Допрос

Александр Сих
          
  Комедия в одном действии.

Действующие лица: Следователь - сотрудник прокуратуры со стажем, выбравший профессию не по призванию, но имеющий покровителя в верхах. Это тот случай, когда желание не совпадает с возможностями - рвения много, проку мало. Подозреваемый - молодой парень, стеснительный и скромный, ранее не сталкивавшийся с напористостью правоохранительных органов.

Следователь у себя в кабинете. Входит, предварительно постучав, подозреваемый.

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Здравствуйте, товарищ следователь.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. А-а-а, явились?! Здравствуйте. Входите-входите, не стесняйтесь, привыкайте к новой стороне жизни, дебютант. А насчёт товарища повременим. С порога следователю в товарищи набивается! Знаете такую пословицу - гусь свинье не товарищ? А он тут! Ишь какой гусь! Вы мне не товарищ, а...подозреваемый номер один. Как, впрочем, и два, и три, ну и так далее. Прошу. Присаживайтесь. Пока. А потом посмотрим. В ногах ведь правды нет? Нет. А где она есть, мы сейчас будем выяснять. Будем?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Да. Извините.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Я-то извиню. А вот как насчёт потерпевшего? С ним-то вот как? Пострадал человек, а вы своим молчанием и глупым отрицанием усугубляете вину. Не хотите чистосердечно сознаться в содеянном, и тем самым облегчиться. Сразу полегчало бы. И вам, и мне. Я бы вам разрешил меня товарищем называть.

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Тов...

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Рано. Ещё не заслужили.

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Ещё раз простите. А по отчеству можно?

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Можно Машку за ляжку! Шучу. По отчеству, говорите? (думает). Лучше не надо. (Смотрит в окно и мыслями уходит в прошлое). Мои последние суки на нашем генеалогическом древе были настоящие суки! Прадед, не остывай смола в его котле, был богатый кулак. Кулачище! Но жадный. И вот, когда Сталин стал коллективно грабить народ, он снёс, что успел, в лес, в землянку, и безвылазно там засел и залёг. Чего он ждал, никому не известно. Скрытный был. Через год, когда всё сожрал, вылез, скотина! Сунулся к себе,- а в его хате сельсовет. Жена-то к другому ушла. Умная баба. Тут его бдительные товарищи хвать за огузок! Кто таков? Где документ? А документа нету. Где-то профукал. А может в лесу по нужде использовал. Для него кусок сала дороже любого документа. Придурок! А председатель сельсовета, в прошлом знатный на селе раздолбай, признавать прадеда - ни в какую! Да и никто не признал. Бывшая жена и та - глянула и говорит:" Кого-то смутно напоминает мне...энтот кожушок, а кого - хоть убей не припомню". Этот одичавший робинзон, внял её просьбе, и вытащил из недр фуфайки топор. Спасли бедную бабу. И его, идиота, от тюрьмы. Вовремя обезвредили, гада! Хорошо, что не все испугались. В основном женщины...остались. Они-то и защитили соплеменницу. Потом и председатель подошёл. Он-то и определил прадеду место под солнцем. Оформили новые документы. И стал прадед - Вонючкин Леший Хапугович. Председатель услужил. Хорошо, хоть в Сибирь не отправил. Взяли в колхоз - скотником. Кем же ещё могли взять, гм..., такую скотину?! Но такие не пропадут. Обжился. Женился. Нашлась дура! Прабабка, значит. Родила сына. И назвал его прадед - Сдотост. Да, вот такой получился тост. Тогда любили из предложений имена делать. Сокращали всё. Аббревиатурили как хотели. И он туда же. Это значит - сдохни, товарищ Сталин. Месть такая. Кретин! Сдохни, но всё равно товарищ! И кому он отомстил - Сталину или сыну? Этот Сдотост, мой дед по типу, сволочь такая же, но трусливая. Решил подлизаться к хрущёвской власти и назвал своего сына - Початок! Початок Сдотостович Вонючкин! Мой отец, значит. За что так наказывать невинное дитя? До сих пор вспоминаю омерзительную харю своего деда. Чтоб ему черти попались иностранцы! Они, не наши - не загуляют. Костёр под чаном не потухнет. И батя не лучше. Всё проклятые гены! Время - брежневский застой. И вот результат - Целинник Початокович Вонючкин. Хрен выговоришь!
 
 Поворачивает голову и понимает, что увлёкся. Подозреваемый тихонько хихикает.

Молчать! Развеселились! Тут вам не "Кривое зеркало"! Счас вас так скривит, что в зеркало страшно смотреть будет! Смешинка ему в глаз попала! Будь моя воля, тебе бы...вам бы кое-что другое туда бы внедрить. Сразу приуныли бы. Но ничего, счас начнём настоящий допрос! А ну отвечайте быстро! Это ваших рук дело? Кто с вами был? Современники? Тьфу! Соучастники? Адреса? Явки? Пароли? Будем рассказывать? Что, от страха язык проглотили?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ.(Испуганно). Н-не знаю.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Не знаете, проглотили или нет? Предъявить язык к осмотру, как вещественное доказательство! (тот растеряно смотрит). Покажи язык! (показывает). О, какой длинный язык! С таким языком, я уже должен был знать всё не только об этом деле, но и твоих прежних преступлениях, начиная с того момента, как ты научился ходить. Отвечай! Кто с тобою был?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Н-не знаю.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Что ты заладил - не знаю? Вначале все так говорят. А кто должен знать? Пушкин? Президент? Или дед Пихто знает?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. (Растерянно). М-может быть дедушка?!

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Что - дедушка?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Знает.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Какой дедушка?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Д-д-дедушка Пихто.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Какой на хрен дедушка!

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Вы же сами сказали. Он п-позади меня стоял.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. И звали его - Пихто?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Не знаю. Вам виднее. (Заискивающе). Вы же сыщик.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Я не сыщик - я следователь.

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Тем более.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Более чего?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Ну, более сыщика, наверное, но менее следователя старшего. Наверное?

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Вы из себя идиота не стройте! И меня в свою компанию не впутывайте! При чём тут дед?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Он в очереди позади меня стоял.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Так! Новое криминальное лицо?! Он что, страховал тебя? Он кто? Вор в законе? В авторитете? Кличка его? А может и фамилию знаешь?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Знаю. Как не знать-то?!

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Прекрасно! Говори!

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. З-замухрышкин.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Вот идиот! Твоя фамилия написана на тебе. Деда!

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. П-п-пихто. Наверное.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Ах да, вы уже говорили. (Понимает свою оплошность). Что?! Я счас тебя задушу, а скажу, что ты сам руки на себя наложил! Сво... Спокойно, майор, спокойно. Не поддавайся на провокации врага.

 Подозреваемый смотрит на капитанские погоны следователя, а следователь смотрит в глаза подозреваемого.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Это временное недоразумение. Скоро вместо четырёх маленьких, будет одна большая звезда. Красота! Вот только вас надо посадить. Начнём сначала, гражданин Замухрышкин. Вы стояли в очереди в магазине. Что вы хотели купить?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Бу-бу-бу...

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Бутылку водки.

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Нет. Бу-бу...

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Бутылку вина.

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Бу-булку с маком и батон.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. С героином. Идём дальше. Впереди вас стоял солидный, хорошо одетый мужчина - господин Важнецкий. Да-а, важный такой. И что самое главное, с очень плотненьким бумажником. Всё правильно?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Да. А позади стоял дедушка.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Всё! Нету никакого дедушки!

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. (Очень тихо). А где дедушка?

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Умер дедушка! Затёрли дедушку в очереди. Скончался в страшных судорогах и похоронен с почестями, согласно воровскому кодексу.

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. (Жалобно). Жалко дедушку.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Да, жалко. Хороший был напарник. Хитрый. Но его нету и всё тут. Всё! Значит, Важнецкий стоит впереди, вы позади. Подходит его очередь. Он заказывает "Шато-Марго", "Наполеон" и шампанское. Французское шампанское, не наше. От Коко Шанель.

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. "Клико".

СЛЕДОВАТЕЛЬ. (Зло и подозрительно смотрит). Что - Кличко? Причём здесь Кличко? И который из них? Мэр Киева?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Извините, это шампанское такое. Французское.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Что, есть и такое? Хорошее?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. По внешнему виду вино не определишь, но бутылка красивая.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Раз бутылка красивая, значит и вино хорошее. А раз так, то тогда другое дело. Статью об оскорблении при исполнении инкриминировать не будем. Ладно, вам виднее, что он покупал. Вы ведь очень зорко за ним следили?! Но впредь, попрошу не умничать и не перебивать без разрешения.

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Извините, больше не буду.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. В очередной раз извиняю. Продолжим. И только, значит, Важнецкий собирается расплатиться - бац, а бумажника нет. Спёрли! Он в панике! Ищет по всем карманам, но не тут-то было! Бумажник, с рублями и валютой, с кучей банковских карточек, уже давно в надёжном месте! А вы спокойно продолжаете стоять. Вам хоть бы хны. Потому что бумажник вы спёрли раньше и передали напарнику.

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Дедушке?

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Оставьте в покое прах усопшего! Вы передали его второму, более молодому, который давно смылся. А дедушка прикрывал тыл. Жалко, что умер. Мы бы его тряханули бы, старого ворюгу! Ну что на это скажете, мил щипачёк?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Очень интересно. А дальше?

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Дальше всё просто. Важнецкий оборачивается и видит наглую уголовную рожу.(Показывает пальцем на подозреваемого). Сразу соображает, что это его рук дело, выводит за шиворот на улицу и вызывает полицию. То есть нас. Правда, пока наши приехали, он успел жестоко избить Важнецкого. У-у-у, очень жестоко.

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Какой ужас! Надеюсь, его задержали?

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Куда он денется от доблестных органов! Скрутили, как миленького!  (Пристально смотрит в глаза подозреваемого). Продолжаем строить? Я спрашиваю - продолжаем строить из себя идиота? Пытаемся пудрить мне мозги? Следователю со стажем заплетаем извилины?  Бесполезно! Многие пытались. И смею уверить - куда хитрее вас. Не вышло. Они у меня как стальные нити!

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Такие же прямые?

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Такие же стойкие ко всяким ухищрениям. Ещё пытаемся острить? В вашем-то положении. В шаге от тюрьмы. Вы лучше скажите - зачем так жестоко бить? А ну признавайся - зачем изувечил человека?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. И-и-извините, вчера, когда вы приходили ко мне на допрос в больницу, я никого не изувечивал? Это у меня было сотрясение и перелом руки. Это он меня избил.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. То было раньше, а то - сегодня. Он оборонялся, чтобы остаться в живых. Милый вы мой грабитель, следствию открылись новые факты. Поступила оперативная информация. А вы, значит, об этом - ни сном, ни духом?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Н-нет. Вы говорили, что просто украл.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Как оказалось, не всё так просто. Правильно, сначала украл. А потом, когда поймали за эту грязненькую лапку, тут вы его и отдубасили. И ещё как отдубасили!

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. (Понурив голову). Простите, и сильно я его покалечил?

СЛЕДОВАТЕЛЬ. А вы как думаете?! Так бить! Да на нём живого места нет! Всё неживое. Всё отбили. Всё! Счас ему, по вашей милости, приходится проходить реабилитационный курс лечения. Теперь он на Багамских островах вынужден раны зализывать. (Мечтательно). Эх, там бы и я полизал!...И смею вас заверить, эта ваша услуга влетит ему в копеечку! В долларики. В еврики.

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Жалко товарища.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Ах, какой вы у нас сердобольный! А когда били, было не жалко? И что это вы всех товарищами обзываете? Вы что, поклонник Карла Маркса? Читатель "Капитала"? Капитал надо зарабатывать, а не по карманам тырить! Так что, давай, сознавайся. И тебе легче, и мне лучше. Начальство начинает уже упрекать в некомпетентности. Меня! Следователя со стажем! Следователя, не раскрывшего ни одного преступления! (молчит и думает, затем смотрит в глаза и медленно повторяет). Следователя, ни не раскрывшего ни одного преступления. То есть, все раскрыл. Все преступления пораскрывал. Абсолютно все! Правда, по доброте душевной, многие дела отдаю своим коллегам, чтоб не шлялись без дела. Начальник вызовет, скажет:"передавай дело", а мне не жалко - пожалуйста! Мне и так хватает чем заняться, более интересным. Потому все свои раскрытые дела могу пересчитать по пальцам. Все помню. А значит, юлить со мной не советую. А советую облегчить себе совесть, а мне нервы. Которые, кстати, тоже как стальные нити. А вот играть на них я вам категорически не советую. Они не просто стальные - они под напряжением! Я вижу, вы всё поняли?! Хотите, устрою явку с повинной?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Спасибо, вы мне и так уже слишком много чего устроили.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Ну, не хотите, как хотите. Дело ваше. Слушаю.

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Т-товарищ сле...

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Опять?!

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Г-господин...

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Ну не надо мне этих буржуазных выражений. Чай, живём в народном государстве, где все равны перед законом. Я служитель закона, вы нарушитель, а по сути-то делаем общее дело. Ну?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Уважаемый то...го...следователь, я в жизни ничего не крал и никого не бил.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Вы посмотрите на него - Иисус Христос спустился на землю!

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Н-нет.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Что? Не спускался?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Н-нет. Да. То есть, я не знаю.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Вот тут я верю. Вы этого, действительно, знать не можете. Об этом первыми узнаем мы - органы дознания!

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Нет.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Не понял! Сомневаетесь в способностях доблестной полиции?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Нет.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Правильно! В полицию надо верить.

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Нет.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Опять не понял? Вы меня своим однозначным ответом совершенно запутали. Другие слова знаете?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Да.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Прекрасно. Давайте лаконично, но не кратко.

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Я говорю "нет" в том смысле, что ничего не крал и никого не бил...почти.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Так-так-так. Ещё раз не понял?! Что значит - "почти"? Ну-ка подробнее разверните мне это "почти"?! Я жду! Кого вы там почти не убили?

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Н-ну, честное слово, никого!

СЛЕДОВАТЕЛЬ. До убийства дело не дошло?! Как и с Важнецким. Изувечили человека и бросили. Не хорошо! Уже не мальчик - пора доводить начатое до конца!

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Я только один раз ударил собаку, которая пыталась меня укусить.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. А-а-а! Вот вы и попались! Вы, всё-таки, склонны к насилию. Я бы даже сказал - к садизму! Я так и знал. У меня нюх собачий на таких типов! Бить собаку?! Это же вам не человек! Гомо сапиенс, на вооружении которого все достижения прогресса, мировая культура у его ног, избивает неграмотное, беззащитное животное, которое даже не может толком укусить обидчика. А может пёс уже старый, на пенсии, без зубов, а вы его ногами...Не каждый маньяк до этого дойдёт. Я ужасаюсь, глядя на вас. Да! Ужасаюсь! Мне страшно с вами сидеть. Зверь! Отодвиньтесь!

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. То...го...У-уважаемый...то...го...

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Занервничали, когда я вас прижал к стенке. Поджилки в сердце затряслись и ушли в пятки. Я только прижал. А если вас поставить к стенке? Всё нутро затряслось бы и дало бы течь. Слабачок! Успокойтесь. Расстрела вам не видать. Слишком мелковаты. Да вы и не дожили б до него - умерли бы от страха. Кого приходится "колоть"?! Не вижу достойного оппонента. Зато вижу, что созрели для дачи показаний. Давайте чётко и по порядку. И учтите, явка с повинной уже не катит. Поздно! И про дедушку расскажите, хоть и покойник. Мы его и после смерти выведем на чистую воду, старого ворюгу!

        Потирает руки, но неожиданно раздаётся телефонный звонок.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Вот так всегда! На самом интересном! Что за козёл?! Капитан Суперменов слушает...а-а, это вы, господин Важнецкий?! Ну как вы себя чувствуете? (прикрывает трубку ладонью). Ваша несчастная жертва. Еле языком ворочает, бедняга. (В трубку). Уже вернулись?...Отмечаете возвращение? А, соскучились по родной водочке...конечно! Солнце, воздух, вода...тоска заела?...поговорить не с кем?...тупые иностранцы ни хрена не рубят по-русски...ну что поделаешь, загнивающий Запад...да что вы говорите?!...поиздевались над ними?...Вы к ним с улыбкой и матом, а они только с улыбкой? Ха-ха-ха! Один всё-таки понял?...по морде дали? Правильно!...А, вам дали? Назад ему, гаду!...Испугались за здоровье? Пожалели, значит? Нет?...Чуть руку не сломали? Ну и хрен с ней, с рукой!...А, вашу?! Какое хамло! Вот и съезди к ним отдохнуть. Невоспитанный народ. Закат цивилизации...да что вы говорите! Оказался чемпионом по боям без правил...проходу не давал?...на пляж не пускал?...да, лучше улыбаться молча, без мата...пришлось вернуться? Оно и к лучшему. Нигде так не бывает хорошо, как на Родине...согласен, даже в морду приятнее получить от соотечественника...А у меня хорошая новость. Я вот вам тут...и вы там мне...хотите сообщить?...нашли? Что нашли?...какую пропажу?...какой бумажник?...ах да, что вытащили в магазине... как никто не вытаскивал?...а-а-а, это жена спрятала...а потом призналась и вернула...только уже пустой...первоапрельская шутка...согласен, конечно, сука!...извините, это я о своей... Но позвольте, а как же ваше жестокое избиение?...как, какое? Жестокое!...да не вы, а вас! При ограблении...Ну да, кражи, к сожалению, не было...чьё здоровье? Кто не пострадал?...А, этот,...он сам кого хочешь обидит. Оказался злостным рецидивистом. Так что вам спасибо за поимку...А вы, значит, здоровы?...жаль...жаль, говорю, что отпуск испортили. Всего хорошего! Поправляйте здоровье на родной земле народными методами! Передавайте привет жене!(кладёт телефонную трубку). Суке. (смотрит в окно, по сторонам, потом на подозреваемого).

СЛЕДОВАТЕЛЬ. (Принимает строгий и серьёзный вид). Ну что ж, гражданин Замухрышкин, на этот раз вам повезло. К этому преступлению вы, к сожалению, оказались не причастны. Настоящий преступник задержан и даёт исчерпывающие показания. Как говорится, не смею больше задерживать. Сами во всём виноваты. Оказались не в том месте и не в то время. Надо быть осмотрительнее, от богатых лучше держаться подальше. Иначе, как в вашем случае, обязательно вляпаетесь в неприятность.

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. Я понял! Я лучше перейду в другую очередь! Я лучше перейду в другой магазин! Я лучше перееду в другой город! Да я лучше буду голодным!

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Ну-ну, успокойтесь. Но самое главное - надо быть добрее! Нельзя обижать братьев наших меньших! Особенно, собак. Смотрите у меня!

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ.(Радостно). Больше такого не повторится, гражданин начальник!

СЛЕДОВАТЕЛЬ.(Удивлённо смотрит). А ведь можете, когда хотите. Ладно, на прощание разрешаю товарищем назвать.

ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ. До свидания, товарищ следователь!

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Лучше прощайте. Идите с Богом, от греха подальше. И больше не попадайтесь. Нарвётесь на другого - посадит на хрен и не поперхнётся! И посетите могилу дедушки. Нельзя забывать то-ва-ри-щей!

  Подозреваемый уходит. Следователь посмотрел на левое плечо, потом - на правое.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Хоть мелкие, зато много!