Сон туриста или небывалое путешествие

Ольга Ивлиева
Мостовая была вымощена желтым булыжником, как приятно просто идти по ним. Ноги уже устали, но внутренне ощущение счастья и желание увидеть больше тянуло вперед. Как хотелось хоть на секунду задержаться у каждого домика. Все строения были не выше пяти этажей, покрашены в теплые тона от желтого, под стать мостовой, до терракотового. Некоторые выделялись богатством лепнины, на других неизвестным художником были нарисованы бытовые сценки и орнаменты. Особенно мне запомнился рисунок, на котором был изображен всадник в белой шляпе с пером и в расшитом камзоле. Меньше меня радовали проявления современного искусства, сколько не убеждай, но я никогда не пойму, какой может быть глубокий смысл в скульптуре огромного красного муравья величиной с окно, который ползет вниз по стене. Несмотря на это я педантично сфотографировала и его, просто на память и чтобы показать родным, что и такое «искусство» бывает. Тут я взглянула на часы и к своему ужасу поняла, что уже опаздываю на место встречи. В экскурсионную программу входило еще посещение мастерской местного художника. Я просто не могла такое пропустить! Известным мне путем я уже не успевала вернуться, оставалось импровизировать. Сверившись с картой, я поняла, что сейчас между домами мне откроется проход, но на схеме он почему-то был помечен со знаком вопроса. И, пройдя несколько шагов, я поняла почему. По сути «это» вообще нельзя было назвать проходом. Предо мной предстали три огромные ступени, каждая высотой не менее полутора метров.
«Опять какая-то инсталляция», - промелькнуло у меня в голове.
Вдруг вижу, как к верхнему краю подходит молодая пара с ребенком. Они стали мне жестикулировать, указывая куда-то вправо. Повернувшись, я увидела постамент с кнопкой по центру. Стоило мне ее нажать, как конструкция пришла в движение, и выдвинулись дополнительные ступеньки. Все время, пока семья спускалась, мне пришлось держать кнопку нажатой, в противном случае ступеньки бы опять исчезли. К счастью, мои новые знакомые любезно согласились проделать то же самое для меня. Забравшись наверх, я обернулась и с улыбкой помахала им рукой. Когда я уже уходила, мой взгляд упал на металлическую табличку, которая была вмонтирована в первую ступень. «Скульптура доверия» гласила надпись на ней, а далее, более мелким шрифтом, приводилась информация об авторе и история создания. Жаль, на прочтение уже не хватало времени.
Я быстро наметила маршрут, пришлось бежать. Добравшись до площади с колонной, я увидела группу людей и знакомое лицо экскурсовода. Успела! Лика, наш гид, восторженно сообщала, что нам предстоит встреча с самим Стефаном Каустусом. Мне это имя, по правде говоря, ничего не сказало. Недавняя пробежка меня изрядно измотала, и очень хотелось просто посидеть в теньке. Посидеть не удалось, нас пригласили в студию, хорошо, что там работал кондиционер. Блаженство!
Я не очень хорошо разбираюсь в искусстве, но картины мне в целом понравились. Сочные краски, широкие мазки, от полотен веяло теплотой этого края. Правда силуэты людей и предметов изображались немного расплывчатыми, словно художник, прежде всего, стремился передать настроение, а не реальные очертания объектов. Дальше нас ждал сюрприз. Лика вошла в зал и попросила всех последовать за ней. Следующая комната была намного меньше, в центре сидел пожилой мужчина с коротко подстриженными седыми волосами и острой бородой. На нем была выгоревшая светло-голубая рубашка и мешковатые, с пятнами краски, штаны. Мастер жестом пригласил нас войти. Мы все затаили дыхание, увидев его за работой. Художник использовал для рисования не только краски. Стефан насыпал в ступку каких-то маленьких зернышек и перетер их до состояния пыли, затем капнул туда маслянистой жидкости, и смесь приобрела темно-зеленый оттенок. После этого художник взял тонкий тупой нож и с его помощью начал рисовать этой субстанцией. Затем чуть подправил цвет маслеными красками и на картине появились очертания темного леса. Затем Стефан так же быстро нарисовал пруд и ночное небо. Создавая их, он уже не прибегал к нетрадиционной технике. Надо признать, что на этой картине мне больше всего понравился именно лес, он получился по-настоящему живым и немного пугающим.
Закончив свое произведение, художник обернулся к нам и произнес:
- Я давно ищу ученика, кому передам секреты живого рисования. Возможно, этот человек среди вас. Готовы пройти мое испытание?
- Да! – Хором ответили все без исключения.
- Тогда пройдите в соседнюю комнату, там вас ждут чистые холсты и краски. Я хочу, чтобы вы показали мне болезнь. На это даю вам час.
В соседнем помещении нас действительно ждало все необходимое для работы. Я решила нарисовать насморк, а точнее красивый платок с вышивкой и множеством складок. Правда, я еще не  решила, стоит ли помещать на картину красный нос заболевшего. Приступив к работе, я поняла, что нарисовать платок – это уже подвиг для меня. Через сорок минут мой «шедевр» был готов, если честно, то пятилетний ребенок справился бы лучше. Я так увлеклась, что даже не заметила, как почти вся группа столпилась вокруг Николая. При этом каждый словно стремился перещеголять другого, высказывая свои замечания относительно картины молодого человека. Я подошла ближе, чтобы понять, в чем причина. Николай сидел весь бледный, сцепив руки на коленях, и смотрел перед собой, словно никого вокруг вообще не было. Посмотрев на холст, я поняла, почему другие так возмущались. Коля просто закрасил весь холст черной краской.
- Малевича сплагиатил?  - Послышалось очередное ехидное замечание.
- Совсем рисовать не умеешь? – Спросила девушка, стоящая справа от Николая.
- Воображения нет?
Юноша ничего не отвечал на эти злобные выпады. Не понятно к чему бы все пришло, но тут вошел художник и все, как по команде, заняли свои места. Мастер в первую очередь подошел к Николаю.
- Объясни, - попросил художник.
- Вы же наблюдали за нами и все видела. Я отобразил сразу две болезни: на холсте – мир, как его видит слепой человек,  и слепоту общества. Вы увидели, как легко люди готовы осуждать даже не разобравшись в ситуации.
- Думаю, другие картины мне смотреть не нужно, - с улыбкой произнес Стефан. – Ты станешь моим учеником?
- Да.
И они ушли обсуждать детали. Всем остальным осталось только покинуть мастерскую. Автобус уже ждал, чтобы отвезти нас на еще одну экскурсию. Я села у окна, мысли о случившемся не выходили у меня из головы. Мне казалось, что Стефан ошибся в выборе.
«Глупость какая! Даже мой носовой платок был лучше нарисован, чем эта черная мазня…»