Чтение Александром Арсентьевым повести Метель

Наталья Ромодина
В 2015 году музыкальная общественность отметила 100 лет со дня рождения композитора Георгия Васильевича Свиридова.

Мы пришли с концерта Оркестра народных инструментов имени Н.П.Осипова (10 декабря 2015). Восторг – полный!

В целом, мы с мужем заметили, что музыканты очень рады выступать, они полны вдохновения. Муж подчеркнул в очередной раз, что очень многое зависит от руководителя. Нынче руководит оркестром Владимир Андропов. Он и дирижировал сегодня.

В первом отделении исполнялись музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». И артист Александр Арсентьев читал пушкинский текст.

Он читал с листа, сидя на красивом кресле под старину, рядом с дирижёром; текст повести был перед его глазами на пюпитре. Повесть была прочитана почти целиком, начиная прямо с эпиграфа из Жуковского, с небольшими купюрами.

Мне кажется, что сама идея мелодекламации, самих подобных концертов имеет право на осуществление. Прежде всего потому, что такое соединение поэзии и музыки создаёт особую атмосферу.
 
Однако голос артиста отвлекал от музыки, хотя любимые, замечательные, знакомые и очень эмоциональные мелодии исполнялись с большим чувством, пониманием, вдохновением. А с другой стороны, музыка мешала слушать пушкинскую повесть, наслаждаться необыкновенным, настоящим, точным русским языком, – знакомым и любимым произведением, – равно как и наблюдать за любимым артистом.

(Соединение классической музыки с классической литературой – что может быть прекраснее?! Для меня так – ничего! Я сама люблю такой синтез. У нас в «Моцарте и Сальери» тоже есть действие на фоне музыки, да и «Вновь я посетил» я читала под «Осеннюю песню» Чайковского. Но я, пожалуй, давно не оказывалась по эту сторону импровизированной «рампы». То есть меня как исполнителя не волнует, оказывается, вопрос, разрывается ли слушатель между поэзией и музыкой.)

Размышляя над тем, почему решили совместить чтение книги с музыкой, я вот что подумала. Может быть, побоялись, что на знакомых мелодиях народ будет болтать? Так уж пускай лучше слушает пушкинскую прозу!

Поначалу мне почувствовалось какое-то стеснение, скованность, что ли. Зал имени Чайковского – огромный, белый, довольно чопорный, официальный... А живое чтение Пушкина предполагает доверительность, интимность. Оно требует эмоционального отклика слушателя. А тут музыка ещё отвлекает! То есть музыку надо слушать сидя тихо, как мышка, а на текст надо реагировать – и вот разрываешься!

Артист с чувством читал, не торопясь, наслаждаясь пушкинским текстом. Это и хорошо, это и нравится, – что можно посмотреть Александра Арсентьева в разнообразных проектах! Приобщение к классической музыке и литературе – это обогащение души не только для зрителя, но и для самого исполнителя!

Ещё, слушая Арсентьева, я вспоминала спектакль «Повести Белкина» в родном театре нашего артиста – в Пушкинском.

В театре повесть «Метель» представляет заслуженная артистка Тамара Лякина – в спектакле она мне больше всех понравилась. Она не читала, а проигрывала, проживала эту историю с незадачливыми женихами и милой Марьей Гавриловной. И без текста перед глазами, между прочим.

Да, у её коллеги нынче была другая задача: всё же чтение с листа и игра в спектакле предполагают разные краски и разные подходы. Ироничность пушкинской стилизации, отношение мужчины к девичьим мечтам Арсентьевым передана была адекватно!

Во втором отделении, наконец, ничто не мешало наслаждаться музыкой. Пели Дарья Рубцова – народный голос, затем бас Роман Улыбин из театра Станиславского и Немировича-Данченко. Мне понравился, такой добродушный, немного лукавый. Народная артистка Ирина Долженко – из Большого театра. Потом очень интересный тенор Александр Захаров, з.а. Ингушетии, сладкий голос. Мария Пахарь исполнила красивые романсы Чайковского «День ли царит» и «Забыть так скоро». Соло на домре исполнила Екатерина Мочалова.

Оркестр играл любимые произведения: «Ноябрь. На тройке», «Ната-вальс», которые в фортепианном исполнении напоминают мне моих знакомых и любимых. Это наши «фирменные» вещи. На бис оркестр подарил нам танец Феи Драже из «Щелкунчика».
Не хотелось расходиться, всё ждали, что ещё что-то будет, но дирижёр вышел и ушёл за кулисы раза три, после чего и оркестранты потянулись вон.

Нам очень понравился концерт.