Посольские дары

Леонид Бурдо
               


                Памяти друга



       Каминные часы и осветительные приборы из позолоченной бронзы, мебель из благородных пород древесины с элементами накладного бронзового декора, «кабинетная» скульптура  и, в том числе, так ценимые любителями прекрасного - декоративные кружки (часто называемые танкадами) относятся к числу  дорогих предметов быта. Все эти вещи создают  уют, комфортность быта  и зрительное ощущение стильного, элегантного образа жизни. Именно поэтому в любом цивилизованном обществе всегда существовала непреодолимая тяга к коллекционированию старинных артефактов, зачастую не имеющих утилитарного значения. В полной мере это относится и к разнообразным кружкам, сделанным из серебра, позолоченной бронзы, стекла или иных материалов. Большей частью произведенные в Англии, Германии, Швеции и России они занимают заметную нишу среди предметов, украшающих быт современного делового человека.

       Известная исследовательница декоративно – прикладного искусства Г.М. Крюк видит в нарядной декоративной кружке новый символ старинных традиций народного быта. Сосуд для вина, пива, браги, эля, особенно распространенный в XVI-XVII веках, в дальнейшем утратил практическую функцию и служил в основном в качестве красивого подарка, юбилейного подношения и пр. Естественно, наряд, да и, зачастую, форма таких кружек сильно отличались от внешнего вида и декоративного убранства их ранних собратьев. В России серебряные кружки, изготовленные в XVII – первой половине XVIII века, в музейных собраниях и частных коллекциях довольно редки, не будем забывать, что серебро в России в относительно небольших количествах начали добывать на Нерчинских рудниках Забайкалья только с 1704 года. С 1736г. началась разработка алтайских рудников, где добывалось серебро уже в значительно большем объеме, что позволило использовать его не только для чеканки серебряных монет, но и употреблять для других нужд - в частности, для изготовления различных красивых предметов, украшающих интерьеры санкт - петербургских дворцов и московских полатей. Собственно, с этого периода кружки, выпускаемые первыми частными ювелирными мастерскими и фабриками Москвы и Санкт-Петербурга, сравнительно быстро составили реальную конкуренцию кружкам зарубежным. Многие из них по своему внешнему виду, изысканности декора, художественному уровню исполнения в целом не уступали лучшим европейским образцам.

       Именно с редкостных  кружек конца XVII – первой четверти XVIII века и “начинается” коллекция А. Горюнова. Всего в ней более 140 кружек отечественного и зарубежного производства, изготовленные в период с конца XVII и до ХХ века. С моей точки  зрения  практическая и научная значимость такой коллекции достаточно высока. Даже крупнейшие музеи нашей страны не обладают таким количеством декоративных кружек, да и качественный уровень этой коллекции ничуть не ниже уровня коллекций большинства музейных собраний. Коллекция из более чем ста декоративных кружек - много это или мало? К примеру, хватит ли такого количества предметов, чтобы провести научные исследования и достаточно полно охарактеризовать производство этого красивого декоративного предмета на территории Западной Европы? Если исключить из общего списка кружки, произведенные в Англии, то кружек зарубежного производства в коллекции остается относительно немного (кружек изготовленных в Германии -7, в Швеции -6, Дании и Австрии по 2), ясно, что многие вопросы культурологического, производственного и др. характера по зарубежным странам на основе этого собрания исчерпывающе прояснить трудно. Исходных данных явно не достаточно. По - другому обстоит дело с кружками отечественного производства.

       В близких нам по смыслу исследованиях известный историк русского искусства В. Турчин в своей монографии “Александр I и неоклассицизм в России”, пишет, что «ситуативное представление об историческом процессе предполагает привлечение максимального числа фактов – художественных или охудожествленных в процессе их познания» и только изучив их совокупность, можно говорить «о судьбах отдельных искусств и мастеров его создавших». Именно тогда «ясней станут связи между ними, обнаружатся забытые и полузабытые имена, факты, мнения». Как точно подмечено. Назовем имена только некоторых ювелиров, владельцев мастерских или фабрик, чьи работы представлены в коллекции А. Горюнова (кружек,подписанных  именами отечественных производителей в коллекции более 50 единиц). – В.Т. Соколов, П.А. Овчинников, Д. Александров, М.М. Карпинский, А.С. Егоров, В.С. Михайлов, В.Е. Баладанов, П. П. Милюков, И.С. Губкин, И.Миллис, А.И. Фульд, С.С. Казаков, С.И. Агафонов, А.Х. Матиссен, П.И. Шутенков. К.Я. Пец, К.Ф. Фенд, Н.П. Павлов, А.А. Мухин и  другие. Многих ли из них мы знали в этом качестве?

       В отечественной и зарубежной литературе монографического характера альбомов или каталогов танкадов ,где были бы приведены работы более сотни серебро и златокузнецов, нет. Вполне естественно, что стилевые решения, используемые при производстве описываемых кружек, лежат в русле общемировых тенденций, господствующих в искусстве в соответствующее время. Так, кружки, произведенные во второй половине XVII - начале XVIII века, во многом насыщены элементами барочного стиля с впечатляющими внешними эффектами, ассиметрией (барокко дословно переводится как жемчужина неправильной формы), противопоставлением земного и небесного, контрастностью света и тени, чувственностью и парадностью. В декоративном оформлении барочных танкадов часто наличествуют персонажи древнегреческой мифологии: крылатая богиня Ника, Грации и, конечно, сопутствующие им амуры и наяды, которые поют песни, водят хороводы, играют и ссорятся с фавнами, сатирами и силенами. Динамизм пронизывает практически все изделия, выполненные в стиле Барокко.
 
       Именно в таком ключе выполнена одна из первых,купленных А.Горюновым, декоративных кружек, положивших начало его уникальной коллекции, точнее это достакан - первоначальное название стакана в XVIII в. в России - от немецкого «дозе» (порция) и «канне» (кружка), то есть «кружка точной порции». Судя по всему, она была изготовлена в начале XVIII века в Москве неизвестным мастером. Небольшая по размерам, серебряная, с внутренней позолотой и со съемной крышкой, кружка опирается на ножки в  форме дельфинов, на бочкообразном тулове выгравированы три медальона. В одном из них купидон - божество любви, изображенное в виде крылатого мальчугана с луком и стрелами. Над ним надпись “буди готов в любви”. В противовес купидону на другой стороне кружки в медальоне представлена наяда, также держащая лук и стрелы, над ее изображением  надпись “один мне полно”. В третьем медальоне, помещенном между первым и вторым, выгравирован голубь, символизирующий дух жизни, душу, свет, непорочность, невинность, нежность и покой. В некоторых традициях голубь - символ сладострастия. Надпись в этом медальоне “шумъ его ему же вредить”.

       Появление такого рода заказной кружки в декоративном убранстве, каких- либо московских полатей вполне закономерно. В России в эпоху Петра I произошли глобальные перемены. Петр I “прорубил окно в Европу” и европейская культура и искусство активно вторгаются в российское общество, оно становится в определенной мере публичным и свободным (к примеру - наряду с прочими новшествами в Санкт - Петербурге выходит первая российская газета). Благодаря петровским указам изменяется практически весь быт российского обывателя, обязанного теперь учиться разным наукам, носить европейскую одежду, украшать гостиные и будуары парсунами с нарисованными полуобнаженными или обнаженными (в стиле “ню”) дамами и т.д. В этих “колоритных” помещениях “амурные забавы”, показанные на различных интерьерных предметах, приходятся как нельзя кстати.

       Работая над этим материалом, я часто перебирал кружки А.Горюнова, и передо мной чередой проходили стили, формы, мастера. Создавалось такое впечатление, что я листал учебник по истории искусств. Ибо в коллекции представлены практически все основные стили в искусстве – барокко и рококо, классический стиль и его поздняя стадия ампир, историзм во всем его многообразии и модерн, современные направления в искусстве - ретро и т.д. 
Большинство из коллекционных танкадов очень хороши. Но, как и в каждой коллекции, в этой коллекции  есть свои жемчужины. Руки поневоле тянутся к небольшой серебряной с внутренней позолотой кружке. Кружка необычная, мемориальная, с изображением Высочайших особ, изготовлена к важному государственного значения юбилею – 30 - летию бракосочетания Августейшей четы Николая I и Александры Федоровны. Такие кружки  дарились только высокопоставленным особам и первым лицам дипломатических представительств иностранных государств. 

       Император Николай I- фигура крайне противоречивая. Вступил на престол в 1825г. после смерти своего старшего брата, императора Александра I и отказа от престолонаследия  среднего брата -  Константина. В день вступления Николая I на престол 14 (26) декабря 1825г. произошли события, которые оказали существенное влияние  на все дальнейшее царствование Николая I. В этот день группа революционно настроенных офицеров организовала восстание, чтобы не допустить вступления Николая I на престол. Главной  целью восставших была коренная либерализация российского общественно-политического строя. Император жестко подавил декабрьское восстание и на протяжении всего долгого периода правления его главным методом управления страной стал метод “кнута и пряника”. Мнения современников о правлении Николая I разделились.

       Придворная фрейлина Тютчева А.Ф. пишет в своих мемуарах - “Николай I был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволившим попирать ногами самые законные стремления и права своего века”. А вот ряд фактов иного порядка - именно в эпоху Николая I произошёл расцвет русской литературы (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Гоголь, Белинский, Тургенев), необычайно бурно развивалась русская промышленность, в положения о крепостном праве вносится ряд либеральных  поправок. Следует учесть, что казнь 5 декабристов была единственной казнью за все 30 лет царствования Николая I. Во внешней политике Императора мы видим опять какую-то двойственность. С одной стороны, за Николаем I в силу направленности его деяний во внешней политике закрепилось прозвище жандарма Европы, а с другой, в ходе русско-турецких войн Россия добилась свободы и независимости Греции и широкой автономии Сербии. Возможно, именно таким человеком с противоречивым характером и представлял себе Императора в 1847г. неизвестный мастер - монограммист “Н.Г.”, изображая его на мемориальной кружке.

       Полуфигуры Николая I и его супруги Александры Федоровны помещены в отдельных медальонах с императорскими коронами и двуглавыми орлами. Император изображен в виде римского патриция с лавровым венком на голове (со времён античности символом славы, победы или мира). Вокруг портрета императора помещена надпись “Б.М. Николай I Императоръ и Самодержецъ Всеросс.” К моменту юбилея  Николай I уже более 20 лет управляет страной. Россия, несмотря на многие внутренние проблемы, прочно заняла ведущие позиции на европейском континенте. Видимо, именно поэтому Николай I изображен в таком, олицетворяющем победу, виде. Императрица Александра Федоровна  представлена в декольтированном платье, горностаевой мантии и диадеме в виде кокошника. Вокруг портрета императрицы - надпись “Александра Федоровна Императрица Всеросс.”По мнению Т.Н. Мунтян,  возможно в кружку вмонтированы специально изготовленные медали с портретами правящей четы. Между медальонами с изображением Августейшей четы укреплен медальон с двойным полуфигурным портретом наследника престола великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II) и его супруги великой княгини Марии Александровны. Над портретами, обращенными друг к другу, выгравирована надпись “Ихъ Имп. Выс. Алексан. Николае. Марiя Александр”.

       Медальоны обрамлены картушами. В целом кружка выполнена в модном в 1840г. стиле неорококо, но в ней присутствуют и отдельные барочные элементы, она достаточно нарядна и декоративна, ее крышку украшает литой объемный цветок с листьями на изогнутом стебле, декоративная ручка состоит из рельефных рокайльных завитков, пальметт, розочек, цветков и листьев. В одном из завитков помещена миниатюрная птичка с поднятым крылом, изящное, сложно профилированное основание тоже декорировано рокайльными завитками листьев и картушами. Прорезной накладной узор, украшающий тулово кружки, подобен драгоценным кружевам. Кружка выполнена с использованием многообразных техник - литья, чеканки, вальцовки, гравировки и штампа. Она являет яркий и показательный пример историзма в русском серебряном деле. Представляет собой редкий памятник и имеет антикварное, художественное и музейное значение.

       В заключение можно добавить, что изображение точно такой же кружки  помещено в книге “Русское серебро. XIV – начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля”, из чего следует, что полный аналог “нашей” кружки хранится в фондах одного из крупнейших и престижнейших российских музеев.

       Было бы неверно, описывая коллекцию Александра, ничего не сказать о кружках, произведенных за пределами России. Большинство из них  сделано на высочайшем уровне. Это и английская кружка “Охота на львов”( 1861 -1862гг.), изготовленная в Бирмингеме на фабрике серебряных, бронзовых, и металлических изделий “Элкингтон и Со” и кружка с литым изображением орла, США, Нью-Йорк,1905г., Фирма Тиффани. (TIFFANY & Cо) и кружка с медалью шведского короля Густава V, 1933г., Стокгольм, медальер А. Линдберг. Но и среди этих кружек есть кружка, которая невольно привлекает к себе внимание.
      
       Серебряная с внутренним  золочением кружка выполнена в Стокгольме в 1897г. Изготовление этой кружки мастером А. Линдбергом и медальером Г. Мелленборгом тоже приурочено к юбилейной дате - к 25-летнему царствованию Шведского и Норвежского короля Оскара II. Оскар II Фредерик (1829-1907гг.), державный внук Жана Батиста Бернадотта, французского военачальника, маршала Франции, активного участника революционных и наполеоновских войн (что не помешало ему в битве при Ватерлоо выступить против Наполеона Бонапарта), избранного королем Швеции и Норвегии  в 1818г. Оскар II - человек необычайно одаренный, увлекался литературой, переводил, писал исторические труды, сочинял музыку. Был покровителем наук, объявлял естественнонаучные конкурсы, при нём Швеция и Норвегия начали вручать Нобелевскую премию                (в настоящее время  в связи с распадом в 1905г. шведско – норвежской унии нобелевские премии по физике, химии, физиологии или медицине, литературе и премия по экономике вручаются в Швеции, присуждение Премии мира проходит в Норвегии). Дарование Оскара II унаследовали и его сыновья. Принц Евгений, был одним из самых известных шведских художников. Достоинства этой королевский семьи оценили и в России, наградив Оскара II и его старшего  сына высшим орденом Российской Империи – орденом Святого Апостола Андрея Первозванного.

       Одно перечисление всех королевских нововведений, способствующих экономическому и культурному рассвету Швеции, заняло бы несколько страниц нашего альбома.  Вот главные из проводимых им реформ. Свобода богослужения вне государственной церкви, реформа образования, преобразование академии наук, художественной и музыкальной академий, установление разумной и справедливой системы налогообложения, реформирование таможни,  ограничение производства крепких спиртных напитков и т.д. Долгие годы мира, существенные позитивные изменения практически во всех областях  хозяйственной жизни страны, превратили Швецию уже в те годы в одну из самых процветающих стран европейского континента. Кружка шведского мастера является своеобразным памятником выдающемуся государственному деятелю, так много сделавшему для становления истинно демократической и свободной страны. Запечатлев в оригинальной художественной форме образец достойного служения Отечеству, мастер связал эпохи человеческой цивилизации. “Ампирная эстетика в новом времени - это трогательное напоминание о неизменности мирового художественного процесса, о целостности художественной исторической памяти”  пишет  Г.М. Крюк и далее - это “пример удивительного воплощения классической стилистики в декоре представленной кружки”.
 
       Характер коллекции, а она, кроме кружек, включает в себя и другие предметы декоративно-прикладного искусства, живопись и многое другое, во многом определен личностью Александра. Он отдается собирательству с особой страстью, присущей его натуре, расходуя на нее, порой значительные средства. А все началось еще с институтской поры, когда Александр с товарищами бегал по музеям, впитывая  атмосферу прекрасного, которую создает музейный антураж. После института - работа, связанная с многочисленными командировками во многие страны мира, где Александр знакомится с бытом разных народов и их культурой прошлого и настоящего. Из каждой поездки  он привозит какой- либо предмет для своей коллекции, будь то декоративная тарелка, или красивый артефакт, который своим изяществом, своеобразием может украсить его дом. И в дальнейшем, Александр приобретает антиквариат и современные предметы декоративно – прикладного  искусства во время своих  поездок за границу. Естественно он пополняет свою коллекцию и на родине в России, посещая различные салоны, выставки продажи и аукционы.

       Первоначально Александр приобретал артефакты без особого разбора - то, что могло пригодиться, как утилитарный предмет в домашнем хозяйстве, и то, что просто понравилось. Опыт, знания, и утонченное восприятие прекрасного придут к нему позднее, с накоплением коллекционного материала, когда он станет анализировать и изучать литературу, следить за тенденциями, присущими антикварному рынку, посещать крупнейшие мировые аукционы и т.д. В принципах подбора предметов коллекции отразились не только профессиональные интересы Александра, но и само время, с его художественным мировоззрением и вкусовыми пристрастиями. Однако, именно профессиональные интересы, по-видимому, сыграли главную роль в том, что в последние годы он сконцентрировался на коллекционировании отечественных декоративных кружек, изготовленных преимущественно из металла - серебра и бронзы. Объяснение этому простое, по образованию А. Горюнов - горный инженер,геолог, разведчик недр, у которого в той или иной степени вся трудовая деятельность связана с добычей, переработкой и реализацией различных металлов, руд и концентратов. Любовь к этой профессии была привита ему его матерью, Татьяной Петровной, сотрудницей одного из геологических институтов Академии наук, отправлявшей его, романтика, еще ученика средней школы,  в далекие геологические экспедиции “за туманом и за запахом тайги”.

       Если говорить об интересах в области коллекционирования А. Горюнова в целом, то они сформировались в сложное перестроечное время, когда в обществе стали проявлять интерес не только к историческим событиям, но к объектам материальной культуры и этот интерес выказывали многие из активно функционирующих предпринимателей. Не случайно именно тогда в России возникает большое количество коллекций декоративно – прикладного искусства, а так же живописи, графики и других видов изобразительного искусства. Коллекционированием занимались не только отдельные индивидуумы, но и целые предприятия, банки и прочие хозяйственные организации. Но Александр “нашел” свою “коллекционную нишу”. Коллекционированием декоративных кружек в России практически никто не занимался, что позволило ему собрать уникальную и единственную в своем роде коллекцию.

Техническое оформление текста Яны Бурдо.