Теория планирования для Молодых и Талантливых

Лидия Захарова
Хочу прежде всего сказать: я на 146% уверена, что писателю, чтобы стать хорошим писателем, одного таланта и трудолюбия мало. Ему нужны знания. И далеко не до всех он способен дойти сам, иногда требуются подсказки.

Еще я верю, что книга, как музыкальное произведение, должна писаться по определенным законам.

Вот, говорят, есть два типа писателей: архитекторы и садовники. Одни прорабатывают подробный план и пишут точно по нему. Другие начинают писать, не придумав концовки, и сами не знают, что их ждет в новой главе.

Так вот мои симпатии целиком принадлежат архитекторам. План должен быть. Четкий, аргументированный и всеохватывающий. На его создание могут уйти месяцы и даже годы, он может (и должен) быть многословным, подробным и иногда мало отличающимся от готового произведения. Но писать, не продумав персонажи, сюжет, конфликты, - пустая трата времени.

Исходя из этого, рассмотрим основные приемы.

Итак, допустим, у меня (гипотетического лирического героя, а не реального человека) есть сюжет. Зародился он из одной сцены или эмоции, может быть, появился из песни, фильма, другой книги или подсмотренной на работе ситуации. Неважно. В какой-то момент идея обрастает героями и действиями, у нее появляется начало и конец, иногда даже середина.

Это первая ступень, не продумав которую, двигаться дальше нельзя.

Что делаем сначала? Расставляем приоритеты. Например, выясняем, к какому жанру будет относиться произведение (для этого, как правило, нужно выделить основную и побочные сюжетные линии), какова его основная аудитория (кому будет интересно это читать?) и каков объем (вытекает из предыдущих пунктов + исследование существующей литературы и книжного рынка на данный момент).

Кроме того, полезно сразу определиться с концептом (про лоу- и хай-коцепты хорошо написано тут - http://www.jahontis.ru/?p=28)

Теперь, зная формальные характеристики того, что я хочу написать, я берусь за создание мира. Если для меня в первую очень важен антураж (например, я Толкин, хочу написать про Средиземье), я черчу карты, сочиняю летописи и языки. Это требует много сил и времени, но разбираться с этим по ходу действия нельзя. Прежде чем сесть за клавиатуру, нужно обозначить границы и рамки, в которые должен будет вписаться текст. Именно так, а не наоборот. Ограничения подстегивают воображение и заставляют искать оригинальные решения.

Если же для меня важнее всего история и ее герои (допустим, я Джордж Мартин), я занимаюсь созданием интересных персонажей.

Полезные статьи:
- про психотипы - http://www.jahontis.ru/?p=31
- про их проявления - http://www.jahontis.ru/?p=34
- про создание "объемного" героя - http://www.jahontis.ru/?p=36
- про то, как заставить читателя сочувствовать - http://www.jahontis.ru/?p=41

Пройдясь по всем этим пунктам и ответив на все вопросы, возможно составив карточки с описанием и биографией героев, я на выходе получу уже не картон, но живых и конфликтных людей.

Накладываем созданные персонажи на задуманный сюжет и понимаем, что это никуда не годится. Дорабатываем напильником (если надо - бензопилой "Дружба") героев/сюжет. Они должны не болтаться, а входить друг в друга легко и с приятным щелчком.

Если сцена уж больно хороша, но совершенно не вписывается во все остальное, - убираем ее к черту. То же самое с героями.

Теперь, имея на руках героев и историю, которые подходят друг другу, я начинаю писать план. Сначала это простой эпизодник по типу:

Глава 1: Вася встречает Петю, они разговаривают, идут за магазин, покупают водку.

Глава 2: Вася просыпается в квартире Пети, находит труп Люси, но не находит Петю.

Глава 3: Вася прячет труп Люси, но его замечает Федя. Вася убивает Федю и закапывает рядом с Люсей.
и т.д.

Конец главы наступает в тот момент, когда происходит необратимое изменение. Например, вначале Вася просто гулял, потом появляется Петя и меняет его планы. Все, Вася уже не пойдет гулять, он подвязался с Петей и стремительно движется навстречу своей судьбе.

Следующий шаг: похмельный Вася вместо рассола находит на кухне Люсю. Пети нет, он не знает, что произошло. Решает спрятать труп. Все, он больше не добропорядочный гуляка и даже не алкоголик. Он - как минимум сообщник. И так далее в том же духе.

Если ничего не изменилось, главы нет.

Теперь я примерно представляю себе структуру того, что собираюсь написать, могу распределить объемы текста и т.д.

Чтобы проверить, насколько хорошо получился эпизодник, можно составить график саспенса и таблицу конфликтов.


График
Две шкалы: х - время/главы, у - напряжение.

Расставляем точки. Можно для всей книги в целом, можно для каждого из основных персонажей в отдельности (потом они сводятся в общую картинку). График должен постоянно плясать туда-обратно. Проблема-решение-новая проблема-новое решение. Причем амплитуда колебаний наращивается, абсолютный минимум и максимум приходятся на кульминацию.

Если где-то график слишком долго остается на одном уровне - правим, добавляем новое, сортируем, убираем.


Таблица
Составляем список всех тем и конфликтов, о которых идет речь в произведении. Их может быть три, может быть сто, зависит от конкретной истории. Выписываем их по вертикали. А по горизонтали отсчитываем главы/эпизоды. На пересечении, если в конкретной главе прорабатывается определенная тема, ставим крестик.

Смотрим, что получилось. Какие главы работают на общий сюжет, а какие получились малоинформативными? Вырезаем, добавляем, сортируем.

Например, для моей "Нефритовой бабочки" минимум тем/конфликтов на главу - 3. Для первой главы: мистический компонент (демоны, лисы, поклонение Луне), Нелли (она не пришла, завязывается детективная линия), появление Каро (завязывается триллерная линия).

Таким образом я создала общую структуру произведения. Она отвечает за динамику и логику повествования.

Теперь спускаемся ниже. И каждую главу прорабатываем с точки зрения каждого действующего персонажа: куда шел Вася, что болело у Пети, о чем они думали до встречи, во время встречи, после и т.д.

Важно брать каждого персонажа отдельно, как самостоятельную личность со своими целями и заботами. Они не знают о том, что думают и хотят другие, и они реагируют на то, что получают. Следовательно, у каждого своя линия, которая не должна непосредственным образом работать на других персонажей или сюжет в целом. Герои же не знают, что они в книжке, для них все по-настоящему.

На этом этапе рождаются диалоги, описания (камера следует за взглядом персонажа), мотивация.

Собираем все вместе и имеем первый вариант Плана. Он может меняться по ходу написания, если выстрел в конце требует ружья в начале. Но на выходе имеется четкая структура, где каждый элемент находится на своем месте и выполняет определенные функции.

И вот только после этого я сажусь и начинаю писать...

Так что никакого садовничества и сорняков, только железобетон, только хардкор!

Я не пытаюсь никого обратить в свою веру. У каждого свой подход, и нельзя утверждать, будто какой-то лучше, а какой-то хуже. Просто этот алгоритм прекрасно действует для меня, поможет ли он другому - без понятия.

Но знание некоторых техник, я уверена, не повредит в любом случае.

На этом все.