрении к  толпе Северянин писал часто. Например, в стихотворении, обращенном к Бальмонту:

               Мы обокрадены своей эпохой,
               Искусство променявшей на фокстрот.
               Но как бы ни было с тобой нам плохо,
               В нас то, чего другим недостаёт.
                ……………………………………
               С презреньем благодушным на двуногих
               Взираем, справедливо свысока.
               Довольствуясь сочувствием немногих,
               Кто золото отсеял от песка.

     «Фокстрот» в  стихах Северянина – метафора. Сегодня: «опопсовиться», в начале ХХ века – «офокстротиться».         
     Северянинская ирония часто соседствует с самоиронией и этим открывает путь для бегства от действительности: «Я трагедию жизни претворю в грёзофарс...». Укрытием от невыносимой реальности для Короля поэтов была поэзия и весь тот прекрасно-сказочный мир «у моря, где ажурная пена» со всеми его «озерзамками», «каретками» и «сюрпризэрками», – причудливый мир, который он так изящно выдумал.
 

               За струнной изгородью лиры
               Живёт неведомый паяц.
               Его палаццо из палацц –
               За струнной изгородью лиры...
               Как он смешит пигмеев мира,
               Как сотрясает хохот плац,
               Когда за изгородью лиры
               Рыдает царственный паяц!..   

     Или так:

               Я царь страны несуществующей,
               Страны, где имени мне нет...
               Душой, созвездия колдующей,
               Витаю я среди планет.

     Северянин в своей иронии, сарказме и сатире удивительно созвучен другому замечательному поэту – Саше Чёрному.  Оба они невыносимо страдали от человеческой глупости, пошлости, мещанства, безвкусия обывателей. Строчки  Северянина

              Фокстрот, кинематограф и лото –
              Вот, вот куда людская мчится стая!
               
вполне можно принять за стихи Саши  Чёрного. А стихотворение «Их культурность...»?! –   

     Мне сказали однажды:
        «Изнывая от жажды
        Просвещенья, в России каждый, знай, гражданин
        Тонко любит искусство,
        Разбираясь искусно
        Средь стихов, средь симфоний, средь скульптур и картин».

        Чтобы слух сей проверить,
        Стал стучаться я в двери:
        «Вы читали Бальмонта, – Вы и Ваша семья?»
        – «Энто я-то? аль он-то?
        Как назвали? Бальмонта?
        Энто что же такое? не пойму что-то я.

        Може, энто письмовник?
        Так читал нам садовник,
        По прозванью Крапива – ик! – Крапива Федул.
        Може, энто лечебник?
        Так читал нам нахлебник,
        Что у нас проживает: Пармошка Разгул.

        Може, энто оракул?» –
        Но уж тут я заплакал:
        Стало жаль мне Бальмонта и себя, и страну:
        Если «граждане» все так –
        Некультурнее веток,
        То стране такой впору погрузиться в волну!..

   
     Но в отношении к «сермяжной правде жизни» у Саши Чёрного преобладает тоска, а у Северянина – презрение.
     Теперь о третьей причине, почему он писал такие стихи.
     Северянин чутко угадал исторические перемены, уловил настроение эпохи. И набирающий силу буржуазный бомонд, и простой обыватель жаждали развлечений, хотели, чтобы им «делали красиво». Напрасно критики называли Северянина «продавцом мороженого из сирени» – он предлагал толпе совсем другое – иллюзорную мечту. Мечту об изящной, легкой и красивой жизни:

         К чёрту «вечные вопросы»! –   
         Пью фиалковый ликёр.

     А в какую завораживающую, сказочную обёртку заворачивал он свой товар! – тут были и королевы в башнях замка, отдававшиеся грозово своим пажам под сонаты Шопена, и грёзэрки-сюрпризэрки в гамаке камышовом, и капризный, но бессмертный эксцесс, и элегантные коляски в электрическом биенье, и комфортабельные кареты на эллиптических рессорах, и жёлтые гостиные из серого клёна, с обивкою шёлковой, в которые приглашали на томный журфикс…  Были и обольстительные мужчины с душистой душой, тщательно скрытой в шёлковом шелесте, и упоительные женщины в платье муаровом с лазоревой тальмой, и шофэры, дожидающиеся их в фешенебельных ландо…
     Северянин, виртуозный гипнотизёр человеческих душ, показывал дорогу к этому иллюзорному счастью, дарил рецепт:

                Вонзите штопор в упругость пробки,—
                И взоры женщин не будут робки!..
                Да, взоры женщин не будут робки,
                И к знойной страсти завьются тропки.

                Плесните в чаши янтарь муската
                И созерцайте цвета заката...
                Раскрасьте мысли в цвета заката
                И ждите, ждите любви раската!..

                Ловите женщин, теряйте мысли...
                Счёт поцелуям — пойди, исчисли!..
                А к поцелуям финал причисли,—
                И будет счастье в удобном смысле!..

     В эти годы, когда капитализм только нащупывал пути к глобальному оболваниванию, начиналось его главное преступление против человечества – замена подлинной культуры – культурой массовой, подмена искусства – шоу-бизнесом. Одним из первых героев этой мистификации стал Северянин. Он удивительно точно попал в нерв эпохи – сделался «поэтом улицы» намного раньше В. Маяковского, перенёс поэзию из салонов на эстраду.

               Гоня торопливо за строчкою строчку,
               Какую-то тайную нервную точку
               Под критиков ахи и охи, и вздохи
               Сумел он нащупать на теле эпохи.
                (В. Шефнер)

     Задолго до появления всех теорий маркетинга Северянин гениально угадал технологию успеха в нарождающемся «обществе потребления». Во всём опередил будущих гениев рынка. Всё было у него по ещё не открытой науке: и изучение спроса, и создание бренда, и продвижение его с помощью рекламы и манипулирования публикой. Но при этом Северянин совершил то, против чего протестовала  его душа – «офокстротился»…
     Другой поэт Серебряного века Николай Гумилёв тоже разгадал  этот исторический поворот и в своих «Письмах о русской поэзии», касаясь творчества Северянина, пророчески заметил: «...такие стихи трогают до слёз, а что они стоят вне искусства своей дешёвой театральностью, это не важно. Для того-то и основан вселенский эго-футуризм, чтобы РАСШИРИТЬ границы искусства... (выделено мной – Б.П.).  Повторяю, все это очень серьезно. Мы присутствуем при новом вторжении варваров, сильных своею талантливостью и ужасных своею небрезгливостью. Только будущее покажет, «германцы» ли это или... гунны, от которых не останется и следа».
     Но след от Северянина остался. И очень заметный.