Няня Валя

Людмила Дейнега
               
 Мои родители были вечно заняты на работе. Отец работал директором Дома культуры, мама - главным бухгалтером администрации. Дед со стороны матери  тоже работал директором крупного предприятия, а бабушка - заведующей санитарно-эпидемиологической станцией. Со стороны отца деды тоже работали в то время, когда нужно было заниматься  ребенком. Поэтому в срочном порядке все искали мне няню. Сначала няней была баба Нюся, которая боялась всего: дождя, грома, молнии, стука, крика и т. д. Папа это вскоре заметил, и мне привели другую няню. Она была большая и красивая, с рыжими длинными косищами до пояса. Настоящая деревенская красавица с доброй, милой улыбкой и большими синими глазами. Няню звали Валя. Мама её работала в колхозе, на Валю оставляли всё домашнее хозяйство, которое она должна была кормить и поить, а потом идти и смотреть за мною, потому что мои родители жили за углом, почти рядом с Валей.
Мне тогда казалось, что Валя очень взрослая, но она училась в семилетке, и хорошо пела вместе со старшими сестрами на сцене Дома культуры. Вот там её и уговорил мой отец смотреть за мною. Вдвоем мы ходили на речку, смотрели, как важничают куры, хрюкают свиньи и вяло жуют коровы. Мы любовались коровьими глазами и плели из ромашек венки. Особенно я любила расчесывать пышные рыжие волосы Вали и заплетать косу. Валя смеялась, и мне это нравилось, потому что её смех был звонкий и счастливый.
 Потом родители построили домик возле реки, и мы переехали жить на другой край сначала села, потом посёлка городского типа. И вскоре образ няни из детства стерся в моей памяти. Когда весело пели на моей свадьбе три сестры, что-то очень знакомое было в образе одной из них…
     Смеющиеся синие глаза напоминали мне речку и кур, хрюшек и корову… Мама, смеясь, сказала мне: «Так ведь это любимая твоя няня Валя, за которой ты плакала три года…» Как-то сразу всё вспомнилось и, будто солнечный лучик начал светить в окно. Няня Валя представила своего мужа-бригадира Колю, которого я тоже воскресила в своей памяти. Это он носил Валину холщовую сумку из школы и, играя на гармошке, пел весёлые частушки, от которых я падала со смехом…  А еще я вспомнила Валю в огромной белой фате невесты, которую украшал венок из белых цветов, которые из воска делала какая - то бабушка, которой мы вместе с няней носили молоко. Она еще делала белоснежные веточки для жениха и невесты, а потом целую корзину  красивых  роз и васильков  для гостей. Все они были покрыты воском.
Моя мама называла нянину семью  счастливою парой  и говорила, что Николай  никогда Валю  ничем не обидел, и они вместе растят единственного сынишку, в котором души не чают.
 Потом у меня был институт, работа в школе, получение новой квартиры. Наш многоквартирный дом стоял  в ста метрах от частных домов. Проходя как-то по асфальту мимо уютного небольшого домика, где на лавочке обычно собирались посиделки и продавались семечки, я вдруг опять увидела свою рыжую няню. Как оказалось, это был их дом…   А на лавочке обычно были аккуратно сложенные овощи с домашних грядок, которые с удовольствием продавали  Валя и Коля. Здесь всегда можно было приобрести ягоды из сада и вкусные жареные семечки, которые тут же с аппетитом уничтожались.
 Как-то вечером, гуляя с коляской, где посапывал мой долгожданный внучок,я увидела, что у калитки няни весело пелись песни, и вновь звучала гармошка. Разрумянившаяся Валя поведала мне о том, что сын пригнал новую иномарку, а им подарил свои «Жигули». Она долго объясняла, что уже дважды она стала бабушкой и долго уже ожидает третью внучку. Невестку она постоянно расхваливала и благодарила Бога, что сыну досталась такая чудесная женщина.
 Я много раз  рассказывала  подросшему внуку о работах одной мастерицы, которая вышивала чудесные ковры. Её дом напоминал всегда краеведческий музей, где были собраны шедевры ручных уникальных работ Марии Степановны. Договорившись о встрече, мы с внуком отправились к дому бабы Маши, который стоял на углу возле светофора. Подойдя  туда, я глазам не поверила: шикарные цветы, лежащие на заборе  народной умелицы, были смяты, а самого забора не было. Мария Степановна, плача, начала мне рассказывать жуткую историю, которая заключалась в том, что в четыре часа утра в их дом на скорости врезались три машины. В одной иномарке сразу погибли все: двое детей и муж с женой, которая была еще и беременной. В двух других машинах пострадало шесть человек, двое убиты, четверо находятся в реанимации. Все ехали на рынок в Армавир. Конечно, уже было не до экскурсии…
 Мы встретились с няней Валей и её мужем случайно через несколько месяцев в поликлинике, куда я пришла за какой - то справкой. Я уже входила в кабинет к своей подруге-врачу, и столкнулась со своей бывшей няней. Под руку её держал совершенно седой Николай. Валю я узнала с большим трудом. В чёрной косынке, из-под которой выглядывала седая челка коротко подстриженных волос, похудевшая, согнувшаяся женщина с тросточкой в руках больше напоминала Бабу Ягу…     Сказочный персонаж внимательно  посмотрел на меня выцветшими голубоватыми глазами и кивнул головой. Я в ответ тоже. Был обеденный перерыв, и подруга-врач предложила мне сходить в кафе напротив. Я согласилась. В узком коридоре поликлиники мы вновь столкнулись с этой седой парой. И   тут только няня Валя обняла меня и заплакала тяжело навзрыд.  Я совершенно растерялась…
 «Хватит. Вам нельзя замыкаться в собственном горе. Погуляйте по воздуху. Успокойтесь», - подруга с трудом оттащила меня от няни…За спиной всё еще раздавались тяжелые всхлипы.
 Уже сидя за чашкой кофе, я узнала из уст подруги, что та страшная авария на углу Кооперативной и Горького, куда мы с внуком ходили на экскурсию, унесла жизни няниного единственного сына и всей его семьи… Валентина никак не может справиться с таким потрясением…
Всякий раз я прохожу мимо окон знакомого домика Вали.  Синие ставни его  наглухо закрыты. Из летней кухни совсем не слышно знакомых голосов. Только пышные ветви вишен вокруг бывшего счастливого дома моей няни пленяют буйным цветением весной, когда благоухает персидская сирень, и вишнёвым цветом крупных созревших ягод в начале лета, когда по всему посёлку несётся тут и там аромат цветущей липы.
 Яркое розовое свечение после страшной грозы этой осенью над домиком няни Вали заставлял многих прохожих останавливаться и осенять себя крестным знамением во имя памяти погибшей молодой семьи в нелепой автокатастрофе в середине посёлка три года назад.  Смолкли звуки гармошки и чудных песен хозяйки дома… Зловещая тишина вокруг домика с синими ставнями, где опять набухают почки вишен, заставляют многих задумываться над быстротечными мгновениями жизни вообще  и счастливыми неповторимыми днями детства, юности и любви…

                13.01.16