Клетка. Часть II

Анатолий Аргунов
Из цикла /Потерянные дети России/



На второй день Леонеллу Ивантеевну Веденихину и ее мужа Михаила вызвали в отделение полиции.
Всё тот же капитан сидел за столом, рядом с ним стояла яркая женщина в голубой форме.
- Знакомьтесь, - сказал капитан, показывая на женщину в форме. – следователь, Оксана Оганесовна Мурадян. Она будет вести ваше дело.
- Какое дело? – тут же незамедлительно отреагировала   Леонелла Ивантеевна.
- А вы не волнуйтесь, - успокоила следователь женщину. – Проходите, присаживайтесь вот за тот столик и подробно всё расскажете мне о ваших детках, - и она показала рукой на соседний столик, где стояли два стула и кресло.
Леонелла Ивантеевна пожала плечами.
- Если вам интересно, я еще раз  попытаюсь обьяснить причину нашей опеки над детьми... – и Леонелла направилась к столику, села на один из стульев.
- А ваш супруг пока побеседует с капитаном полиции, - подходя к столу, и усаживаясь в кресло, произнесла следователь.
Капитан Кузьмин тем временем подозвал Михаила к себе.
- Ознакомьтесь с протоколом, который я составил вчера и если согласны, распишитесь вот здесь, внизу, - и он показал на листок бумаги.
- Хорошо!Но прежде его прочитает  мой адвокат, он должен с минуты на минуту прибыть... Мы только что созванивались...
- Не возражаю, пускай читает и адвокат, но протокол составлен с ваших слов и к адвокату он не имеет никакого отношения, - ответил капитан.
В это время в дверь кабинета распахнулась, и на пороге возникла молодая особа с ярко-рыжей прической и белой норковой шубке.
- Простите, здесь мои подзащитные Веденихина находятся? Я не ошиблась дверью?
- Нет, не ошиблись! Заходите,мы вас ждём... - ответил с ухмылкой капитан. – Только прошу преъявить сначала ваши документы.
Адвокат ловким и выверенным движением открыла сумку и вытащила оттуда удостоверение и вложенный в него листок гербовой бумаги – типичная доверенность. Внимательно изучив оба документа, капитан, молча протянул их обратно.
Леонелла Веденихина вскочила со стула и бросилась к адвокату.
- Дарья Юрьевна, а мы давно вас поджидаем.... Нас пытаются заставить написать на самих себя донос, будто мы плохие родители, вернее опекуны,избиваем детей и нас нужно лишить прав опекунства.  А вот этот господин,- она показала на капитана полиции, – Считает, что мы эксплуатируем детский труд и зарабатываем, таким образом, деньги...  Полный бред конечно, но они так думают, более того заранее обьявили нас преступниками...
Капитан Кузьмин решил перехватить инициативу в свои руки.
- Почему доверенность оформлена в Санкт-Петербурге? Да и сами вы, судя по всему, с берегов Невы – спросил капитан,не обращая внимания на высказывания  Веденихиной.
- Ничего удивительного! Мои подзащитные еще совсем недавно были жителями Северной столицы и детей взяли на опекунство там же. Так что, капитан, не знаю вас по имени и отчеству, всё в соответствии с законом - с улыбкой на лице, парировала адвокат.
- Ах, да, я не представился. Извините, капитан полиции, Кузьмин Николай Николаевич.
- Ну, что же, Николай Николаевич, рада с вами познакомиться. А теперь о деле моих подзащитных.  - и адвокат тут же перешла к документам, которые лежали перед носом сидевшего у стола Михаила Веденихина.                -Протокол, как я понимаю, составлен вчера, а вы его требуете подписать сегодня?
-А что здесь особенного,  вчера мы не смогли дооформить документ на месте, поэтому вызвали  Веденихиных в отдел сегодня  и ведем уточнение обстоятельств инцидента у них  в квартире, - уверенно отреагировал на замечание адвокатши,Николай Николаевич.
- Надеюсь, мне не нужно вам объяснять капитан, что вы нарушили процессуальный кодекс по нескольким статьям.
Не хотелось бы, утомлять читателей  специфическими терминами, которые последовали со стороны адвоката и работников  правоохранительных органов. Это, в общем-то, скучная и не нужная никому информация. 
А вот дальнейшие события развивались столь стремительно, что автору едва удавалось за ними поспевать.
Оказалось, что бывшая подруга Леонеллы  Веденихиной, ставшая на какое-то время директрисой  ООО «Олимп», а теперь руководитель органа опеки и попечительства города Всеволожска, вчера после звонка из N-ска, собрала экстренное совещание. Тема одна – оказание помощи, попавшим в беду Веденихиным, ее протеже по назначению опеки над восемъю несовершеннолетними детьми. Для этих целей и была приглашена весьма известная своими скандальными успехами в судебных распрях по усыновлению детей иностранцами, адвокат из Санкт-Петербурга,Дарья Юрьевна. Ей поставили задачу - любой ценой защитить Веденихиных на право продолжить попечительство над детьми .  Сумма гонорара оказалась столь значительной, что адвокат в тот же день отложила все дела стала тщательно изучат новое, а рано утром  выехала в N-ск.
Следователь же, Оксана Оганесовна Мурадян, молодая амбициозная дама, лет тридцати пяти, но уже с двумя большими  звездочками на погонах, решила, что наступил ее звездный час. Уголовные дела, которое она вела, никакого интереса в обществе не вызывали.  Народ уже привык к жуликам и проходимцам. Интерес могли вызвать лишь высокопоставленные чиновники, уличенные в крупных взятках  или махинациях. Но, такие дела заводят крвйне редко, и  ведут их следователи определенного круга, не допускавшего в него "чужих". У остальных оставалась нудная работа с мелкой шантрапой  и воришками, у которых жизненный принцип был сформирован героями фильма «Джентльмены удачи», «Украл-сел, вышел -снова украл, снова сел...».
А тут такая история, мошенники-опекуны заполучили под опеку восъмерых детей, которых заставляли  целыми днями работать- клеить коробочки для ювелирных изделий, а из лоскутков тканей делать заготовки для кукол.  По под счетам специалистов Веденихины зарабатывала не менее одного миллиона в месяц. Но, как доказать? Вот тут-то возникла проблема. То, что дети сознались, что клеили коробочки и шили тряпочки для куколок – суд не примет к рассмотрению. Дети есть дети, мало ли, что скажут...  Сами Веденихины утверждают, что дети ничем таким не занимались, а клеили коробочки и делали заготовки для кукол по медицинским показанияи, у них и справа на этот счёт имеется. А основную работу. выполняли они с мужем вдвоём.  Ночи не спали – всё работали, копили деньги на строительство коттеджа.
Учёта коробочкам и заготовкам для кукол  никто не вел и доказать сколько конкретно их изготовлено и продано,следователь не смогла. В  магазинах города таких предметов не нашлось.  В Санкт-Петербурге сотни ювелирных магазинов и тысячи сувенирных лавок, куда потенциально могли сдавать  продукцию ловкие бизнесмены.  Но, найти, куда конкретно они их продавали, пока так же  неудалось. Остался лишь факт насилия над детьми. Следы побоев у одной из девочек, и у  мальчика были зафиксированы, а вот доказать их происхождение  не смогли.  Девочка не давала показаний из-за своего малолетства, а  мальчик был так напуган опекунами, что при разговоре о них,  плакал и начинал заикаться. Оставалась одна соседка,которвая и вызвала полицию,но она тоже не видела как избивали детей. В общем, дело превращалось в "тупиковое" , но следователь упорно шла по следу.
Оксана  Огонесовна решила не спешить с выводами и привлекла к делу средства массовой информации.  Справедливо полагая, что такие дела, где фигурируют дети, всегда найдут отклик у людей. И не ошиблась.
Так история детей Веденихиных приобрела известность далеко за пределами N-ска. Местное телевидение сделало репортажи о приемных детях. Телезрители увидели замызганных, запуганных и совсем истощенных детей, будто их только что выпустили из немецкого концлагеря,  именно таких показывали  на лентах кинохроники к 70-летию Победы, тогда многих из смотревших еще самих не было на свете. Но, кинохроника неумолимо,  раз за разом, напоминала юным гражданам страны и зрелым тетям и дядям, что такое фашизм ,и что бывает, когда фашисты приходят к власти.
Волна возмущений выхлестнулась за пределы телеэкрана и во многих семьях разгорелись дискуссии: нужны ли такие приемные родители и почему те, кому поручено охранять права детей от имени государства, молчат и делают вид, что ничего особенного не произошло? Чувствуя, чья собака мясо сьела,многие официальные лица поспешили оправдаться.  Правозащитница, уполномоченная  по правам детей, так прямо и заявила с телеэкрана:
- Нужно еще разобраться, кто виноват.
Как мне стало известно, детей взяли на воспитание из самых искренних побуждений – создать семейный очаг. Да, что-то не получилось у приемных родителей. А вы посмотрите на свои семьи, все ли в вас в порядке? И ваши дети сыты и хорошо одеты? Они послушны и во всем угождают родным отцу и матери? Да, ничего подобного! Мне часто приходится быть в таких семьях и видеть, что не в них радужно и безоблачно.
А во вновь создаваемых семьях, конечно же, возможны нюансы... На вопрос телезрителя:
- Говорят, что мать-опекунша отбывала срок заключения? Если это правда, то почему такой женщине доверили воспитание детей?
Правозащитница ответила:
- Судимость не повод в отказе усыновления или опекунства. Насколько мне известно,  Веденихина Леонелла Ивантеевна, отбывала срок наказания за ошибки в коммерческой деятельности, а не за преступление в сфере воспитания детей или другие, связанные с детьми.  Так что судимость позволяет, оступившимся по жизни людям, исправляться и закон не запрещает брать на воспитание детей.  Безусловно, под контролем государства со стороны органов опеки.
Но, по городу поползли упорные слухи, что у детей настолько неприличные родители, что заморили голодом и замучили их так, что в детской больнице, куда их забрали на обследование, врачи и опытные медсестры были в шоке. Таких еще затравленных и истощенныхони детей они не встречали.
Дети очень медленно, приходят в себя, и пока не ясно смогут ли они вернуться  к нормальной жизни. Они не знают, что такое игрушки и не умеют в них играть.
Тележурналистка, Анжелика Воронцова пошла дальше и решила провести собственное расследование, результаты которого, стала размещать в твиттере. То, что она сняла на камеру и разместила в сетях интернета, заставили встрепенуться всю общественность.  Анжелика выехала в деревню «Грязи», что в сорока пяти километрах от N-ска, разыскала дачу, которую приобрели, якобы, для  воспитания детишек, опекуны Веденихины. С виду,дача, как дача, обычный деревенский дом, обшитый вагонкой, колодец, две теплицы с помидорами и перцами, грядки с клубникой, петрушкой и прочей зеленью, собачья будка, в которой не было собачки. И, наконец, за домом на задворках, рядом с сараем для дров и прочего хозяйственного инвентаря, стояла большущая железная клетка, сваренная из сантиметровых толстых прутьев и дверцей, в которую могли зайти, лишь только согнувшись пополам.
- Вот, видите эту железную  клетку – она сделана для детишек Веденеевых. Да, да, именно сюда запирали их по приезде на дачу опекуны. Для чего? – спросите вы. А чтобы не мешали отдыхать взрослым. Вот там, в отдалении,Веденихины жарили на мангале шашлыки, готовили вкусные блюда грузинской кухни. Пили вино, гуляли и пели песни с друзьями из Санкт-Петербурга,  приезжавших на нескольких машинах. Веселились, парились в бане, а потом разъезжались... А дети все это время сидели, в закрытой на замок клетке, и тряслись от страха и голода... Соседи подтверждают,что не раз видели в клетке ребят и на все вопросы:  зачем они это делают? Веденихина отвечала:
- Новая система воспитания: чтобы не курили, не пили и слушались старших ,детей нужно строжить...
Местные жители все же попытались повлиять на Веденихиных, и даже  пригрозили сообщить об этом участковому. Но, приехавшие на крутой тачке трое одетых во все черное молодых людей, тут же расставили всё по местам. -Кто пикнет,тому дом сожжем и детей не пощадим, - процедил сквозь зубы, самый главный из них. Сказали и уехали. Так вот  и мирились жители "Грязи" с издевательсвом детей Веденихинской компанией.
После разоблачительного показа железной клетки  разразился такой шум и гам,а страсти приобрели силу штормового ветра, на экраны местного телевидения выплыло пропитое лицо главы телекомпании, Вениамина Прорехина. Он прямо заявил - Не все так однозначно в деле Веденихиных.  Репортажи  журналистки,  Анжелики Воронцовой, требует дополнительных комментариев. Железная клетка, в которой, якобы, содержались дети –на самом деле сделана для курей. И вообще, нужно осторожнее подходить к теме, где фигурируют дети. Так недолго отпугнуть будущих усыновителей и опекунов.  А это, сами понимаете, дело важной государственной  значимости. Рано ставить точку в таком деликатном вопросе ,тем более вина Веденихиных по отношению к приемным детям,не доказана. Прокуратура и следственные органы должны дать свое заключение, прежде, чем это сделает общественность... И расплывчатое лицо господина Прорехина еще долго светилось с экранов телевизоров, как  назидание другим – не спешите с выводами. Как тут не вспомнить песню Высоцкого – Жираф большой, ему видней...
Но, ввести в заблуждение общественность не удалось. В интернете развернулась компания в защиту детей. Источники раздобыли сведения о прошлом Веденихиной и о её покровительнице. Именно она ,её старая подружка, ныне руководитель Всеволожского отдела опеки и попечительства, Сарафанова Виктория Яновна, дала  «добро» на опеку восьмерых детишек из детдома.И сделала она этот шаг,чтобы компенсировать ущерб своей компаньёнше по фирме «Олимп», которая после посадки Леонеллы Ивантеевны, отошла к ней.   Блогер  Правдолюб из Всеволожска выложил в сети целую кучу документов, подтверждающих участие  госпожи Сарафановой к передаче детей Веденихиной  и  Михаилу Мошкову, которые за неделю до подписания документов оформили свой брак.
-Люди годами стоят в очереди, чтобы усыновить детей или получить разрешение на опеку -  писал блогер Правдолюб, а тут сомнительная семья, созданная за неделю до опёки, получает разрешение. Если это не жульничество, то что?-вопрошал Правдолюб
Другой источник, блогер Карина, написала в своем тосте: - Миша Мошков врун, болтун, которого я знаю со школы. Он не то, что детей не любит, он сам себя недолюбливает. Причина?  Мишка импотент, а его Леонелла – шлюха! Им нужно было легализовать себя, чтобы срубить бабки... За здорово живешь получить опеку над восемью несовершеннолетними детьми! Каково?! Всех их под суд!
Ну,и конечно же, нашлись свидетели, как и где Веденихины сбывали поделки детей в магазинах Санкт-Петербурга.
В конеце-концов дело Веденихиных приобрело всероссийских резонанс. Вмешался главный правозащитник детей России -Павел Астахин.
-  Замечательно, что детей берут на опеку наши сознательные граждане. Честь им и хвала! Мы много поработали над этим вопросом. Результат,как видете,явный. Плохо, что дети не всегда привыкают к жизни в новых условиях. И это, конечно же, накладывает отпечаток на их взаимоотношения с опекунами...И всё в том же менторском тоне,излюбленной манере чинуш, долго рассуждал ни о чём. Но провести празными разгорами людей сложно, они давно сделали вывод: кто много говорит, мало делает.
Хорошие, добрые дела совершаются без шума и суеты, и делают их те, кто не хочет себя афишировать. Зачем? Он делает добро от чистого сердца, а не ради пиара. И вот, наконец-то, заработали на полную мощь следственные органы и прокуратура. Они долго взвешивали «за» и «против» супругов Веденихиных и пришли к общему мнению: Состава преступлений против опекаемых детей у граждан Веденихиных не установлено. А посему, они освобождаются от уголовной ответственности. Однако, ввиду явных нарушений закона по опеке и попечительству, детей от граждан Веденихиных,  по решению суда изъяли  и передали обратно в детский дом. А, что касается гражданских правонарушений при назначениинии опеки ,то прокуратура  направила предупреждение  в адрес Всеволожской администрации,мол, решите вопрос со своей подчиненной сами...
На этом можно было бы поставить точку. Но, случаев, связанных с опекой  детей проходимцами, желающих заработать на этом деньги, не мало. Надеюсь, что история с железной клеткой для малышей,о которой я рассказал, насторожит читателей, и они не дадут  обмануть себя, и ни в чём не повинных  детишек.
Рождество прекрасный праздник и хочется думать, что в его дни многие детишки из Детских домов приобретут себе настоящих пап и мам. Так хочется в это верить!
P.S. Леонелла и ее муженек Мишель не расстроились решением суда, а быстро перепрофилировали свой бизнесь в фермерский, благо на деньги детей они выстроли в деревни «Грязи» особнячок, и получили  несколько гектаров земли,на халяву, якобы,для ведения сельского хозяйства.
Потом всё продали и скрылись. Так что, Бендеры нашего времени не перевелись,они лишь видоизменились и приспособились к текущему моменту.