Император Павел1 и А. Суворов. Рассказ

Георгий Волков 2
   После проведения вахт-парада офицеры должны были представиться императору в новой форме,которую он ввёл недавно.Но в зал,где проходило представление пришли несколько лиц,присутствие которых возмутило государя.Первого он заметил князя Зубовп и его презрительную улыбку."Князь Платон"-громко сказал император."Я всё надеялся,что поймёте насколько часто и бесстыдно вечно трётесь на моих глазах.Я вижу,что с такими господами как вы церемониться нечего.Приказываю вам немедленно исчезнуть из Петербурга,да и из России тоже.Уйдите отсюда,чтобы я вас больше не видел".Потом он повернулся к сенатору Трескину:"У вас прекрасноё чутьё.Вы явились вовремя.Вот вам!"Здесь орден и дарственная на несколько имений.Я исполняю волю матеои,хотя я вижу в вас перворазрядного мошейника,вы торговали справедливостью,всех ваших гадостей не перечислить.Приказываю вам в течении пяти дней покинуть российские пределы и никогда больше не появляться в моём государстве."Сенатор молча поклонился и ушёл медленным шагом.Следующим был генерал-прокурор Самойлов.Согласно предсмертной воли Екатерины2 он недавно получил в подарок четыре тысячи крестьян.Но Павел1 узнал о его хищениях,злоупотреблениях и беспутстве.Он приказал отдать его под суд.Тут же Самойлова арестовали и увели.Государь уже хотел уйти,как вдруг его взгляд случайно упал на Суворова.Все знали о чудачествах этого героя.Суворов,увидив,что государь смотрит на него,поднял одну ногу,сложил руки в виде крыльев,замахал ими и три раза прокричал"Ку-кахреку!"Павел знал о чудачествах Суворова,который помимо великого военного таланта,был велик и в своём умении общаться с людьми и покорял их своеё простотой,словечками,поговорками и даже гримасами.Все засмеялись,Павел тоже начал улыбаться,но вдруг мысль поразила его "да старик смеётся надо мной"На его лице появилось бешенство.Он подошёл к старику:"Мне кажется новая установленная мною форма ещё не получила вашего одобрения"-закричал император."Нет!" ответил Суворов,откровенно смеясь,поглаживая себя по бокам и груди."Я одел старый мундир потому,что он был пожалован мне прямо из рук матушкой-царицей.Это было после взятия Варшавы.Вот матушка и вызвала меня в Петербург отдохнуть,здесь и пожаловала фельдмаршальский мундир.То,что даётся нам государём становится святыней,с которой добровольно не растаёшся.А для того,чтобы надеть другой какой-то дурацкий кафтан-и подавно нет .Я стар,чтобы вырядиться в шута!"."Прекратите пороть вздор!"-крикнул Павел."Для честного солдата святым может быть только приказание царствующего государя.Если кому-то  угодно оставаться верным мертвецам,а не живым,пусть убирается к мертвецам,а нам-живым он не нужен.!"На слова государя Суворов с улыбкой ответил:"Существуют дела и минуты,которые вечно живы,так же бывают государи,которые хоть и живыНо,но всеравно,что умерли.А бывают государи,хоть и умерли,да вечно живые.В этом самом мундирн,государь,я стоял у ворот Херсона,где её величеством бессмертной"-Суворов повысил голос на этом слове-"императрицей Екатериной благоугодно было начерчить-Дорога в Царьград."Довльно хвастовства"-крикнул император, всё больше теряя власть над собой:"Всё это было в прошлом.В мои мундиры наденутся герои,которые будут скромнее разных  Суворовых.Они не будут так дорожить финтифлюшками да золотым шитьём,как выжившие из ума герои прошлого царствования.Я вижу вы слишком живёте прошлым,чтобы быть полезным в настоящем.Вы мне больше не нужны,фельдмаршал!". "Но тэто как посмотреть"-смело возразил Суворов-"и я могу ещё пригодиться.Помилуй Бог
,весь мир знает,что Суворов жил скромнее простого рядового."-"Да,это правда"-перебил его Павел"Но вы не представили мне рапорта о вашем мнении по новой форме солдат и офицеров нашей армии".-"Помилуй Бог,ваше величество!Да у меня рука не поднимится приняться за это дело.Много я почудил на своём веку,а уж таких фокусов не доводилось не видеть,ни делать.Нашему бравому солдату заплели косичку в затылок.Русский солдат-это мой брат,как же я могу надругаться над своим братом.К чему эти косички они будут мешать в бою.Разьве это так сказать готовое оружие для наказания солдата,ими и драть будут.Помилуй Бог!Да ведь солдат на улице собаками травить будут.Пойдёт христолюбимое воинство по улице,а мальчишки вслед кричать будут"У-лю=лю!У-лю-лю!".Может и мне старику приплясывать."Слушая эти издевательские слова,Павел думал:"Что мне с этим упрямым стариком делать.Арестовать,разжаловать,отдать по суд,унизить.Но это ведь не подхалим бывший фаворит Зубов,не мошёйник Трескин,ни вор Самойлов-это Суворов.Попробуй тронь его.Вся Европа будет надо мной смеяться,а армия мигом на штыки всех поднимет.Старик свою неприкосновенность заслужил давно.Господин фельдмаршал,почему вы не носите на груди мой портрет усыпанный брильантами,который подарил от моего имени вам мой сын Константин за Италийский поход?"-"Простите,ваше величество,но эти финтифлюшки,как вы иэволили выразиться,валяются у меня в сундуке"-"доволно шутовства!"-крикнул император и затопал ногами."Только за ваши прошлые заслуги я щажу вас.Но ни мне,не России не нужен такой шут,который умеет только поясничать.Отныне всё между нами кончено.И чтобы я ольше не видал вас в Петербурге!".Павел резко повернулся и ушёл.Александр Васильевич грустно посмотрел ему вслед и крупные слёзы покатились из его старчиских глаз."Эх матушка,матушка!"-громко сказал он.покачивая головой."Рано ты скончалась.Осиротела Россия!".Придворные,услышав эти слова.бросились бежать кто-куда.А новый государь ,шагая чётким строевым шагом,не отвеыая на льстивые поклоны придворных думал:"Как знать?Может быть этот великий старик ещё пригодится"