Начало

Людмила Ослоповских
    Было это  в самом начале моей трудовой деятельности. По окончании педучилища получила направление на работу в недавно выстроенную типовую школу-интернат на должность воспитателя. Как нам сказали,что только самых ответственных  рекомендовали  на трудный и важный  участок. Думаю, что слегка лукавили члены комиссии, произнося это. Было нас таких "счастливых" четверо.   В школе приняли   с распростертыми объятиями , воспитателей не хватало. Выяснилось, что контингент учащихся  трудный. Здесь были дети из детских домов, сироты, дети из неблагополучных семей и домашние, где не было одного из родителей. Особую трудность представляли переростки.  Нам, молодым специалистам, и самим-то тогда едва исполнилось по девятнадцать.

    Получила я на воспитание шестой класс (12-16лет) в количестве 25 человек.  В своей семье была не единственным ребёнком, но со старшим братом и сестрой разница в возрасте была большая(13-15 лет).  Так случилось, что с пяти лет я осталась с родителями одна. Не приходилось мне участвовать в воспитании младших братьев и сестёр. И как мой отец говорил: "Грамотёнки и опыта ещё маловато было...".Только стояли в дипломе неплохие оценки по педагогике и психологии... Науки изучены, а на деле.... Полный провал!  Стали мы , молодые педагоги, искать подход к нашим  воспитанникам.

    Школа-интернат жила по своему строгому режиму . Подъем,утренний туалет, заправка кроватей, уборка помещения, завтрак,уход в школу на занятия....За всем нужно было проследить , чтобы умылись, оделись, позавтракали... и всюду  не опоздали . А во второй половине дня, чтобы уроки сделали по всем предметам, погулять с ними и провести какое-нибудь внеклассное мероприятие. Но дети-то были разные и с разными характерами, и многие с отклонениями в психике т.к. из неблагополучных семей.  Среди них были второгодники-переростки, которые покуривали уже и непрочь были в близлежащих домах поживиться  тем, что плохо лежало.

    В первое время  не всё получалось, не везде успевали... Казалось бы, помочь надо было молодым, поделиться опытом, а с нас только спрашивали. Спрашивали все: администрация школы, профком, ,партком, комитет комсомола, медики.... и т. д. И так получалось, что всюду мы были виноваты.

    Хорошо запомнился мне один случай . Каждый рабочий день заканчивался у нас в 21 час. Дежурный воспитатель оставался ещё на час после ухода всех работающих с ночной няней, чтобы успокоить особо расшалившихся. Спальный корпус был трёхэтажным, здание типовое, довольно большое. Дежурному приходилось нелегко. В одном конце этажа навёл порядок, а в другом опять шум. В тот день моего дежурства было спокойно и тихо. И вдруг появляется директор школы с проверкой. Мы с ним  поднимаемся  с обходом на второй этаж.  В первой же спальне он включает свет и видит, что один из мальчишек-пятиклассник лежит в постели в верхней одежде. Может быть, воспитательница просмотрела, может быть, он позже пришёл или снова оделся... История об этом умалчивает. То, что случилось дальше, меня просто поразило. Директор схватил мальчишку за грудки, начал трясти и кричать. Я стояла в стороне, онемевшая от увиденного.

    Утром в учительской мне был объявлен выговор за недобросовестное отношение к работе. На очередном педсовете рассматривался вопрос о работе молодых специалистов. Директор подводил итоги всего сказанного,где прозвучала фраза  о том, что недостаточно гуманно относятся к детям  молодые воспитатели и учителя
...
    А мы  старались. Организовывали различные внеклассные мероприятия,праздники, участвовали в спортивных соревнованиях. Особенно запомнился мне зимний двухдневный поход на лыжах в горы с ночёвкой в лесной сторожке, летний поход на скалы "Семь братьев".  Вот , где проявили ребята свои самые лучшие качества, где удалось узнать самых хулиганистых  с лучших сторон. Трудным был для нас ,молодых специалистов, первый год работы в школе-интернате,но запомнившимся на всю жизнь.Так приобретался первый опыт работы с детьми, завоёвывались их уважение и любовь.   И все-таки за тот первый год работы в моей трудовой книжке появились три благодарности.